30 августа 2002
№ 35 (223)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

Хозяин “Солянки”
хочет стать хозяином Калининграда.

Владимир Литвинов
Москва - Калининград

Витаутас Лопата считает себя человеком с западным мышлением, с холодным прагматичным рассудком, тем не менее, кажется, недооценивает властный ресурс и всеядность стаи в выборных технологиях, для которой “ставка больше, чем жизнь”.

Калининграду повезло. Теперь разве что туземец из племени мумбо-юмбо не слышал про славный город на Балтике. Как же? В пиар-компании, можно сказать, участвуют сами президенты Франции, США, Германии, их интересует проблема Калининграда, и они говорят об этом всему миру. А российский глава считает необходимым чуть ли не каждый день напоминать о своей озабоченности регионом. Волнует проблема и бывших казахстанцев, тех, кто теперь считает себя здесь дома.

Витаутас Валдемарус Лопата известен алматинцам как организатор суперпопулярного в период кооператорского бизнеса кафе “Бригантина”, когда нехватку стульев гости вечно переполненного кафе компенсировали ящиками из-под вина, и как создатель в 90-х кафе для гурманов “Солянка”.

В Калининграде он открыл кафе с тем же названием. “Солянка” расположилась в центре города, по одну сторону ворот зоопарка времен Восточной Пруссии. По другую сторону - тоже кафе другого бизнесмена. У Витаутаса доход в день более 100 000 рублей, у соседа в 10 раз меньше. Оба по 25 лет в бизнесе общественного питания. У Витаутаса на дверях кафе объявление о приеме на работу официанток и поваров. Зарплата предлагается достойная, но одно условие: рост не ниже 170 см и приятная внешность. Правда, такого “добра” в Калининграде, где намешано кровей со всех концов света, хоть отбавляй. У соседа не видно официанток, поскольку не видно посетителей, хотя солянка стоит на 20 рублей дешевле.

Мы сидим на летней площадке второго этажа “Солянки” с видом на причудливые вольеры с животными столетнего зоопарка.

Витаутас Лопата подвижен, легок в общении. Считает, что без особого труда прорвался депутатом в областную думу и на гребне успеха первых в своей жизни выборов решил баллотироваться в мэры города Калининграда. Выборы в октябре.

Витаутас отвергает предположение о том, что идет во власть, чтобы защитить свой бизнес. Однако не отрицает, что именно нынешняя городская власть, зарубив несколько его проектов по размножению популярного бренда, толкнула его в оппозицию. Кроме кафе удалось открыть лишь магазин тканей с весьма успешным бизнесом.

Кандидат в мэры Лопата считает, что нынешний мэр, бывший военный политрук, как, впрочем, и губернатор области, отставной адмирал, сами не заработали за свою жизнь ни рубля, получая из государственной кассы, а это самый большой недостаток в деле управления вверенной территорией: остается командовать либо просить, но не зарабатывать.

На руку кандидатам разоблачения деяний мэра в газетах, типичная ситуация для многих российских городов. Отметилась на этом поприще и газета “Янтарный караван”, одна из “дочек” алматинского “Каравана”, отца-основателя Бориса Гиллера. Высокопоставленный чиновник при ресурсах и сам зависим, но и от него многие готовы на низкопоклонную зависимость, облагодетельствовать может сполна. Вокруг сбивается алчная стая, для которой лучшая ситуация - это вечный статус-кво. Против перевыборов они будут биться насмерть, дабы не лишаться присоски к бюджету и не подвергаться судебному преследованию без властного прикрытия.

Витаутас Лопата считает себя человеком с западным мышлением, с холодным прагматичным рассудком, тем не менее, кажется, недооценивает властный ресурс и всеядность стаи в выборных технологиях, для которой “ставка больше, чем жизнь”.

Сам Витаутас намерен провести выборы чистыми руками, полагаясь на некие оптимистические прогнозы статистики и данные социологических исследований, показывающие на прозрение местного населения, которое ради светлой идеи проигнорирует бутылку водки и дармовую курицу от нечистоплотных кандидатов.

И таких его сторонников уже, думает, наберется 30-40 процентов. Это активные люди, допенсионного возраста, которые посещают страны ЕС по бизнесу, на отдыхе и видят воочию, как там живут. К ним он относит и студенчество, и челноков. До пенсионеров пытается достучаться, разъясняя им, что нет разницы, будет пенсия из российской казны или из налогов от деятельности иностранцев, главное сумма будет как в ЕС, скажем, у испанцев, около 600 долларов. Кажется, начинает находить отклик и у пенсионеров, не выезжавших за железный занавес, на Запад.

Однако в апатичной современности идеи, овладевающие массами, не всегда приводят к активным действиям. В частности, даже те его коллеги-предприниматели, которые разделяют идеи интеграции с Евросоюзом, считают, что действующий мэр выиграет уже в первом туре, поэтому денег на избирательную кампанию Витаутасу не дают.

Он не расстраивается, правда, ничего не остается, как ограничиться своими скромными, по выборным меркам, средствами и приготовиться к тому, что скорее всего деньги будут выброшены на ветер. Витаутас, кажется, готов и к такому итогу, на все мои резоны ответив с некоторой легкостью: тогда воспринимай выборы как хобби, а по поводу всеядности методов борьбы оппонентов - не пойдут же они на отстрел, да и не пристало в 45 лет бояться борьбы.

В качестве примера своей бесшабашности рассказал несколько случаев о том, как бизнес сводил его с покойными алматинскими авторитетами Алмазом и Бахой Фестивалем во времена “невозвратных кредитов”.

Разные братки подъезжали к хозяину кафе за данью и терялись в догадках, кто его “крышует”, а он нахально блефовал, не пускал их в кафе в спортивных штанах, и им приходилось снимать брюки с его же поваров. В конце концов отношения стали взаимно терпимыми.

Витаутас сделал вывод и держится со всеми на расстоянии, без панибратства, его не возьмешь тепленьким в сауне, не всучишь в долг пачку долларов: развивайся, мол, потом отдашь, а глядишь, через некоторое время фирма уже не твоя. Очевидно, психологию этих ребят он постиг еще по молодости, общаясь в то время с земляком и будущим авторитетом Красноярского края, простым “спортсменом” Анатолием Быковым. Жена Витаса родом из одного местечка с “Быком”.

Напрочь отвергает Витаутас проценты в пользу ОПГ и в Калининграде, а свое успешное становление на новом месте и свою нынешнюю независимость относит за счет умения вести честно, расчетливо и без долгов свое дело. Однако предпочитает официально спонсировать спорт и дружит с отдельными его представителями.

Началом избирательного марафона Витаутаса можно считать статью в местой газете, где он изложил свою точку зрения на актуальную проблему статуса Калининграда в связи с окружением Евросоюза. Его предупредили, что в Москве это может не понравиться, но он ответил еще одной статьей. Он предлагает либо создание Балтийской республики с большими полномочиями по типу Татарстана, в том числе с правом заключения международных договоров, введением собственных налоговых и таможенных режимов, что даст возможность уравнять их с европейскими, либо, на худой конец, создание 8-го региона с прямым назначением президентом РФ генерал-губернатора.

У Балтийской республики много противников. Прежде всего в центре и в местных властных структурах, поскольку считается, что это первый шаг к сепаратизму, к ослаблению власти, которая сейчас делает с регионом и его населением что хочет. Для коррумпированных чиновников и мафиози это очевидное отлучение от волшебной калининградской трубы, всасывающей европейские товары и распыляющей золотой дождь на их головы.

Витаутас считает, что интеграция в Евросоюз должна произойти до такой степени, когда управление городом и бизнесом станет настолько прозрачным, что приведет к смене руководителей и старых методов правления, истребит массовую коррупцию, теневиков. Чиновники Евросоюза будут следить за соблюдением прав человека и законов. Если сейчас “Лукойл” собирается бурить нефть на уникальном шельфе и власти потворствуют, то европейцы скажут “Низзя!”. Они не смогут командовать напрямую, но будут рекомендовать не нарушать правила игры в ЕС и сопровождать привлекательными предложениями, от которых невозможно будет отказаться.

Свои рассуждения Витаутас подкрепляет цифрами. В области почти миллион жителей, около 300 тысяч несколько раз в год пересекают границу, если будет выбран визовый режим, существующие в Калининграде литовское и польское консульства с выдачей виз, будь они хоть пластиковые, не справятся. А при республике в составе России и ассоциированном членстве в Евросоюзе законодательства уравняются, калининградцам визы не понадобятся, с границы исчезнет барахолка со спекуляцией автомобилями, сигаретами и водкой.

Для 20 тысяч ежегодно приезжающих из “материковой” России Витаутас Лопата предлагает предусмотреть упрощенные визы по приглашению от родственников, все калининградцы будут занесены в компьютерную картотеку Евросоюза, а на случай транзита для траурных ритуалов приезжающим будет полагаться компенсация.

Ограничения с транзитом из России устраивают многих калининградцев, но будут напрягать россиян и гостей из СНГ, которым визы придется покупать за немалые деньги и полагаться на милость еврочиновников “пущать или не пущать”.

А на побережье области все больше народа из России притягивают прекрасные курортные места, с уникальными заповедниками, под охраной ЮНЕСКО, правда, еще не освоенные, как Юрмала, но зато на 500 километров “теплее” ее.

Недаром на побережье ажиотажно скупается все. Риэлторы жалуются, что власти лишили их хороших процентов, в открытой продаже не осталось недвижимости, в то время как участки идут до 50000 долларов. В скупке, под шумок политической возни, засветились москвичи. Впрочем, не только на побережье. Жена столичного мэра приобрела конезаводик, а душка шоумен из “Поля чудес” прикупил аэродром. Надо полагать, в Москве лучше информированы о перспективах, чем в самом Калининграде.

У Витаса местного патриотизма больше, чем панроссийского. При предложенном Евросоюзом визовом режиме и сохранении нынешнего статуса Калининграда экономика, по его прикидкам, потеряет свою составляющую наполовину, тогда Балтийская республиканская партия уже через год возглавит бегство региона из состава России. На чаше весов благополучие 20 тысяч приезжающих и миллиона постоянно живущих. Россия, ничего не теряя, приобретет опыт пилотного региона, а регион расцветет и через 2-3 года будет неузнаваем. Причем область способна вместить еще миллион, поскольку плотность заселения составляет 0,6, если за единицу взять плотность в среднем по России.

Витаутас не боится потенциальных конкурентов, переселенцев ни из ближнего, ни из дальнего зарубежья, чего нельзя сказать о других ворчащих по углам: “Понаехали тут, работу отнимают”. Западные научат работать, приведут банки и страховые компании, восточные тоже привезут какие-никакие средства. Он мечтает, что ему удастся занять место мэра и сделать правила игры для всех одинаковыми, открыть зеленую улицу в бизнесе для всех, в этом надеется на помощь и опыт губернатора Псковщины Прусака. Тогда и его бизнес будет расширяться.

Мечтать не вредно, тем более когда есть рукотворный памятник сбывшейся мечты - “Солянка” в Алматы. По накатанной дорожке она теперь уже новому хозяину продолжает приносить прибыль.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии