30 августа 2002
№ 35 (223)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту
    Исследования 

ТРУБОПРОВОД - РЕВЮ

Андрей Губенко

Вот и подоспела золотая осень. Но в Казахстане, так случилось, осень - еще и пора черного золота. В начале сентября казахстанские нефтяники отмечают свой профессиональный праздник, и как раз в эти дни три года назад вся страна праздновала сто лет казахстанской нефти. Осенью же в Алматы проходит ежегодный международный форум KIOGE.
Не обошла стороной эта традиция и нефтепроводчиков. Именно в канун осени 1969 года была сдана в эксплуатацию первая очередь крупнейшего магистрального казахстанского нефтепровода Узень - Атырау - Самара (участок Узень - Атырау), когда, собственно, казахстанская нефть впервые и получила по-настоящему широкий выход на мировые рынки. А нынче, в 2002 году, последователи тех первопроходцев - коллектив ЗАО “КазТрансОйл” - празднуют свой первый юбилей, пятилетие образования компании.

Львиная доля всей отечественной нефтегазовой отрасли приходится на западные области страны. Не составляет исключения и КТО, являющийся национальным транспортировщиком нефти. Флагман компании - ее Западный филиал, а “ось” последнего - упомянутый нефтепровод Узень - Атырау - Самара.

Вдоль этой трубы КТО совместно с Национальным пресс-клубом и устроил пресс-тур для журналистов в ознаменование всех вышеперечисленных углеводородных дат и, разумеется, первого юбилея - пятилетия. Вот она - земля, с которой (а вернее, с содержимым ее недр) связывает столь впечатляющие ожидания вся остальная страна.

Вдоль границы географии
1237 километров с юга на север вдоль западной границы страны протянулась труба (это лишь казахстанский участок, а общая длина нефтепровода превышает полторы тысячи километров), связывая единой сегодня судьбой города и земли, до недавних пор имеющие историю столь розную и разную.

Суровые каменистые пустыни Мангышлака с загадочным прошлым, в которых кладбища превосходят количеством и качеством “жилья” временные пристанища по соседству. Северные берега седого Каспия - некогда пастбища кочевников Ногайской орды, не оставивших потомков.

Магистральный трубопровод, пронизав время и пространство, завязал огромный регион в один хозяйственный узелок, и сейчас все они - и Атырау, и Актау, и Уральск - с переменным успехом оспаривают друг у друга почетное ныне звание “нефтяной столицы”.

А вот нефтепроводчики в аналогичном вопросе уже, похоже, определились. Ранее дислоцировавшуюся в Актау штаб-квартиру Западного филиала к Новому году планируют перенести в Атырау. Новый высотный навороченный офис в виде раскрытой книги на берегу Урала почти готов (подрядчик - турецкая фирма, к слову, та же, что строила гостиницу “Анкара” в Алматы).

Но не в офисе, конечно, дело; к переезду побуждают весьма серьезные обстоятельства, из которых открытие “большой нефти” на Кашагане и пуск нефтепровода КТК - не единственные. Главное же заключается в том, что развитие компании - и то, что уже сделано, и перспективы - заставляет взглянуть на нефтепроводную систему Казахстана совсем иначе, чем она когда-то виделась из Красного Кремля. Тогда Каспий естественным и логичным образом представлялся границей географии. Сегодня у географии границ нет.

Красноречие финансов
10 лет самостоятельной жизни для казахстанских нефтепроводчиков стали трудным испытанием, но и хорошим уроком. Наследство, оставшееся Казахстану от союзной нефтепроводной сети - “Южнефтепровод”, к середине 90-х годов не стоило не копейки - настолько износились основные фонды.

В 1997 году было решено создать национальную компанию ЗАО “КазТрансОйл” со стопроцентным госпакетом акций. И ситуация стала исправляться: в 2002 год компания вошла с общей стоимостью активов 170 миллиардов тенге. Валовая выручка за прошлый год превысила 44 миллиарда тенге, а чистый доход составил 4,5 миллиарда.

КТО, помимо всего прочего, - один из крупнейших в стране налогоплательщиков: в 2001-м он выплатил в бюджет 9,6 миллиарда тенге. Заметим также, что в отличие от многих других национальных компаний КТО добросовестно выплачивает в бюджет и дивиденды на госпакет акций. За прошедшие годы эта сумма составила 1 миллиард 840 миллионов тенге.

Ну а нынешний, юбилейный, год ознаменовался для компании двумя важными событиями. В феврале указом президента была создана единая интегрированная нефтегазовая компания “КазМунайГаз”, в которую в качестве структурного подразделения и вошло ЗАО “КазТрансОйл”. А в мае агентством Moody’s Investors Service (к слову, одним из самых консервативных) был присвоен рейтинг КТО на уровне Ва2 (на уровне суверенного) - один из самых высоких среди корпоративных эмитентов РК. (Напомним, в прошлом году “КазТрансОйл” вышел на мировой рынок капитала, выпустив и разместив еврооблигации на сумму 150 миллионов долларов. Это был международный дебют не только для КТО, но и для всех казахстанских компаний.)

Все это - сухая статистика. Но чтобы увидеть своими глазами, как эта статистика в действительности делается, за счет чего осуществлен рывок, необходимо посетить Западный филиал КТО.

На суше и на море
Сегодня ключевой пункт в транспортировке казахстанской нефти - Атырау (с чем и связан перенос штаб-квартиры). Через него проходит как труба Узень - Атырау - Самара, по которой бежит мангышлакская нефть, так и нефтепровод КТК Тенгиз - Новороссийск. Но и это еще не все. В ближайшей перспективе - открытие нефтепровода, который позволит доставлять в Атырау актюбинскую и, возможно, даже кумкольскую нефть, что в более отдаленной перспективе может быть использовано при реализации проекта Западный Казахстан - Китай, и, таким образом, все нефтепроводы Казахстана будут наконец замкнуты в единую сеть. Задача, что и говорить, достойная. Но по порядку.

Важнейшим проектом, завершенным КТО совместно с российской компанией “Транснефть” в 2000 году, стало увеличение мощности нефтепровода Атырау - Самара до 15 миллионов тонн в год. Сегодня существует договоренность с “Транснефтью” по дальнейшему совместному расширению мощности нефтепровода. На основании прогнозных данных, к 2006 году по нему будет транспортироваться до 25 миллионов тонн в год.

Кроме того, ЗАО “КазТрансОйл” запланированы проекты обеспечения соответствующей смеси казахстанской нефти, приемлемые для поставок по нефтепроводу Атырау - Самара. Поэтому компания занимается введением банка качества как одного из основных факторов повышения привлекательности ее услуг для таких нефтедобытчиков, как, например, “Тенгизшевройл”.

Далее. Принимая во внимание ожидаемое увеличение добычи нефти в Актюбинском регионе до 14 миллионов тонн в год в 2007 году, в 2002 году начато строительство нефтепровода Кенкияк - Атырау. Проект осуществляется совместно с китайской стороной и ввод в эксплуатацию первой очереди запланирован уже в начале следующего года. КТО будет оператором трубопровода.

Впрочем, это не все. Учитывая темпы освоения месторождений Алибекмола и Кожасай, разрабатываемых компанией “Казахойл Актобе”, строительство нефтепровода Кенкияк - Атырау, а также прогнозируемое увеличение объема добычи в целом, КТО приступит к строительству нефтепровода Алибекмола - Кенкияк и планирует его завершение к вводу в эксплуатацию трубы Кенкияк - Атырау.

Какое отношение к этому имеет транспортировка кумкольской нефти, объемы добычи которой бурно прогрессируют? В настоящее время приоритетным направлением экспорта кумкольской нефти является европейский рынок, что требует от КТО развития соответствующей инфраструктуры для поставок нефти с месторождений в западном направлении. Так, в декабре 2001 года было положено начало для отгрузок кумкольской нефти, поставляемой по железной дороге до сливной эстакады НПС “Атырау”, для дальнейшей прокачки по трубе до Самары. Однако в будущем возможно радикальное решение проблемы экспорта кумкольских углеводородов.

В течение ближайших нескольких лет будет построен трубопровод Кумколь - Аральск с последующим его продлением до Кенкияка. В случае реализации данного проекта вкупе с вводом в эксплуатацию трубы Кенкияк - Атырау это позволит технологически интегрировать все три нефтепроводные системы “КазтТрансОйла” в единое целое, и тогда нефтепровод Кумколь - Кенкияк - Атырау впоследствии может быть использован при реализации проекта нефтепровода Западный Казахстан - Китай (о чем говорилось выше).

При всей важности Атырау в деле транспортировки казахстанской нефти нельзя не замечать увеличивающегося значения Актау, где расположен единственный в стране морской порт. Доставка морем - одна из самых выгодных, и не случайно через порт Актау в 2001 году было отгружено 4,8 миллиона тонн нефти для дальнейшей поставки в Баку и Махачкалу, что превышает аналогичный показатель 2000 года в полтора раза (вообще же через порт сегодня можно пропустить до 7 миллионов тонн нефти).

В прошлом году КТО разработал новый маршрут транспортировки актюбинской нефти через нефтеналивную эстакаду Бестамак, порт Актау - порт Махачкала, и далее по нефтепроводу Махачкала - Новороссийск, по которому в прошлом году удалось прокачать 1,2 миллиона тонн.

Еще больше перспектив имеет трафик Актау - Баку - Батуми (с сохранением качества нефти), который является одним из самых выгодных для производителей легких нефтей. Этому во многом способствует установленный правительством РК режим благоприятствования развития порта Актау.

Алматы - Актау - Атырау - Актау - Алматы

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии