ТРУБОПРОВОД
- РЕВЮ Андрей Губенко Вот и подоспела золотая осень. Но в
Казахстане, так случилось, осень - еще и пора черного золота. В начале сентября
казахстанские нефтяники отмечают свой профессиональный
праздник, и как раз в эти дни три года назад вся страна праздновала сто лет казахстанской
нефти. Осенью же в Алматы проходит ежегодный международный форум KIOGE. Не
обошла стороной эта традиция и нефтепроводчиков. Именно в канун осени 1969 года
была сдана в эксплуатацию первая очередь крупнейшего магистрального казахстанского
нефтепровода Узень - Атырау - Самара (участок Узень - Атырау), когда, собственно,
казахстанская нефть впервые и получила по-настоящему широкий выход на мировые
рынки. А нынче, в 2002 году, последователи тех первопроходцев - коллектив ЗАО
“КазТрансОйл” - празднуют свой первый юбилей, пятилетие образования компании. Львиная
доля всей отечественной нефтегазовой отрасли приходится на западные области страны.
Не составляет исключения и КТО, являющийся национальным транспортировщиком нефти.
Флагман компании - ее Западный филиал, а “ось” последнего - упомянутый нефтепровод
Узень - Атырау - Самара. Вдоль этой трубы КТО совместно с Национальным пресс-клубом
и устроил пресс-тур для журналистов в ознаменование всех вышеперечисленных углеводородных
дат и, разумеется, первого юбилея - пятилетия. Вот она - земля, с которой (а вернее,
с содержимым ее недр) связывает столь впечатляющие ожидания вся остальная страна. Вдоль
границы географии 1237 километров с юга на север вдоль западной границы
страны протянулась труба (это лишь казахстанский участок, а общая длина нефтепровода
превышает полторы тысячи километров), связывая единой сегодня судьбой города и
земли, до недавних пор имеющие историю столь розную и разную. Суровые каменистые
пустыни Мангышлака с загадочным прошлым, в которых кладбища превосходят количеством
и качеством “жилья” временные пристанища по соседству. Северные берега седого
Каспия - некогда пастбища кочевников Ногайской орды, не оставивших потомков. Магистральный
трубопровод, пронизав время и пространство, завязал огромный регион в один хозяйственный
узелок, и сейчас все они - и Атырау, и Актау, и Уральск - с переменным успехом
оспаривают друг у друга почетное ныне звание “нефтяной столицы”. А вот
нефтепроводчики в аналогичном вопросе уже, похоже, определились. Ранее дислоцировавшуюся
в Актау штаб-квартиру Западного филиала к Новому году планируют перенести в Атырау.
Новый высотный навороченный офис в виде раскрытой книги на берегу Урала почти
готов (подрядчик - турецкая фирма, к слову, та же, что строила гостиницу “Анкара”
в Алматы). Но не в офисе, конечно, дело; к переезду побуждают весьма серьезные
обстоятельства, из которых открытие “большой нефти” на Кашагане и пуск нефтепровода
КТК - не единственные. Главное же заключается в том, что развитие компании - и
то, что уже сделано, и перспективы - заставляет взглянуть на нефтепроводную систему
Казахстана совсем иначе, чем она когда-то виделась из Красного Кремля. Тогда Каспий
естественным и логичным образом представлялся границей географии. Сегодня у географии
границ нет. Красноречие финансов 10 лет самостоятельной жизни
для казахстанских нефтепроводчиков стали трудным испытанием, но и хорошим уроком.
Наследство, оставшееся Казахстану от союзной нефтепроводной сети - “Южнефтепровод”,
к середине 90-х годов не стоило не копейки - настолько износились основные фонды.
В 1997 году было решено создать национальную компанию ЗАО “КазТрансОйл”
со стопроцентным госпакетом акций. И ситуация стала исправляться: в 2002 год компания
вошла с общей стоимостью активов 170 миллиардов тенге. Валовая выручка за прошлый
год превысила 44 миллиарда тенге, а чистый доход составил 4,5 миллиарда. КТО,
помимо всего прочего, - один из крупнейших в стране налогоплательщиков: в 2001-м
он выплатил в бюджет 9,6 миллиарда тенге. Заметим также, что в отличие от многих
других национальных компаний КТО добросовестно выплачивает в бюджет и дивиденды
на госпакет акций. За прошедшие годы эта сумма составила 1 миллиард 840 миллионов
тенге. Ну а нынешний, юбилейный, год ознаменовался для компании двумя важными
событиями. В феврале указом президента была создана единая интегрированная нефтегазовая
компания “КазМунайГаз”, в которую в качестве структурного подразделения и вошло
ЗАО “КазТрансОйл”. А в мае агентством Moody’s Investors Service (к слову, одним
из самых консервативных) был присвоен рейтинг КТО на уровне Ва2 (на уровне суверенного)
- один из самых высоких среди корпоративных эмитентов РК. (Напомним, в прошлом
году “КазТрансОйл” вышел на мировой рынок капитала, выпустив и разместив еврооблигации
на сумму 150 миллионов долларов. Это был международный дебют не только для КТО,
но и для всех казахстанских компаний.) Все это - сухая статистика. Но чтобы
увидеть своими глазами, как эта статистика в действительности делается, за счет
чего осуществлен рывок, необходимо посетить Западный филиал КТО. На суше
и на море Сегодня ключевой пункт в транспортировке казахстанской нефти
- Атырау (с чем и связан перенос штаб-квартиры). Через него проходит как труба
Узень - Атырау - Самара, по которой бежит мангышлакская нефть, так и нефтепровод
КТК Тенгиз - Новороссийск. Но и это еще не все. В ближайшей перспективе - открытие
нефтепровода, который позволит доставлять в Атырау актюбинскую и, возможно, даже
кумкольскую нефть, что в более отдаленной перспективе может быть использовано
при реализации проекта Западный Казахстан - Китай, и, таким образом, все нефтепроводы
Казахстана будут наконец замкнуты в единую сеть. Задача, что и говорить, достойная.
Но по порядку. Важнейшим проектом, завершенным КТО совместно с российской
компанией “Транснефть” в 2000 году, стало увеличение мощности нефтепровода Атырау
- Самара до 15 миллионов тонн в год. Сегодня существует договоренность с “Транснефтью”
по дальнейшему совместному расширению мощности нефтепровода. На основании прогнозных
данных, к 2006 году по нему будет транспортироваться до 25 миллионов тонн в год.
Кроме того, ЗАО “КазТрансОйл” запланированы проекты обеспечения соответствующей
смеси казахстанской нефти, приемлемые для поставок по нефтепроводу Атырау - Самара.
Поэтому компания занимается введением банка качества как одного из основных факторов
повышения привлекательности ее услуг для таких нефтедобытчиков, как, например,
“Тенгизшевройл”. Далее. Принимая во внимание ожидаемое увеличение добычи
нефти в Актюбинском регионе до 14 миллионов тонн в год в 2007 году, в 2002 году
начато строительство нефтепровода Кенкияк - Атырау. Проект осуществляется совместно
с китайской стороной и ввод в эксплуатацию первой очереди запланирован уже в начале
следующего года. КТО будет оператором трубопровода. Впрочем, это не все.
Учитывая темпы освоения месторождений Алибекмола и Кожасай, разрабатываемых компанией
“Казахойл Актобе”, строительство нефтепровода Кенкияк - Атырау, а также прогнозируемое
увеличение объема добычи в целом, КТО приступит к строительству нефтепровода Алибекмола
- Кенкияк и планирует его завершение к вводу в эксплуатацию трубы Кенкияк - Атырау.
Какое отношение к этому имеет транспортировка кумкольской нефти, объемы
добычи которой бурно прогрессируют? В настоящее время приоритетным направлением
экспорта кумкольской нефти является европейский рынок, что требует от КТО развития
соответствующей инфраструктуры для поставок нефти с месторождений в западном направлении.
Так, в декабре 2001 года было положено начало для отгрузок кумкольской нефти,
поставляемой по железной дороге до сливной эстакады НПС “Атырау”, для дальнейшей
прокачки по трубе до Самары. Однако в будущем возможно радикальное решение проблемы
экспорта кумкольских углеводородов. В течение ближайших нескольких лет
будет построен трубопровод Кумколь - Аральск с последующим его продлением до Кенкияка.
В случае реализации данного проекта вкупе с вводом в эксплуатацию трубы Кенкияк
- Атырау это позволит технологически интегрировать все три нефтепроводные системы
“КазтТрансОйла” в единое целое, и тогда нефтепровод Кумколь - Кенкияк - Атырау
впоследствии может быть использован при реализации проекта нефтепровода Западный
Казахстан - Китай (о чем говорилось выше). При всей важности Атырау в деле
транспортировки казахстанской нефти нельзя не замечать увеличивающегося значения
Актау, где расположен единственный в стране морской порт. Доставка морем - одна
из самых выгодных, и не случайно через порт Актау в 2001 году было отгружено 4,8
миллиона тонн нефти для дальнейшей поставки в Баку и Махачкалу, что превышает
аналогичный показатель 2000 года в полтора раза (вообще же через порт сегодня
можно пропустить до 7 миллионов тонн нефти). В прошлом году КТО разработал
новый маршрут транспортировки актюбинской нефти через нефтеналивную эстакаду Бестамак,
порт Актау - порт Махачкала, и далее по нефтепроводу Махачкала - Новороссийск,
по которому в прошлом году удалось прокачать 1,2 миллиона тонн. Еще больше
перспектив имеет трафик Актау - Баку - Батуми (с сохранением качества нефти),
который является одним из самых выгодных для производителей легких нефтей. Этому
во многом способствует установленный правительством РК режим благоприятствования
развития порта Актау. Алматы - Актау - Атырау - Актау - Алматы |