Угол
взлета Мира Мустафина Театральное творчество супружеской
пары - Лейлы и Юрия Ханинга-Бекназар... Почему оно так неординарно? Кто-то
из “газетных” коллег назвал супругов героями северной столицы. Почему? Они
не спасали, задыхаясь от дыма... или ценою высокого волевого напряжения, не побеждали
смертельный недуг... А все дело в любви, господа. Она сидела на лавочке
в сквере перед театром и плакала. Лавочка была у самого входа
в кафе “Турандот”, и ей казалось, заплакала она оттого, что там вдруг заиграли
вальс, знакомый с детства, полный предчувствий радости и любви. “Что же это со
мной?” - не успела подумать Лейла. Как вдруг (в жизни творческих людей “вдруг”
следуют как закономерность) она почувствовала, что на лавочке не одна. Повернулась
и увидела его - Юрия. Он молча смотрел на нее и не знал, с чего начать знакомство. “Красив,
как Бог, - скажет она подруге, стараясь не смотреть на себя даже в отражениях
витрин магазинов. - Перешагнув за 35, и не подозревала, что красиво все, на что
смотришь с любовью”, - признавалась сама себе Лейла. Они сидели и молча слушали
вальс. Солидный и респектабельный Юрий Ханинга, ведущий режиссер театра русской
драмы, осмелев, все же сказал Лейле все, что хотел сказать с того момента, когда
впервые увидел на сцене темпераментную, импульсивную, красивую и отчаянную женщину. Любовь
- молния. Только вот на пустом небе молнии не сверкают. Юрий долго шел к ней.
Можно смело сказать, что всю жизнь он искал женщину своей мечты. Он не верил...
Хотя невероятное в чудесах то, что они случаются. Лейла вдруг неожиданно
для себя самой сказала: “Я была замужем”. - “Ну и что?” - “У меня есть дети”.
- “Твои дети - мои дети”, - спокойно ответил Юрий, и когда оркестр “замолчал”,
ушел. Юрий - Что считаете в жизни главным? - Семью. Лейла мне подарила
то, чего у меня никогда не было, и о чем я мечтал. Семью. Детей. Кучу родственников.
Я сразу же стал дядей, дедушкой, зятем, братом... Большая семья - крепкая, дружная,
веселая - была для меня заоблачной мечтой. И вдруг все сразу “свалилось”. Первое
время мне было даже трудно дышать от счастья. И, конечно, работа. Театр. Столичный
театр надо поднимать, растить талантливую молодежь. Правофланговым законодателем
театральной моды должна быть Астана. Театр, которым я руковожу. - Что считаете
важным для своей профессии? - Физическое совершенство. Потому что в театр надо
не входить - влетать на крыльях. Вот тогда будешь в поиске - Какая психология,
по-вашему, наиболее вредна для профессии режиссера? - Психология консерватора. -
Какие вам артисты нравятся? - Неудержимые. С чувством юмора. - А послушные? -
“Послушные” - бич советского театра. Главного режиссера боялись все и смотрели
ему в рот. Это страшная вещь. - Почему? - Послушный артист никогда не полезет
на рожон за свои принципы. Он будет как манекен... Юрий Ханинга-Бекназар
всегда лез на рожон за свои принципы. Потому у него и была слава самого скандального
режиссера. Но здесь есть свое “но”. Его постановки были нестандартными. Они, словно
военные события, врезались в традиционное классическое театральное клише. О нем
говорили: “характер, дай Боже!” И когда они (Юрий и Лейла) поженились, многие
шептались: “брак на полгода - характерами не сойдутся”. Оказалось все по-другому.
Характерами-то сошлись, и самое главное, жизненными и профессиональными принципами
- тоже. Оба - только на крыльях! Лейла - Вам было когда-нибудь с Юрием
скучно? - Нет, никогда. - Чего вы стыдитесь больше всего? - Душевной
лени. - А чего страшитесь как актриса? - Быть безразличной зрителю. -
Можно ли научиться любить? - Не знаю. Для меня главное правило - уметь любить
самой. Он поднимался на третий этаж роддома и мысленно представлял себе,
как поднимается по этим ступенькам, утром и вечером, его Лейла. Каждый день на
процедуры. В эти месяцы он обдумал многое. В том числе и замысел своей постановки.
Смелой, раскованной, дерзкой. “Ревизор”. Первая сцена - в бане... Юрий решил,
что это будет ода чиновникам. Настоящая и очень злая, чтобы хоть родильные дома
строили хорошими, по последнему слову. Чтоб все было для детей - светлое и красивое.
А потом поймал себя на мысли: волноваться стал необычно, ответственность почувствовал
- впервые в 50 лет стал отцом. Юрий. Лейла - Без чего человек не может
прожить? - Без любви. - У какого человека могут быть истинные друзья? -
У того, кто точно знает, где его враг. - Что вас больше всего разочаровывает
в жизни? - Это когда человек не чувствует себя частичкой своего народа, а также
непонимание и хамство. - Вы патриоты? - В этом ничего плохого нет. Почему
мы все приземляем? Мы бросили все в Алматы, чтобы здесь вместе с молодой Астаной
построить и свою семью. Когда приехали, первое время скучали. Безумно скучали. Лейла:
- Я даже плакала. Приходит ко мне Юра в роддом, а я ему - увези меня обратно.
А он мне свое - по трем улицам хожу, ничего не вижу. Родилась Томирис. Надо жить,
успокоилась, ребенок - это такая ответственность. У Юрия сразу же крылья выросли.
“Для Томириски ставлю спектакли! - говорит. - Чтоб ей не было стыдно за меня”.
А дочка еще в коляске спит. - А она на кого похожа? - На нас! Юрий: -
Знаете, у нас в Астане дружная театральная семья. Мы ведь совсем юнцы - казахский,
русский, оперный. Нет соперничества, один интерес. Помогаем друг другу. Я там
так же молод и совсем юн, как моя Томирис. - Юрий, что считаете своим долгом? -
Вырастить дочерей. И построить хороший театр в Астане. Театр, в который не стыдно
будет ходить моим детям... А потом они долго вспоминали о своем летнем отдыхе.
Как съездили на родину Юрия - в Усть-Каменогорск. И как настиг их теплый летний
дождь. Крупные капли хлынули на них внезапно на берегу Бухтармы; заливисто смеялась
Томириска, ловя ручонками водную стихию. Промокнув до нитки, они всей семьей не
перестали танцевать ча-ча-ча, улыбаясь дождю и солнцу. - Юрий, в Астане ваша
карьера взлетела. Угол взлета каков? - Мой угол взлета - любовь. Меня бесконечно
вдохновляет Лейла. Она мой перпетуум- мобиле! |