16 августа 2002
№33 (221)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Здоровье
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
       Мнения  

Обратная связь

Куаныш Бекзатов,
заместитель генерального директора Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом

В прошлом номере на полосе “Мнения” мы обсуждали вопрос, каким должно быть тестирование на ВИЧ и СПИД людей из группы риска: добровольным или принудительным. Отклики в редакцию продолжают поступать. Сегодня мы публикуем один из них.

- СПИД - это синдром приобретенного иммунодефицита, терминальная стадия инфекции, вызываемой вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Между заражением ВИЧ и развитием СПИДа может пройти 10 и более лет. Так что лечение СПИДа к освидетельствованию на ВИЧ имеет лишь косвенное отношение.

Тестирование, как таковое, не оказывает влияния на распространение вируса, так как не дает возможности определить, есть ли в крови специфические антитела к ВИЧ. Если такие антитела есть, то это значит, что ВИЧ внедрился в организм. Необнаружение антител к ВИЧ вовсе не свидетельствует о том, что в организме нет вируса. Не исключено, что антитела еще просто не успели выработаться, так как от момента внедрения вируса до образования антител в определяемых количествах может пройти полгода и более. Таким образом, при помощи рутинного тестирования нельзя достаточно точно отделить людей с ВИЧ от людей без ВИЧ. Собственно, это и произошло в 2001 г. в пенитенциарной системе Казахстана. Около 40 человек, анализ крови которых на ВИЧ-статус, проведенный в следственных изоляторах, дал отрицательные результаты, при помещении в учреждения отбывания наказания оказались ВИЧ-положительными. Принудительное освидетельствование на ВИЧ лиц, лишенных свободы, только вводит людей в заблуждение о том, что они якобы не могут заразиться ВИЧ в своей среде вне зависимости от их инъекционного и полового поведения.

Неэффективность “входного” тестирования заключенных показал опыт всех вводивших его стран, включая Украину и Россию, отказавшихся от подобной практики. Защитить заключенных посредством “отборочного” тестирования от заражения ВИЧ еще никому не удалось.

К чему реально приводит практика принудительного тестирования очень четко сказано в Программе противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа, принятой постановлением правительства от 14 сентября 2001 г. №1207. Цитирую: “Тактика профилактики ВИЧ-инфекции, использовавшаяся до сих пор, существенно не отличалась от традиционно принятой тактики в отношении других инфекционных заболеваний. Она заключалась в попытке выявить как можно больше людей, живущих с ВИЧ, проследить эпидемиологическую цепочку, установить их контакты и прекратить передачу инфекции путем вмешательства в эпидемиологический процесс”. (На самом деле - это всего лишь неэффективные попытки установления контроля над половой жизнью и инъекционным поведением людей с ВИЧ под страхом уголовного преследования за нарушение медицинских предписаний).

Продолжаю цитировать правительственный документ. “В то время как нет никаких доказательств эффективности установления контроля над личным поведением людей, живущих с ВИЧ, с целью предотвращения передачи инфекции, практика принудительного тестирования, будучи ограничительной по своей природе, побуждает наркоманов к еще большей изоляции. В результате, будучи крайне недостаточно осведомленными о способах предотвращения передачи ВИЧ, они не получают профилактических программ и не могут сознательно избрать выгодные для них модели поведения”.

Данные о трех тысячах ВИЧ-инфицированных в стране, приведенные в заметке, не более чем миф, вызванный ошибочными подходами к эпидемиологическим наблюдениям, которые отчасти были выбраны неверной практикой тестирования. Дозорный эпидемиологический надзор, проведенный в 2002 г. в 9 городах Казахстана, показал, что 3,3% из более чем 2500 обследованных в случайных выборах наркоманов инфицированы ВИЧ. Согласно аналитической справке к картам по наркоситуации в Республике Казахстан, подготовленной Комитетом по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, в 2001 году устойчивую зависимость от наркотиков имели 1,7% общего населения страны. Численность наркоманов (как имеющих устойчивую зависимость, так и тех, у которых таковая еще не развилась) оценивается в 250000 человек! Это означает, что не 3, а около 8 тысяч наркоманов в Казахстане сегодня живут с ВИЧ!

Анализ данных о половом поведении наркоманов, полученных в ходе дозорного эпидемиологического надзора, проведенного до выхода в свет новых правил тестирования, показал, что каждый из них ежегодно заражает ВИЧ половым путем еще одного человека, не употребляющего наркотики. Таким образом, согласно нашей оценке, сегодня в Казахстане живет не менее 20000 людей с ВИЧ. Большинство из них не подозревают об этом и практикуют опасные формы поведения, приводящие к распространению ВИЧ-инфекции. Представим себе невероятное: службе СПИДа, благодаря политике санкций, удалось поставить контроль за поведением всех 3 тысяч выявленных ВИЧ-инфицированных. Может ли это изменить эпидемиологическую ситуацию, если есть еще 17000 людей с ВИЧ, поведение которых не контролируется? Разумеется, нет! Насаждавшиеся со времени бывшего СССР силовые методы решения проблемы распространения ВИЧ-инфекции только ухудшили ситуацию.

Сдержать наступление ВИЧ можно, только проводя профилактическую работу с уязвимыми группами населения. Нужно мотивировать людей вести выгодную для них жизнь.

Центры по профилактике и борьбе со СПИДом по своему статусу являются государственными учреждениями, получающими финансирование из государственного бюджета. А потому добровольное анонимное тестирование и консультирование в них должно проводиться только бесплатно.

Проводить не имеющие никакого эпидемиологического смысла анализы на ВИЧ при оформлении прописки, устройстве на работу лицам, работающим в любых учреждениях, не только бесполезно, но и вредно.

Такие методы работы создают видимость благополучия и подменяют в сознании людей представления о необходимости соблюдения жестокого санитарно-эпидемиологического режима в учреждениях и соблюдении населением рекомендуемого поведения, исключающего риск заражения ВИЧ.

Тем более ненужное платное обследование людей, не приносящее пользы, приносит значительный социальный ущерб.

Отрицание равных прав людей по отношению к ВИЧ/СПИДу дезинтегрирует общество, мотивирует представителей групп рискованного поведения к социальной изоляции, способствуя росту их уязвимости к ВИЧ и дальнейшей экспансии эпидемии. Этот теоретический тезис давно нашел практическое подтверждение в той же Африке. В Декларации об обязательствах стран-членов ООН, принятой 26-й специальной сессией Генеральной Ассамблеи 27 июня 2001 года, снижение уязвимости, уважение прав и свобод человека, профилактическая направленность мероприятий определены в качестве основных стратегий достижения успеха. В этой Декларации нет ни слова о тестировании на ВИЧ.

Всемирная кампания по борьбе с ВИЧ/СПИДом этого года направлена на искоренение стигматизации и дискриминации людей с ВИЧ и уязвимых групп населения в духе резолюции 26-й специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ВИЧ/СПИДу, принятой 27 июня 2002 года. Ее девиз - “Живи и дай жить другим”.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии