У частных и государственных вузов должны
быть равные условия...
Рахат Уразаев,
исполнительный ректор Института международных профессий, кандидат
физико-математических нау.
Бывшие школьники задумываются, куда идти продолжать образование:
в государственные или частные вузы. А тем временем вузы ведут
борьбу за абитуриентов. К сожалению, конкуренцию между алматинскими
учебными заведениями
едва ли можно назвать здоровой.
В последние годы, чтобы поступить в любой вуз, студенту необходимо
пройти комплексное тестирование в Национальном центре государственных
стандартов образования и тестирования (НЦГСОТ) Министерства
образования и науки Республики Казахстан (МОН РК).
Изначально на платное отделение принимали только в частные
вузы. Государственные вузы обучали студентов по государственному
заказу. В Конституции РК сказано, что по конкурсу студенты
проходят только в государственные вузы с целью получения бесплатного
высшего образования. Отношения между частными и государственными
вузами в те времена можно было назвать скорее сотрудничеством,
нежели противостоянием. Конкуренция все же была, но лишь между
частными вузами. До 2000 года комплексное тестирование в НЦГСОТ
проходили лишь те, кто хотел поступить на бюджетное отделение.
Те же студенты, которые шли учиться на основе самофинансирования,
приходили в вуз и уже там сдавали тесты и экзамены. Позже
государственным вузам разрешили принимать какую-то часть студентов
на платной основе. Таких студентов в государственных и бывших
государственных вузах большинство - почти 80 процентов. Доходило
до смешного - в 2000 г. работники приемной комиссии одного
из бывших государственных вузов громогласно объявляли абитуриентам
и их родителям, что выпускников Института международных профессий
на работу никто не принимает. Незадолго до этого трое наших
выпускников были приглашены на работу именно в этот вуз.
Руководители НЦГСОТ и МОН РК “обязаловку” на тестирование
объясняют недоверием приемным комиссиям вузов, а посему там
решили проверять знания школьников самостоятельно. Но как
же быть при этом со вскрывшимися фактами обнаружения у абитуриентов
списков кодов правильных ответов на тестовые вопросы? Очень
здравой и перспективной, на мой взгляд, кажется идея совмещения
выпускных школьных экзаменов с комплексным тестированием для
поступления в вузы. Иначе оказывается, что мы не доверяем
вполне легитимному государственному документу о среднем образованием,
т.е. аттестату. Стоит отметить, что проект типовых правил
приема студентов в вузы в 2002 году долго и тяжело проходил
регистрацию в Министерстве юстиции.
Полезным, мне кажется, будет пересмотреть и список общеобязательных
дисциплин тестирования при приеме в вузы. Как математик, я
сомневаюсь, надо ли экзаменовать будущего художника или ветеринара
по математике? Возможно, вместо тестирования по математике
полезным будет использование IQ-тестирования.
Бытует мнение, что уровень образования упал и отношение к
учебе стало совсем иным: мол, раз студенты платят, то и учатся
как хотят. На самом деле, я считаю, что если даже бездарь
имеет финансовую возможность учиться на платном отделении,
то это уже хорошо, потому что он тратит деньги на образование,
а не на алкоголь, наркотики и т.п. Тем более что есть все
же шанс сделать из него образованного человека. Часто приходится
слышать сетования примерно такого характера: “А куда нам девать
столько юристов, экономистов, журналистов...” и т.д. Не надо
их никуда девать! Рынок все и всех расставит по своим местам.
Если человек имеет возможность учиться - пусть учится. Образования
не может быть слишком много ни по количеству, ни по качеству.
Известно, что интеллектуальный уровень нации напрямую зависит
от интеллектуального уровня (читай - образованности) каждого
отдельного гражданина. Прошу прощения за утрирование, но если
сапожник получит образование философа или астронома, вряд
ли обувь он станет шить хуже.
В последнее время некоторые частные вузы были лишены лицензий.
Это дало кое-кому повод (не причину) объявить, что все частные
вузы выпускают некачественных специалистов. В то же время
на моей памяти случай в 2000 году, когда было приостановлено
действие лицензии одного из вузов, ныне носящего статус национального.
Возможно, это все - болезнь роста. С другой стороны, никто
не поспорит, что немало частных вузов, которые смогли проявить
себя и выпустить из своих стен хороших специалистов, уже сейчас
проявивших себя настоящими профессионалами. Безусловно, необходимо
помогать одним вузам, но не стоит это делать в ущерб другим,
тем более нарушая казахстанские законы.
|