16 августа 2002
№33 (221)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Здоровье
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
       Мнения  

У частных и государственных вузов должны быть равные условия...
Рахат Уразаев,
исполнительный ректор Института международных профессий, кандидат физико-математических нау.

Бывшие школьники задумываются, куда идти продолжать образование: в государственные или частные вузы. А тем временем вузы ведут борьбу за абитуриентов. К сожалению, конкуренцию между алматинскими учебными заведениями едва ли можно назвать здоровой.
В последние годы, чтобы поступить в любой вуз, студенту необходимо пройти комплексное тестирование в Национальном центре государственных стандартов образования и тестирования (НЦГСОТ) Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК).
Изначально на платное отделение принимали только в частные вузы. Государственные вузы обучали студентов по государственному заказу. В Конституции РК сказано, что по конкурсу студенты проходят только в государственные вузы с целью получения бесплатного высшего образования. Отношения между частными и государственными вузами в те времена можно было назвать скорее сотрудничеством, нежели противостоянием. Конкуренция все же была, но лишь между частными вузами. До 2000 года комплексное тестирование в НЦГСОТ проходили лишь те, кто хотел поступить на бюджетное отделение. Те же студенты, которые шли учиться на основе самофинансирования, приходили в вуз и уже там сдавали тесты и экзамены. Позже государственным вузам разрешили принимать какую-то часть студентов на платной основе. Таких студентов в государственных и бывших государственных вузах большинство - почти 80 процентов. Доходило до смешного - в 2000 г. работники приемной комиссии одного из бывших государственных вузов громогласно объявляли абитуриентам и их родителям, что выпускников Института международных профессий на работу никто не принимает. Незадолго до этого трое наших выпускников были приглашены на работу именно в этот вуз.

Руководители НЦГСОТ и МОН РК “обязаловку” на тестирование объясняют недоверием приемным комиссиям вузов, а посему там решили проверять знания школьников самостоятельно. Но как же быть при этом со вскрывшимися фактами обнаружения у абитуриентов списков кодов правильных ответов на тестовые вопросы? Очень здравой и перспективной, на мой взгляд, кажется идея совмещения выпускных школьных экзаменов с комплексным тестированием для поступления в вузы. Иначе оказывается, что мы не доверяем вполне легитимному государственному документу о среднем образованием, т.е. аттестату. Стоит отметить, что проект типовых правил приема студентов в вузы в 2002 году долго и тяжело проходил регистрацию в Министерстве юстиции.

Полезным, мне кажется, будет пересмотреть и список общеобязательных дисциплин тестирования при приеме в вузы. Как математик, я сомневаюсь, надо ли экзаменовать будущего художника или ветеринара по математике? Возможно, вместо тестирования по математике полезным будет использование IQ-тестирования.

Бытует мнение, что уровень образования упал и отношение к учебе стало совсем иным: мол, раз студенты платят, то и учатся как хотят. На самом деле, я считаю, что если даже бездарь имеет финансовую возможность учиться на платном отделении, то это уже хорошо, потому что он тратит деньги на образование, а не на алкоголь, наркотики и т.п. Тем более что есть все же шанс сделать из него образованного человека. Часто приходится слышать сетования примерно такого характера: “А куда нам девать столько юристов, экономистов, журналистов...” и т.д. Не надо их никуда девать! Рынок все и всех расставит по своим местам. Если человек имеет возможность учиться - пусть учится. Образования не может быть слишком много ни по количеству, ни по качеству. Известно, что интеллектуальный уровень нации напрямую зависит от интеллектуального уровня (читай - образованности) каждого отдельного гражданина. Прошу прощения за утрирование, но если сапожник получит образование философа или астронома, вряд ли обувь он станет шить хуже.

В последнее время некоторые частные вузы были лишены лицензий. Это дало кое-кому повод (не причину) объявить, что все частные вузы выпускают некачественных специалистов. В то же время на моей памяти случай в 2000 году, когда было приостановлено действие лицензии одного из вузов, ныне носящего статус национального. Возможно, это все - болезнь роста. С другой стороны, никто не поспорит, что немало частных вузов, которые смогли проявить себя и выпустить из своих стен хороших специалистов, уже сейчас проявивших себя настоящими профессионалами. Безусловно, необходимо помогать одним вузам, но не стоит это делать в ущерб другим, тем более нарушая казахстанские законы.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии