16 августа 2002
№33 (221)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Здоровье
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
       Мнения  

Все мы из одного теста...

Серик Ирсалиев,
директор Национального центра государственных стандартов образования
и тестирования.

Последние четыре года в Казахстане действует обязательная система предвузовского тестирования. Представители частных институтов уверены, что тестирование всех вчерашних школьников - мера вовсе не обязательная, так как экзамены поступающие ученики могут сдать непосредственно в выбранном ими вузе. В Национальном центре государственных стандартов образования и тестирования Министерства образования и науки РК считают, что это единственно верный способ проверить знания абитуриентов. Впрочем, недавно мы все смогли убедиться, что система не настолько безупречна, как о ней говорят. Сотрудники департамента КНБ по Алматы задержали двух студентов. Те распространяли коды правильных ответов, которые, по одной из версий, выкрали с помощью хакера из базы данных центра. Но это не единственный минус системы: на тестировании неоднократно выявляли “левых” абитуриентов, которые приходили сдавать экзамены за своих друзей. Появляется резонный вопрос: доверять тестированию или нет?

Высшее образование не должно быть профанацией.

Издавна мировой педагогике были известны два метода проверки знаний обучающихся. Первый метод основан на личном контакте учителя с учеником, то есть на субъективном восприятии педагога. Другой метод - тестирование. Комбинация двух методов вместе дает в различной степени интегрированный прием оценки знаний.
У каждого из этих методов есть свои плюсы и минусы. Но когда вопрос касается оценки знаний большого количества абитуриентов в короткие сроки при максимальном снижении субъективных привязанностей преподавателя к тому или иному ученику, метод тестирования просто незаменим. Это давно поняли во многих странах мира. А поэтому мы далеко не первооткрыватели тестирования. Более ста лет существует тестирование.

Мы слишком долго не применяли его и очень сильно отстали от ведущих стран мира. Англия, США, Канада, Австралия и другие развитые страны применяют этот метод. Впрочем, и наши соседи, такие как Китай и Россия, тоже тестируют абитуриентов. Даже консервативная Турция приняла тестирование. Но в этих странах тестирование основано на добровольных принципах самих детей, их родителей и вузов, которые решают, принимать во внимание или нет результаты комплексного тестирования. В Кыргызстане в этом году впервые применили комплексное тестирование, а в Узбекистане это делают уже не первый год.

К сожалению, есть вполне объективные причины, которые мешают внедрению комплексного тестирования в Казахстане. К примеру, консервативность нашей системы образования. Любое новшество в образовании очень болезненно воспринимается как самой системой, так и обществом в целом. Причина в том, что любая система строится на определенных принципах, которые накапливаются годами и передаются из поколения в поколение. А поэтому менять систему всегда трудно.

Тем не менее критика, исходящая от консерваторов, полезна для тестирования, так как мы в центре прислушиваемся к пожеланиям и делаем систему тестирования более совершенной.

Есть причины и субъективного характера. Мы сталкиваемся с непониманием сущности самого тестирования, а может быть, даже с нежеланием понимать его. Но люди должны осознать, что тестирование выполняет только три основные функции, а не все задачи, которые стоят перед системой образования.

Главное в тестировании - это через единый инструментарий оценки знаний обеспечить единое образовательное пространство, независимо от выбора направления профессий. Вторая цель тестирования заключается в создании системы мониторинга общего и среднего образования. Результаты комплексного тестирования дают нам объективные данные по уровню преподавания тех или иных дисциплин в разрезе областей, районов и даже отдельных школ. Тем самым мы готовим хороший мониторинговый материал для принятия управленческих решений на местах. Сейчас мы уже можем сказать, где по Казахстану система образования слабее, а где лучше.

Третья цель тестирования - оградить вступительные экзамены от криминала. При проведении тестирования мы столкнулись со множеством новых криминальных явлений и убедились в том, что ментальность нашего народа не направлена на то, чтобы выполнять установленные законы. Люди стараются искать обходные пути.

Ежегодно достоянием гласности становятся факты, когда вместо одного ученика приходит сдавать экзамен другой человек или когда студенты пользуются шпаргалками. В этом году сотрудники КНБ задержали молодых людей, которые распространяли ответы на тесты. Они продавали их от ста до тысячи долларов.

До окончания следствия я пока не могу комментировать этот инцидент. Одно могу сказать точно, что человек, который совершил это преступление, будет найден и наказан. Я могу отвечать только за свой центр. И уверен, что утечка из центра невозможна, так как у нас в центре только у одного человека есть доступ к ответам на тесты, но он не самоубийца, чтобы так рисковать. Впрочем, могут быть другие пути, например, кто-то взломал коды компьютера, в котором хранятся ответы, но с этим разберется Комитет национальной безопасности.

Этот случай лишь демонстрирует то, что вокруг ажиотажных явлений, таких как вступительные экзамены, формируются устойчивые криминальные структуры, и они будут всегда проявлять активность. А наша задача системно и бескомпромиссно бороться с подобными явлениями. К сожалению, свои усилия мы вынуждены направлять не на совершенствование самой системы тестирования, а на борьбу с околотестовыми негативными явлениями.

Несомненные плюсы тестирования в том, что этот метод дает объективную картину знаний ребенка. Я не согласен с утверждениями, что набрать нужное количество баллов можно наугад. Мы проводили исследования и убедились, что таким образом из 120 вопросов можно правильно ответить не более чем на 24.

Основным принципом государственной политики в области образования является доступность для граждан каждого уровня образования. При этом учитывается интеллектуальный уровень абитуриента. Высшее образование не должно быть профанацией, и если человек не освоил программу средней школы, он не должен иметь доступ к высшему образованию.

К сожалению, коммерциализация вузов привела к тому, что доступ к высшему образованию имеют все, у кого есть деньги. Я не поверю, что какой-либо вуз обладает такими преподавателями, чтобы из ребенка, который не освоил программу средней школы, можно было сделать хорошего специалиста. Тестирование - это не панацея от всех бед, но тем не менее решает многие задачи. Когда люди начнут адекватно воспринимать тестирование, мы сможем дальше развивать систему. Она не будет ограничиваться тестами закрытого типа, как сегодня. Будут открытые тесты, эссе, сочинения. А пока перед нами существуют конкретные задачи, которые мы успешно решаем.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии