Беседа о “прекрасной даме”.
В диалоге о культуре принимают участие Бахыт Каирбеков
и Дюсенбек Накипов.
Дорога к дому
Бахыт Каирбеков:
Начнем с частностей, так сказать, на личном примере.
Мне поневоле вспоминаются творческие встречи с аудиторией
вживую: когда ты читаешь стихи, тебя
слушает зал, реагирует, спрашивает, возмущается, улыбается,
задумывается...
Другая форма - выходит публикация стихов или статьи в журнале,
и буквально на следующий день раздаются звонки... Звонят при
этом не только друзья, но и совершенно незнакомые люди...
Одним словом, реагируют!
Сейчас все эти формы общения как бы отошли. Главное - ушла
реакция. Аудитория в основном идет на концерты и шоу-программы,
а все остальное - добирает по “ящику”.
Как поэт не только я, но, думаю, и многие другие члены Союза
писателей практически не влияют на общественную мысль, разве
что в политических дискуссиях, вот почему отчасти и рвутся
некоторые наши деятели в депутаты. А членство наше в творческих
союзах на деле стало формальным.
Возможно, это веяние времени, и с этим надо всерьез считаться,
а не причитать, что нас забыли. И в этом ты прав, люди культуры
должны определить себе новое поле воздействия на общество.
Дюсенбек Накипов:
Веяние - это мягко сказано. Ураган - будет точнее. Жаль,
что на этот случай в культуре нет своего МЧС.
Вообще, говорить о культуре без обратной связи с людьми -
бессмысленно. Это - вещь в себе. Кто новый адресат культуры?
Наше поколение потеряно для диалога. Честно выживаем, и нам
достаточно того, что успели усвоить до катастрофы.
Остается молодежь. Но как до нее добраться, если между нами
стоит мощная стена поп-культуры, которая наиболее хорошо вписалась
в коммерциализацию? Значит, надо искать новые формы.
Ярмарка тщеславия
БК:
Моя печаль писателя - резкое сокращение издательской
продукции. Я говорю о высокохудожественной литературе. Из
повседневной речи исчезли имена по-настоящему хороших писателей.
А ведь литература - одно из главных достижений казахской культуры
XX века, благодаря которой она вышла на мировую орбиту. Создается
такое впечатление, что литература ушла в подполье, а вместе
с нею и наш интеллектуальный, а главное, душевно чуткий читатель.
Слово будило фантазию. А сейчас фантазия обнажена. Сегодня
связист культуры - это уже даже не столько кинорежиссер, художник
или критик, а посредственный комментатор, который декларирует
собственную фантазию и мнение как последнюю инстанцию - и
то в форме дайджеста. Таким образом, мы отлучены от истинного
искусства, взамен получая суррогат. Исчезло понятие “первоисточник”,
и современный писатель пытается попасть в струю - стать тоже
производителем суррогата, на это его толкает якобы так называемый
спрос. Но ярмарка тщеславия была всегда, неужели же мы впервые
проходим подобное испытание? Нет.
Сам факт того, что молодежь нам представляется безликой и
ничем не интересующейся, говорит о нашем пассивном восприятии
современности и некой мифологической силы, заинтересованной
именно в таком ходе вещей. Я не знаю имен интеллектуалов нового
поколения и могу рассуждать здесь, как когда-то рассуждали
о нас, молодых, наши родители, т.е. всегда предвзято. На самом
деле так называемые “новые ценности” - деньги, успех в бизнесе
- перестанут быть вечными идолами, и жажда души по возвышенному
все равно обнаружит себя.
ДН:
Ошибка наших чиновников в культуре заключается в том,
что, по их мнению, культура не может быть бизнесом. Мода на
сокращение, сливание, секуляризацию - это лишь способ для
государства уйти от ответственности за культуру.
Каждый уважающий себя человек культуры - поэт, художник, композитор
- никогда не потеряет чувства личной ответственности. Это
его крест. И этим пока еще сохранена культура.
На задворках жизни?
БК:
А может быть, все дело в том, что у нас просто нет культуры,
с которой бы вынуждено было считаться государство?
Я уверен, что само понятие “культура” - динозавр, о размерах
которого мы можем догадываться, попав, к примеру, на концерт
казахской традиционной музыки. Я помню свое потрясение от
энергетики кюев, написанных несколько веков назад. Вот это
сила, вот мощь.
Кстати сказать, я увлекся реконструкцией старинных обрядов
во имя собственного спасения, пытаясь найти, воссоздать и
тем самым сохранить то, что было прекрасно. Сохранить - таким
мне кажется путь современного деятеля культуры. И знамение
времени, быть может, в том, что зритель и читатель готовы
к восприятию либо совершенно бездарного, либо совершенно прекрасного.
Категоричность выбора - не свойство только сегодняшнего рынка.
Это подтверждение того, что культура - тоже бизнес, тоже экономика.
Просто мы до такой высшей математики еще не дозрели, когда
министр культуры будет означать - президент страны. Когда
деятели культуры - подобно казахским жырау - были духовными
вождями народа, изначальным камертоном его исторического поведения.
ДН:
Это благородно, хотя и очень прозаично по существу. Возьмем
хотя бы меня. Я живу на средства от сценарно-режиссерской
поденки (т.е. тоже обслуживаю мероприятия), но не могу реализовать
ни одного художественного проекта. Например, у меня есть либретто
балета и новой рок-оперы о декабре 86-го. Но любой чиновник,
едва услышав об этом, говорит, что денег нет, и сразу делает
широкий жест в сторону социальных проблем. И мне становится
стыдно, я ухожу и уношу свой проект. Вообще, в последнее время
я боюсь говорить о культуре или искусстве, потому что хорошо
понимаю, как это раздражает пенсионеров, безработных, к каковым
перманентно отношусь и сам.
Вот и встает вопрос: либо я защищаю культуру и должен быть
готов к тому, что меня закидают помидорами, или ухожу в пассивное
брюзжание. Думаю, что нужна воля. Не моя. А большая государственная
воля, которая поставит культуру в ранг большой политики. И
тогда и я, и культура станем легитимны в своих запросах. Значит,
нужны серьезные решения на законодательном и правительственном
уровне. Может, этот год станет первым шагом к этому? Только
не вынуждайте деятелей культуры выходить на улицу с манифестом.
Политика не наше призвание.
Спасение утопающих...
БК:
Проза жизни диктует выбрать новую трибуну. Раз нас не
слушают, не читают, не смотрят... Значит, надо самим пропагандировать
себя. Ведь как в нашей экономике - в основном страдают от
недобросовестных посредников. Вот и в культуре надо избавляться
от них.
Кардинальное решение вопроса я вижу в организации принципиально
нового телеканала “Культура”, который бы демонстрировал весь
спектр явлений нашей культуры: от уже созданных кино и телефильмов
до целевого воплощения и съемок всех значимых культурных событий
сегодняшнего дня. Не информационные новости о культуре, а
явления культуры во весь свой рост и мощь.
ДН:
Правильно. По-моему, только посредством телеканала можно
вновь воссоздать Золотой фонд культуры как в персоналиях,
так и в более крупных проявлениях, и подготовить базовый материал
для вхождения в систему Интернет. Кроме того, это самый эффективный
способ масштабной рекламы Казахстана в мировом информационном
поле через культуру. Так, в частности, делается во Франции.
Такой телеканал может сыграть огромную роль в повышении культуры
бытового общения, гражданского диалога, по знаковым духовным
и этическим ценностям.
БК:
Я уверен, что телеканал “Культура” поможет напрямую выйти
с учебно-просветительскими программами на всех языках народов
Казахстана, станет зрелищным и увлекательным пособием для
учащихся учебных заведений, которые, не секрет, испытывают
голод в наглядном материале. Это один из реальных способов
восстановить диалог и обратную связь и, что самое важное,
сохранить молодежь в поле нашей культуры.
ДН:
Добавлю. На этом канале могут найти себе место все культурные
центры народов Казахстана, которые в таком телеконтексте обозначат
общечеловеческую общность и, конечно, свое неповторимое лицо.
Телеканал “Культура” поможет зарабатывать деньги на рынке
телеинформационных систем, войти в мировой телерынок со своим
товаром. Просто это на самом деле новый уровень организации
менеджмента культуры, к которому мы должны прийти при поддержке
правительства. Я хочу сказать, что без журналистов, без искренне
заинтересованной поддержки всех СМИ Казахстана, которых я
отношу к лучшей части культурной интеллигенции, я вообще не
уверен в успехе не только Года поддержки культуры, но и в
целом защите базовых ценностей культуры. Это пока единственная
власть, в действенность которой я верю.
БК:
Ну что ж, мы пришли к выводу о том, что если раньше литературная
общественность формировалась и объединялась вокруг толстого
журнала (и в каждом жанре искусства всегда был объединяющий
центр, будь то Дом кино, оперный театр или Центральный выставочный
зал), то теперь объединяющим центром может и должен стать
телеканал, и главное его отличие в том, что он объединит всех
и вся.
Еще одно немаловажное преимущество телеканала - это то, что
он будет работать в жестком режиме телевизионной сетки, т.е.
в постоянном активе, а значит, мы все будем востребованы.
ДН:
К тому же, мне кажется, база для этого уже наработана.
Это ставшие популярными в народе акции: фестиваль тюркской
и традиционной музыки, кинофестиваль “Евразия”, фестиваль
оперного искусства, международный фестиваль балета “Приз традиций”.
Это, может быть, и фестиваль культуры народов Казахстана или
предложенный Асанали Ашимовым фестиваль драматического искусства
“10 ликов Шекспира”, всеказахстанская акция “Книга”, в которую
через систему библиотек могут быть вовлечены писатели, читатели,
переводчики, критики.
Эти фестивали надо проводить системно, ежегодно и сохранить
их на карте культурной жизни Казахстана как форму преемственности
важнейших событий культуры, как отечественной, так и в масштабах
мировой культуры. И конечно, должна состояться большая телеакция
в поддержку культуры, где мы сможем узнать мнение народа.
Как поэт, я мечтаю о некоем сверкающем бале, на котором будет
править Прекрасная дама - Культура, и мы увидим себя в новом
возвышающем душу свете. Кстати, такой бал, может быть, возвестит
целую эру Культуры. Пусть даже “в отдельно взятом государстве”.
БК:
Дорогие читатели! Творцы творцами, но ничего великого
не может получиться без вашего участия и вашей сердечной активности...
В свое время оказавшись на “чужбине” - в Москве, я, отвечая
на вопросы сокурсников и просьбы спеть казахскую песню или
почитать стихи на казахском языке, поневоле стал спрашивать
себя, что это такое “казахи”, и практически до сих пор продолжаю
отвечать на этот вопрос.
В этом плане я не испытываю пессимизма относительно того,
что молодежь не знает своей культуры.
Культура не умирает. Если она есть, то она восстанет из пепла
по первому же зову. Был бы зов, была бы потребность позвать
ее, обрести себя в ней. Сейчас многие молодые люди выезжают
за границу и не только на учебу, с ними происходит то же самое,
что произошло со мной когда-то. Они начинают интересоваться
своим языком, своей культурой.
Что далеко ходить, друг нашей семьи, оказавшись в Америке,
первым делом попросила выслать фильмы об обрядах. Особенно
велико желание увидеть себя со стороны - современного казаха
со всем его разбросом в истории и во времени.
Культура не обретается по указу.
Вот почему я прошу наших читателей - спрашивайте, ищите культуру,
требуйте ее, только тогда она возродится.
К культуре надо идти самому, а не ожидать ее торжественного
Пришествия.
|