Абаевские чтения
Мира Бузик
В Алматы в очередной раз прошли Абаевские чтения. Не могу
сказать, что успешно. Мероприятия, развернувшиеся у памятника
Абаю в центре города в прошлые выходные, больше напоминали
галочные.
Городской акимат не привнес дух настоящего Абая. Чтения были
добровольно-принудительными и, как всегда, на них сгонялись
работники бюджетной сферы. Это проще.
Может ли человек жить без возвышенного? Может, хотя не всякий.
Обыватель неплохо проживет и без высоких идей, было бы в кармане
да на столе, да и в доме. А вот Абай терял покой и сон: “...пресытившись
всем, обнаружив бренность и
бесплодность своих деяний, убедился в унизительности своего
бытия”.
Да, не он один терял покой, обнаружив, что нет идеи и смысла,
ради которых живешь, скажет обыватель. Конечно же, поиск высокой
истины и смысла жизни прослеживается во всей истории человечества.
Ее находили, в ней разочаровывались, искали вновь и даже сжигали
то, чему поклонялись. Поклонялись опять тому, что сжигали.
Такова наша человеческая сущность. Но “Слова назидания” Абая
- это вечный маяк.
Проследим за ходом мышления поэта.
“О чем говорить с человеком, который не знает цену слова?
Жизнь человека - его судьба, так же, как и все, что существует
на свете, переменчиво. Ничему живому на свете не дано состояние
покоя. Откуда же взяться постоянству чувств у человека?
Можешь не женить сына, не оставить ему богатых сокровищ,
но обязательно дай образование, если даже придется расстаться
тебе с нажитым добром.
Хочешь быть богатым - учись ремеслу. Богатство со временем
иссякает, а умение - нет”.
По Абаю все прекрасные человеческие качества вполне реальны:
самопожертвование, милосердие, человечность и совестливость.
Даже всечеловеческая любовь - тоже реальность.
“Это особое состояние и это тяжелое состояние. Я сознаю свою
вину перед людьми. Моя личная вина в творящемся зле, в происходящих
с людьми несчастьях”.
Реакция поэта - это осознание своего места в жизни. Абай
прав: ни одна живая веточка не вырастет без ствола и без почвы.
Характер человеческих отношений - производное общественной
системы ценностей. Или ты предмет “купли и продаж, обмана,
обмена, или твое человеческое достоинство выше всего, что
поддается измерению и обсчету”.
Духовность, по Абаю, в социальном значении человека. И, наверное,
все святое за душой - тоже.
|