16 августа 2002
№33 (221)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Здоровье
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Культура  

Утраченные иллюзии - 2

Мира Мустафина

В прошлом номере мы опубликовали первую часть интервью с Эдуардом Ханком, членом жюри XIII Международного музыкального фестиваля “Азия дауысы”. Предлагаем на ваш суд продолжение диалога.

Эстрада - не классическое направление, в классике все понятно и уже давно обрело оттенок вечности.Там есть глубокие традиции и главное - техническое мастерство, помноженное на свою индивидуальную интерпретацию. Кто из современных эстрадных звезд оставит какие-то традиции?

Пятница, 9 августа, утро. Звонит коллега из “толстушки” и сразу в лоб: зачем надо было тебе это интервью с Ханком? Эдуард - такой эпатажный, опальный, скандальный, Россия над ним смеется. Я промолчала. Через несколько минут позвонил еще один знакомый репортер. И так все выходные. Зачем я это все рассказываю? С одной стороны, защитить Эдуарда Семеновича Ханка, композитора самых популярных хитов 80-90-х, от нападок. А с другой, - пересказать слова Ван Гога, что когда есть один сахар, часто забываем его вкус, совсем не ощущаем и теряем его. И для того, чтобы ощутить настоящий вкус, надо немного соли...
- Эдуард Семенович, хотели бы вы прожить свою жизнь заново?
- Хотел бы, исключая собственные ошибки.
- А много их было?
- По молодости я был слишком слаб на женщин.
- Так-так-так...
- Нет, у меня есть официальная жена, причем одна-единственная. Бывает, что и сейчас поглядываю на молодых.
- Так что вы цените в женщине больше всего?
- Пикантность.
- Вам знакомо чувство отчаяния?
- Знакомо, хотя в настоящее время уже давно не испытываю этого. Меня устраивает, что я работаю в команде Резника и живу в Москве. От активной композиторской работы я отошел, у меня сейчас новая профессия - журналист. Всякое было в моей жизни: когда-то меня Союз композиторов ругал, все кричали, что я малопродуктивный, выдаю одну песню в год. Но какие хиты, господа! Качество - самое главное, практически не было брака, все песни становились популярными. Да кто их пел - народные любимцы! Пугачева, например. Отчаяние? Последнее мое отчаяние - это “Славянскй базар”. Меня возмущает, с каким апломбом его проводят. На самом деле все уже никому не нужно. Не дружба, а туфта.
- Эдуард Семенович, вы уже повторяетесь...
- Милочка, намекаешь на мою старость, склероз что ли? На “Славянском базаре” Гран-при разбирают европейцы: югославы там, молдаване, болгары. Помяни мое слово: у вас и нынешний приз будет отдан кому-нибудь из азиатского региона (интервью записывалось 4 августа, за день до официального озвучивания имен победителей и призеров “Азия дауысы”. Ханок был прав: Гран-при уехал в Малайзию. - Авт.).
- Откуда вы знаете? Быть может, Зикки, югославский конкурсант, увезет домой 10 тысяч долларов?
- Однозначно - нет. Каждый конкурс несет свою политику. Все уже распределено. На вашем свои порядки - только представители азиатской национальности будут претендентами на Гран-при. Это официальная политика “Азия дауысы”. У “Славянского базара” - своя правда, у “Юрмалы: новой волны” - своя. Все меня мучают вопросом: что там я в летописи своей пишу? А я ведь даже у вас не бросил работать. Вечерком прибегал и отписывал свои впечатления. Единственное, чему я рад - что нашел себя, обрел новую профессию. На эстраде и около нее нужно быть смелым, а это значит - осознавать свои возможности.
Как журналист, я независим, а это такой кайф - свобода. Покажите мне зависимого летописца. Вспомни-ка историю, не найдешь ни одного имени. 10 тысяч экземпляров “Пу-га-чев-щи-ны”, конечно, капля в море. Книга была издана в 1998 году, киевская “Астарта” постаралась. Представляешь ситуацию: книга издана в 1998-м, а московский люд читал ее прошлым летом. С одной стороны, это очень хорошо: в первой редакции я все намешал, всех под одну гребенку загнал, вместе с “Кру-тиз-ной” выйдет вторая редакция, уж в ней будет все систематизировано.
- Под теорию волны, имеется в виду?
- Возможно. Теорию я в любом случае изложу, с хроникой наведу порядок. Интересное дело: сначала меня безумно ругали, обижались, приветы различные передавали, а теперь многие мечтают попасть в мою книгу.
- Например?
- Лев Лещенко, Валерка Леонтьев.
- Кому из российских эстрадных звезд, на ваш взгляд, стоит обратить внимание под углом вашей теории?
- Остаточную волну ощущают или просто-напросто находятся в климактерическом состоянии: Маша Распутина, Ирина Аллегрова, Наташа Королева, Татьяна Овсиенко. Ну, Лариса Долина, может быть, так с годок продержится...
- Смелый вы...
- О чем я говорю, видит каждый. Дружба дружбой, служба службой. В историю нашей эстрады войдут и запомнятся потомкам Владимир Высоцкий, Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Марк Бернес. У каждого из них была “своя песня”. Возможно, и Пугачева (пик творчества 70-80-е - начало 90-х), в настоящее время она, бедняжка, мается между эстрадой и шоу-бизнесом. Третья ее ошибка в том, что она не может принять решение, петь-то ей уже не надо, лучше бы перешла в шоу-бизнес и продюсировала своего Филю. В эстраде силен тот, у кого “своя песня”.
Эстрада - не классическое направление, в классике все понятно и уже давно обрело оттенок вечности. Там исполнители интересуются другими вещами - сколько лет пианисту или скрипачу, что он исполняет, к какой школе он принадлежит, что будем слушать - первый концерт Чайковского или Баха? Там есть глубокие традиции и главное - техническое мастерство, помноженное на свою индивидуальную интерпретацию. Кто из современных эстрадных звезд оставит какие-то традиции?
Всегда говорю и буду говорить, что эстрада - это сплошные временные эмоции и напоминает веер абсолютных нюансов.
Например, Боря Моисеев или тот же Николай Басков - у каждого своя ниша. Они хоть что-то пытаются сделать, ищут, двигаются вперед.
Безусловно, самое трагическое в эстрадном жанре - быстротечность. Запоминаются те, кто вовремя уходит. Заметьте, с каким трепетом народ относится к Иосифу Кобзону, какое было сногсшибательное прощальное турне. Зрители рыдали, сам видел. Теперь он из разряда великих мэтров. А властный, еще более популярный, политикой пытался заниматься, да и предпринимательская жилка есть. Цветет Кобзон. Его уже приглашают не как певца, а как почетного дорогого гостя. Иосиф, если будет настроение, споет что-нибудь, и петь он будет не под фонограмму, а вживую, рояль выкатят и зазвучат песни из кинофильма “Семнадцать мгновений весны”... Публика в восторге. Ордена получает, ваш президент тоже его наградил в честь новой столицы. Вот как надо устраиваться в жизни!
А Алка все мается, все уходит и приходит, черт ее поймет. Гребенщикову тоже пора помахать ручкой. Совсем задержался. И что получается: трясет своей козлиной бородкой, смешит народ.
- Эдуард Семенович, вы, как хирург, режете не моргнув глазом...
- Когда я передал свою книгу Алле Борисовне, всеми точками организма почувствовал, что перегнул палку. Не скрою, сначала испугался, потом извинялся, но все равно летопись издалась и будет издаваться и не потеряет свою остроту. По сути дела, я предлагаю хирургическое лечение. Кто-то ведь должен сказать.
И Аллу понимаю. В советское время мы все были номинально равны, а сейчас только деньги помогают держать марку. Ей приходится трудиться, придумывать что-нибудь новенькое, чтобы продержаться. Наконец-то мы почувствовали, что западные клипы, которые смотрит наш мужик, наступают нам на пятки. Сейчас мало кто будет слушать наших. Мы оказались неконкурентоспособны, это показало “Евровидение”: кому она была нужна там, Пугачева, старая баба?
- Эдуард Семенович, какой вы резкий!
- То резкий, то смелый... Я высказываю свою точку зрения. Представьте, к вам на “Азия дауысы” приезжает 50-летняя индонезийская певица, вы будете ее слушать? Нет, вы сразу поймете ее бесперспективность.
- Не скажите, а как же наша гостья Си-Си Кетч?
- Не сравнивай! Эта голландская старушка 80-х. У вашего Иргалиева не было денег на более молодых. У нас низкая технологическая культура. Майкл Джексон снимает клип в 8 миллионов долларов. Самые дешевые - 80 тысяч долларов: плохонько-средненькие.
Только Алсу, одна-единственная, сняла самый дорогой - на 160 тысяч долларов клип. Россияне этой сумме удивляются. Всем понятно, что у нас другой менталитет. За границей больше котируется Спиваков, нежели Пугачева. Спиваков из классического направления.
- Какая нам нужна песня?
- Песня, которая будет звучать в Сибири в столовых, наспех превращенных в концертный зал, и чтобы простой люд говорил певцу: пой так, чтоб ноги согрелись.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии