И ХОЧЕТСЯ, И КОЛЕТСЯ,
И ХОЧЕТСЯ, И КОЛЕТСЯ,
И ХОЧЕТСЯ, И КОЛЕТСЯ...
Диагнозы месяца ставят независимые от своих желаний обозреватели-диагносты Сергей АПАРИН и Сергей ВОЛКОВ. Правда, вместо стандартных дебатов за рюмкой чая в этот раз им пришлось ограничиться телефонной беседой, так как Сергей Апарин отправился в отпуск в бывшую столицу бывшего нерушимого Союза
Европа, прощай до зимы!
С.А. Раз я НЕ У НАС, то позволь начать с зарубежных афоризмов, преподнесенных макушкой лета.
Говорят, на миру смерть не страшна. Нет, слишком мрачно. Говорят, за компанию и удавиться можно. Не, еще хуже.
В общем, речь-то о том, что толпой не так стыдно. Заявили посольства стран Шенгенской зоны, что не намерены сотрудничать с турагентствами не только Казахстана, но и России с Украиной, и сразу от сердца отлегло. То нас одних публично обвиняли в жульничестве, теперь скопом. Краснеть не так стыдно, да и не заметно в толпе, можно принять за евразийский загар.
Собственно, судя по словам посла ФРГ Андреаса Кертинга, вся проблема в том, что посольству Германии наши фирмы подсовывают поддельные документы на получение виз и при этом дерут втридорога за эти самые визы с самих жаждущих турпоездок и загранкомандировок казахстанских граждан. Да еще и взятки суют сотрудникам посольства. Все это немцам надоело, и теперь каждому нуждающемуся в этом пропуске в Шенгенскую зону нужно самостоятельно пройти собеседование в посольстве. Правда, там сейчас сезон отпусков, потому срок рассмотрения документов увеличился с двух-трех дней до недели.
Жалко, конечно, что в посольстве как-то не учитывают, что в Казахстане сейчас тоже сезон отпусков, но мы в силу национальных традиций нечасто заранее планируем отпуск за несколько месяцев. Когда дали - тогда и поехал, если есть на что. Поэтому для большинства настроенных на летние прогулки казахстанцев новшество посольства ФРГ является препятствием таким же непреодолимым, как некогда Берлинская стена. А тратить отпуск на осенне-зимнюю Европу, скорее всего, рискнут немногие. Так что, судя по понятиям, от казахов, русских и украинцев в этом году Старый Свет отдохнет по полной программе.
Не совсем, однако, ясно, за что такие гонения на все турфирмы скопом. Есть факты подделки документов и попытки всучить взятку - можно дать делу законный ход или прекратить общение с проштрафившимися фирмами. Зачем же оптом всю страну позорить?
Строим влево, строим вправо. Зачем?
С.В. Когда долго где-то отсутствуешь, оказавшись там, все оцениваешь по-другому. В случае с Астаной многое оказалось иначе. Проотсутствовав в столице пару лет, я, к примеру, был удивлен тем, что площадь Республики совершенно не изменилась. Кроме “писающего” мальчика в фонтанной скульптуре (кто видел - поймет).
Вообще центр Астаны мало в чем изменился. Я не о домах, а об общей архитектурной концепции. Побывав в июле в столице, лишний раз убедился, что стройной системы градостроительства здесь нет. Сейчас метания закончились строительством на так называемом “левом берегу” города. Но строят там вяло, не “по-алматински”. Усилия же различных национальных и иных компаний, а также некоторых министерств превратили центр города в подобие Диснейленда, где рядом встречаешь сказочно-страшные “хрущобы” и гордо-синие многоэтажки. При этом новостроители явно не торопятся заниматься благоустройством близлежащих к их зданиям территорий, считая, наверное, что это не их чистых чиновничьих рук дело.
Диагноз июля для города Астаны - надо чаще думать и быстрее строить. Тогда с архитектурным образом столицы все будет в порядке.
Давайте по закону, но без отношений!
С.А. Тем временем глава Европейского банка реконструкции и развития хвалил в Астане Казахстан. И прогнозировал возможное вступление РК во Всемирную торговую организацию. Но, как всегда, без ложки дегтя обойтись не смог. И сообщил, что иностранным инвесторам необходим “тесный диалог” с правительством Казахстана. А после дополнительно подчеркнул, что необходимы прозрачность и открытость в отношениях между правительством Казахстана и иностранными инвесторами.
Я что-то не пойму, Серега, как это получается. С одной стороны, инвесторы требуют неукоснительного соблюдения законности, а с другой - какого-то дополнительного диалога и отношений с правительством. По-моему, одно полностью противоречит другому. Если иностранных инвесторов поставили в одни условия с отечественными и десятки раз дали понять, что старые контракты пересматривать не будут, какие еще нужны отношения? Есть закон, есть тендеры, есть общие условия. По несоблюдению законов или несправедливым условиям тендера - пожалуйста, в суд. Ведь из новейшей истории нам, как и большинству инвесторов, известно, что их отношения с правительством ничем хорошим не заканчиваются. По крайней мере, для Казахстана.
Да, хотел добавить по поводу взаимоисключений. Заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Нигматжан Исингарин сообщил в Москве, что считает вполне возможным введение общей валюты для стран - членов сообщества. Если так, то, похоже, Казахстану придется выбирать между ВТО и общей валютой неопределенной твердости.
Между материками
С.В. Хорошо было Христофору Колумбу - он знал, что плывет в Индию. И не беда, что до нее не доплыл. Зато это не помешало ему открыть Америку.
То место, куда плывем мы, на политической карте мира обозначено крайне отчетливо. И нынешние казахстанские Колумбы, по-моему, с этим уже согласились. То, что материк, к которому нас везут, называется “Рыночная экономика и развитая демократия”, - знают почти все жители нашей республики. То, что мы доплывем до какого-нибудь материка, - знают немногие. А вот что наша страна причалит именно к материку “Реальной etc.” - это не знают сегодня даже казахстанские кормчие.
Да, мы опять впереди 1/6 всей земной суши. Да, мы научились ломать через колено некоторых иностранных инвесторов на предмет социальных, экологических и иных не нужных самим зарубежникам выплат. Да, Европейский банк реконструкции и развития от нас без ума. Да, у нас скоро появится нормальный партийный и, что немаловажно, профессиональный парламент. Да, вскорости в правительстве поменяют последних топ-менеджеров, хоть как-то связанных с коррупционными делами. Да, начнут повышать пенсии (не могут не начать). Да...
Впрочем, хватит. Июль оказался как раз тем месяцем, который четко показал, что экономические приключения еще впереди. Когда прошло заседание совета иностранных инвесторов при президенте РК, несколько наблюдателей в один голос отметили тот факт, что зарубежные гости очень мало выступали на нем. Так, дежурные фразы, ля-ля-тополя. Напрашиваются выводы: или они перестали верить в эксклюзивную ценность подобных встреч, или готовят новый поход на правительство с целью добиться новых льгот и преференций. А так как не всем еще в “иностранно-чиновничьем лобби” роздано, то и атаку проводить решили позже.
С другой стороны, новая волна повышения тарифов, оформляющаяся в этот месяц, не сулит ничего хорошего ни властям, ни производительности труда. А для оппозиции (и той, которая состоит из нуворишей, переписавших все свое хозяйство и сотовые телефоны на родственников, и той, которая подъедается с иностранных грантов) это же манна небесная. Она тут же побежит собирать несанкционированные митинги и мутить головы люмпенам и старым большевикам.
Так что один из диагнозов июля - республика очутилась на перепутье: то ли и дальше развивать налоговый и иные прессы на доходы дающих, то ли углублять социальные реформы.
Северяне против рабства на юге
С.А. Согласись, не слишком приятно жить в стране с развитой работорговлей. А что делать, если по всем мексиканским законам мы с тобой в ней живем? Это если государство заставляет человека против его воли работать, он называется тунеядцем (жаль, отменили статью), а если каждый, всякий, иной, другой принуждает к труду человека - это уже банальное рабство.
И в Казахстане до последнего времени отношения между работодателями и сезонными иностранными рабочими на практике не регулировались. Оттого и повторяющиеся из года в год жуткие истории о бессловесных и бесправных сборщиках хлопка, табака, дынь и арбузов, живущих в землянках, без паспорта и на подножном корму.
В середине месяца Казахстан и Кыргызстан подписали Соглашение о деятельности и социальной защите сезонных трудящихся-мигрантов, занятых на сельхозработах в приграничных областях. В соответствии с соглашением все действия, начиная с въезда рабочего, теперь регулируются законодательством стороны трудоустройства и международными договорами. А все трудовые отношения с работодателем регулируются контрактом, соответствующим законодательству стороны, в которой будет работать легионер.
Продолжу сельхозтему любопытным воззванием Всемирного банка. Он призывает аграриев Костанайской области чаще брать кредиты в рамках проекта “Приватизационная поддержка сельского хозяйства”. Представители банка смущены тем, что до сих пор с начала года кредитами ВБ воспользовались всего два субъекта.
Сей феномен, возможно, объясняется весьма просто: фермеры кредиты брать не умеют, а потому боятся. Для большинства из них слово “кредит” по-прежнему ассоциируется с бизнесом, доступным только новым русским. Это когда нужно взять кредит и не отдавать. Некрутым в этом производстве капитала делать нечего.
Поэтому получить деньги для кредитования - это полдела. Гораздо сложнее объяснить фермерам, что понятие “кредит” не всегда криминальное.
Государство боится тех, кого любит народ
С.В. Июльские разборки со знаменитыми казахстанскими боксерами - с одной стороны, и первое участие казахстанской футбольной команды в играх Лиги чемпионов УЕФА - с другой. Что объединяет эти факты?
Только одно. Государство, кроме плакатов, постеров и календарей, по-другому никак не хочет помогать спорту своей страны. Плакаты с сообщениями о том, что 2002 год - Год спорта - висят по всей Астане (сам видел). И все.
А вспоминается-то история с нашей олимпийской женской сборной по хоккею в Солт-Лейк-Сити, когда местное население, видя материальные трудности наших девчат, начало им помогать в массовом порядке. Думается, после подобного казуса (который, кстати, попал в иностранную прессу) был необходим решительный шаг со стороны нашего правительства. Ну если не снятие с должности пары-тройки спортивных начальников, так хотя бы серьезное всестороннее обсуждение данного инцидента с целью не допустить подобного позора впредь (а то, что 20 девушек, защищавших ЧЕСТЬ РОДИНЫ на Олимпиаде, жили впроголодь - это позор, без вариантов).
То, что денег для развития массового спорта нет, - это аксиома. То, что их нельзя найти, - теорема. То, что их не ищут, - закон. Отдельные виды спорта еще как-то держатся на плаву, но уже готовы кануть в Лету. Остальные же - варятся в своем полууголовном соку.
А потом мы еще спрашиваем: почему же нынешняя молодежь выбирает наркотики. Диагноз властям в июле - клиническая нелюбовь к спорту.
|