26 июля 2002
№30 (218)
Разделы
     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
   Мир  

ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ: испано-марокканская необитаемость

Ботагоз Сейдахметова

В минувшую неделю, после захвата марокканскими военными, мир узнал о существовании необитаемого острова в Средиземном море. Крошечного, но дорогого правительствам сразу двух государств: европейской Испании и африканского Марокко. В результате бескровных боев между гарнизоном военнослужащих королевских ВС Марокко и испанскими солдатами остров вновь стал необитаемым.
Инцидент с островом Перехиль по-испански (или Лейла по-мароккански), был оперативно разрешен в пользу Испании. За нее заступился Европейский Союз. Впрочем, и Марокко не осталось без сочувствия. Лига арабских государств, в состав которой входит 22 страны, выразила свою поддержку притязаниям Марокко. История, конечно, не обошлась без участия Соединенных Штатов. Собственно, окончательная точка была поставлена при помощи госсекретаря США Колина Пауэлла.
Проблема, казалось бы, исчерпана, но отношения между странами лучше не стали. Обе страны считают остров своей территорией.

Переговоры
Министры иностранных дел Испании и Марокко - Ана Паласио и Мохаммед Бенайсса - в понедельник 22 июля встретились для того, чтобы окончательно решить проблему спорного острова, а заодно и другие проблемы в отношениях двух стран. Переговоры проходили при посредничестве Соединенных Штатов Америки.
Ранее министр иностранных дел Королевства Марокко Мохаммед Бенайсса назвал высадку испанских военнослужащих на необитаемом острове Перехиль “актом войны, актом агрессии, нарушающим нормы международного права”. “Королевство Марокко находится в состоянии боевой готовности и не допустит нарушения своего территориального единства, суверенитета и законных прав”, - сказал тогда Бенайсса на пресс-конференции журналистам. Испанский министр Ана Паласио в ответ парировала, что действия Испании являются самообороной.
По окончании переговоров было опубликовано официальное заявление, сутью которого явилось то, что “министры иностранных дел двух стран официально одобрили соглашение о восстановлении и поддержании на острове Перехиль/Лейла положения, существовавшего до июля 2002 года”. Остров покинули и испанцы и марокканцы, так что он вновь приобрел статус необитаемого.

Два министра - Ана Паласио с испанской стороны и Мохаммад Бенайсса с марокканской - пообещали “выполнять соглашение добросовестно” и “начать прямой открытый диалог для укрепления двусторонних отношений”.

Комментарий дипломата
За разъяснениями по этой проблеме мы обратились в посольство Испании в Казахстане. Официальную точку зрения испанского правительства выразил первый секретарь посольства Испании господин Луис Франсиско Мартинес Монтес.

- Прошедшее обсуждение стало первой прямой встречей официальных лиц Испании и Марокко с 11 июля, когда марокканские солдаты высадились на до тех пор необитаемом острове. Каковы основные результаты переговоров?

- Хочу начать с того, что некоторые сообщения, которые прошли в международной прессе, неправильные с точки зрения международного права. Иногда говорилось, что Испания захватила остров, принадлежащий Марокко. По вопросу о юридическом статусе острова Перехиль до сих пор не было достигнуто соглашения и поэтому, с точки зрения международного права, некорректно утверждать, что “Испания оккупировала марокканский остров”. До 11 июля существовала взаимная договоренность между Марокко и Испанией о соблюдении статуса-кво в отношении острова, в соответствии с которым он должен оставаться демилитаризованным и необитаемым.

Вышеупомянутый статус-кво был нарушен в одностороннем порядке 11 июля, когда вооруженная группа марокканских жандармов без предупреждения вторглась на остров и установила там марокканский флаг. Марокканское правительство распространило заявление с требованием суверенитета над островом.

Испания посчитала марокканскую военную оккупацию острова недружественным актом, который противоречит принципам международного права (статья 2.4. Устава ООН) и не соответствует двустороннему Договору о дружбе и сотрудничестве, регулирующему с 1991 года отношения между Марокко и Испанией и исключающему использование силы для решения двусторонних конфликтов.

Несмотря на попытки Испании восстановить прежнее положение через дипломатические каналы, Марокко продолжало настаивать на своем требовании суверенитета над островом. На смену первоначально высадившимся жандармам прибыли марокканские военные, которые начали строительство на спорном острове военных казарм.

Как только стало ясно, что Марокко не собирается покидать остров, и были исчерпаны все дипломатические средства, 17 июля была проведена операция по вытеснению с острова марокканских войск. Задача была выполнена успешно, без каких-либо потерь с обеих сторон. Цель операции заключалась лишь в восстановлении ранее существовавшего положения. Испанское правительство повторно заявило, что не собирается занимать остров навсегда, и что испанские военные уйдут сразу, как только от Марокко будут получены официальные заверения о том, что Рабат не будет пытаться снова захватить остров.

Таким образом, вмешательство Испании было оправданным в соответствии со статьей 51 Устава ООН и ограниченным - применение силы было соразмерно угрозе со стороны вооруженных сил Марокко. Позицию Испании поддержали НАТО и ЕС. Испания не могла потерпеть попытку Марокко навязать в одностороннем порядке и с применением силы изменение существующего статуса важной в геополитическом отношении территории, угрожая тем самым безопасности и территориальной целостности Испании.

- Обсуждалась ли министрами проблема испанских анклавов в Марокко?

- 21 июля, благодаря помощи США, я подчеркиваю - помощи, а не посредничеству, было достигнуто соглашение, в соответствии с которым Марокко и Испания согласились вернуться к прежде существовавшему положению. В тот же самый день испанские войска покинули остров Перехиль. На следующий день на встрече министров в Рабате обсуждался только вопрос о статусе острова. В сентябре планируется встреча в Мадриде, чтобы обсудить все вопросы двусторонних отношений, исключая вопрос о Сеуте и Мелилье. Согласно испанской конституции существуют автономные регионы, такие как Каталония, Андалузия, и есть автономные города.

Сеута и Мелилья были испанскими городами еще до того, как Марокко образовало государство. Таким образом, это не колонии и не анклавы, согласно международной конвенции. Как сказала наш министр госпожа Ана Паласио: “Это не только испанские территории, это территории испанского государства”. Поэтому нет никаких причин, чтобы обсуждать статус Сеуты и Мелильи.

Последнее, что хочу сказать, это то, что Испания еще раз подтверждает свое стремление к сохранению дружественных и взаимовыгодных связей с Королевством Марокко. Испания является вторым по значению инвестором и торговым партнером Королевства Марокко. Рабат является главным бенефициаром, получающим от Испании помощь в рамках сотрудничества. Более 300 тысяч марокканских граждан мирно проживают и работают в Испании. Если говорить о реальной цифре, то думаю, она составляет более 1,5 миллиона человек. Испанские компании, которые работают в Марокко, дают работу более 1,5 тысячам марокканцев. Испания облегчила путь марокканских товаров в Европу.

- В уважаемой испанской газете “Паис” прошла информация о том, что “посредничество США нельзя считать бескорыстным, так как они подписали с Марокко ряд тайных соглашений об эксплуатации нефтяных месторождений на территории Западной Сахары...”

- Сейчас США обсуждают ситуацию с бывшей испанской колонией в Западной Сахаре. Точно не известно есть ли в Сахаре нефть, но американские компании имеют там свои интересы. В этом отношении позиция Испании состоит в уважении решений ООН. Некоторые резолюции ООН посвящены этой теме. Участь Сахары решит референдум. Возможно, в результате Сахара останется автономией внутри Марокко, либо ее разделят на две части. Испания будет полагаться на взаимное решение, принятое обеими сторонами.

Островные войны
Истории известны многие войны из-за островов, которые уносили человеческие жизни.

История первая. Война Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими островами продолжалась долгих восемь лет: с 1982 по 1990 годы. Хотя начало истории уходит корнями ни много ни мало в позапрошлый век. В 1820 году будущая Аргентина (тогда она называлась Объединенные провинции Ла-Платы) заявила о своих правах на Фолкленды. Через девять лет после этого на остров высадился небольшой отряд во главе с аргентинским военным губернатором. Но уже в 1833 году англичане объявили острова британским владением, а аргентинцев вывезли из архипелага. Аргентинцы вспомнили о давней обиде в 1982 году, в этом же году Англия порвала дипломатические отношения с Аргентиной. Началась война, в результате которой был восстановлен суверенитет Великобритании.

История вторая. Конфликт из-за острова Кипр, который не решен до сих пор. Остров поделен на две части: греческую и турецкую. В декабре 1963 года произошли вооруженные конфликты между кипрскими греками и турками, так что со следующего года на острове расположились войска ООН. Турецко-греческий конфликт обострился не только из-за Кипра, на котором в 1983 году была создана Турецкая республика Северный Кипр. Споры двух государств за право на два небольших острова в Эгейском море, пожалуй, более серьезны. Анкара обвиняет Афины в поддержке Курдской рабочей партии, боевики которой, по мнению турецкой стороны, проходят подготовку на специальных базах на греческой территории. Конфликт из-за этих островов едва не привел к войне между двумя государствами в 1996 году.

История третья. Нельзя не вспомнить в этом ряду почти классический и вечный спор из-за Курильских островов между правительствами России и Японии, который часто является разменной монетой в решении других проблем двустороннего характера. Российская пресса “оптимистично” заявляет, что “война с Японией будет вечной”, имея в виду жесткую позицию российских парламентариев по вопросу о передаче Южных Курил Японии. Практически все японские премьеры ставили одной из своих задач возвращение Южных Курил. Противная же сторона уверена, что отдавать Курилы нельзя, так как они имеют важное стратегическое, геополитическое и экономическое значение для России. Но воз и ныне там.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии