Йо, мой Йо, или “Е-мое!” в самом центре Вашингтона
Гульнара Нугман
“Е-мое!” - только и осталось растерянно воскликнуть мне,
оказавшись среди моря желаний и возможностей увидеть, услышать,
потрогать все, пообщаться со всеми. Даже сдержанная, респектабельная
“Вашингтон пост” не поскупилась на слова: “Никогда еще не
видел Вашингтон такого скопления культур на одном пятачке
земли”. А госсекретарь США Колин Пауэлл не упустил представившуюся
возможность подтрунить над другой ветвью власти: “Такого горлового
пения я не слышал нигде. Разве что во время дебатов в конгрессе”.
Пятачок земли протянулся от Капитолия до монумента первого
президента США Джорджа Вашингтона. Именно на нем проходил
Смитсонианский фестиваль народов
мира, который проводится каждое лето уже в 36-й раз. Обычно
на фестивале бывают представлены 3-4 страны, не связанные
как-то между собой. Но в этом году впервые за все время своего
существования фестиваль был тематическим. Его участниками
стали народы и страны, по которым проходил Великий Шелковый
путь.
В течение 10 дней - с 26 июня по 7 июля - древний торговый
путь из Азии в Европу пролегал по центру Вашингтона, где бок
о бок расположились японские ворота Нара, китайская пагода,
юрта тюркских кочевников, самаркандский базар, кашгарская
чайхана, стамбульская мечеть и венецианская площадь Святого
Марка. Здесь собрались 400 музыкантов, художников, танцоров,
актеров, народных умельцев, кулинаров из 23 стран.
Несмотря на 35-градусную жару на фестивале побывал миллион
(!) посетителей. Впрочем, жара была как по заказу - американцы
кожей ощущали азиатский климат. В одном шатре демонстрировали
свое искусство стеклодувы из Венеции, в другом - расписывали
керамику китайцы, в третьем - японские мастера показывали
многовековую традицию изготовления бумаги. Тибетские женщины
ткали ковры, а индусы забавляли публику своими фокусами.
Еще дальше можно было увидеть всю технологию изготовления
шелка - от кокона тутового шелкопряда до готовой материи.
Кстати, я тоже попробовала расплести такой кокон, и в награду
мне подарили пару коконов. Когда-то за попытки вывезти их
из Китая люди расплачивались своей головой!
Возле казахской юрты яблоку негде упасть, все норовят протиснуться
в узкую низкую дверь. “А из чего это сделано? А сколько нужно
верблюдов, чтобы перевезти юрту с места на место? А вы до
сих пор живете в таких палатках?” Рядом с юртой проходит айтыс.
Из Казахстана приехали 16 музыкантов: кюйши, акыны из Кызылорды
и Алматы, а также фольк-рок-группа “Роксонаки”. К сведению:
всех участников фестиваля отбирали сами американцы, и здесь
подошло время рассказать и об организаторах мероприятия. Тем
более что главным среди них - арт-директором - был мой кумир
американский виолончелист китайского происхождения Йо-Йо Ма.
Мистер Ма известен всему миру. В США его знает и стар и млад.
Да как же иначе, если его творческие достижения отмечены 14-ю
премиями “Грэмми” (музыкальный “Оскар”). Его соло на виолончели
звучало и завораживало в фильмах “7 лет в Тибете” и “Крадущийся
тигр, притаившийся дракон”. Последний фильм в 2001 году получил
несколько “Оскаров”, в том числе за лучшую музыку.
Ма - самый признанный виолончелист нового поколения. Я была
несказанно рада, увидев его “живьем” на церемонии открытия
Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, и насладилась его же исполнением
вдвоем со Стингом песни Fragile. Поражаюсь его смелости и
творческой фантазии. Вы когда-нибудь слушали Баха в мультимедийном
исполнении? Если нет, то посмотрите фильм “Вдохновленный Бахом”,
где музыкант комбинирует свое соло на виолончели с танцем
на льду, японским театром Кабуки и с трехмерной компьютерной
графикой.
Цель его последнего проекта - объединить музыкальное наследие
народов Шелкового пути от Японии до Италии и преподнести его
в современной форме. В течение четырех лет собирал Йо-Йо Ма
лучших музыкантов из стран следования древних торговых караванов.
Бесконечное прослушивание друг друга, генерирование и отбор
новых, интересных идей, эксперименты, пробы, репетиции. В
результате - новый альбом и фестиваль в Вашингтоне.
Казахстанской группе “Роксонаки” на фестивале выпал большой
успех. По-моему, народу было больше только на концертах самого
Ма. Аплодисменты вновь и вновь вызывали наших музыкантов на
сцену. Все компакт-диски, что привезли с собой ребята, были
раскуплены уже на второй день. Многие записывались в очередь
на следующий выпуск. Сам же маэстро, слушая выступления “Роксонаков”
за кулисами, не раз восклицал: “Wonderful, wonderful!”, что
означает “Чудесно, чудесно!”. Тут же возникла идея сыграть
дуэтом с лидером и композитором группы Едилем Хусаиновым что-нибудь
из репертуара “Роксонаков”. Йо-Йо Ма выбрал “Я вспомнил ее”,
где его виолончель зазвучала вместе с древним казахским сыбызта.
Публика аплодировала стоя, а наши ребята подарили ему на память
кыл-кобыз.
В общении маэстро очень прост. Моя знакомая Кимберли Минсон
несколько лет назад работала вместе с ним в Бостонском симфоническом
оркестре. “Редко кто из исполнителей мирового класса может
так же запросто перезнакомиться с музыкантами на репетиции
и “потрещать” с нами же в перерывах. Они обычно поворачиваются
к нам только для того, чтобы сказать: “Играйте потише - из-за
вас меня не слышно”. Такого Йо-Йо Ма никогда не позволял”.
Когда же я за кулисами подошла к нему и предложила рассказать
о нем и его творчестве казахстанским читателям, он замахал
руками: “Что ты, что ты, не обо мне надо писать. Вот Марк
Сютер, - и Ма потянул меня за руки к музыканту, стоявшему
в стороне: - Он несколько лет ездил по Ближнему Востоку, учился
играть на древнем ударном инструменте тамбурине. А в августе
он женится на казашке из Алматы - она играет в Нью-Йоркском
филармоническом оркестре. Вот о нем и напиши”.
А еще он показал мне свою гордость - гипервиолончель. Она
была изготовлена целой командой электронщиков и дизайнеров
специально для него. Это электронное чудо современной техники
превращает игру виолончелиста в диалог солиста и машины-оркестра
в виде нескольких компьютеров. Оно создает поистине безграничные
возможности для творческого поиска, и мистер Ма рад этому
как дитя. Тем более что, воткнув наушники в инструмент, можно
часами заниматься, никому не мешая.
Напоследок я, конечно, не могла не спросить о возможности
его приезда с концертами в Казахстан. И он шепнул мне о своем
намерении следующей весной проехаться с гастролями по странам
Центральной Азии. “Но тсс!.. Это по секрету, только между
нами”, - улыбнулся виолончелист. Что ж, до встречи в Алматы,
маэстро!
|