26 июля 2002
№30 (218)
Разделы
     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

СПАСИБО, СПАСАТЕЛЬ

Ольга МАЛАХОВА
Каждый десятый алматинец должен стать спасателем. Как гласит Закон “О гражданской обороне”, в нашей сейсмоопасной зоне, где высока опасность не только землетрясений, но и схода селей и лавин, где возможны техногенные катастрофы, на десять граждан должно приходиться по одному спасателю

150 тысяч спасателей в Алматы в ближайшее время, конечно, не появятся, но некоторые шаги к этому уже сделаны. Всего месяц работает служба спасения южной столицы, но и за этот короткий срок стало понятно, что у нас есть кого спасать и есть кому спасать. Как оказалось, очень многие алматинцы хотят быть спасателями, пусть даже на добровольных началах. Почти каждую неделю больше десяти человек приходят в службу с просьбой принять на работу. Но в штате уже есть сорок человек, поэтому многие становятся волонтерами.
Спустя сорок с лишним лет после организации в США службы спасения и введения единого телефонного номера 911 акимат Алматы создал государственное коммунальное казенное предприятие “Служба спасения г. Алматы”. Только номер, по которому можно попросить о помощи, иной - 051 (такой же, как в России). Впрочем, скоро, когда это станет возможным технически, он поменяется на европейский - 112. Этот же номер будет по умолчанию установлен для всех сотовых телефонов, что позволит делать бесплатные звонки. Уже сейчас у спасателей есть договоренность с двумя компаниями - “Казахтелеком” и К’cell - о бесплатных звонках в эту службу пока на номер 051.
В Алматы можно ожидать чего угодно - от подземных толчков до селевых потоков и наводнений. Есть также производство химически опасных веществ, есть законсервированный ядерный реактор. Поэтому, говорит Сергей Попов, начальник отдела оперативно-дежурной службы, надо иметь хорошо подготовленных к самым разным катаклизмам специалистов, для чего постоянно идут занятия и тренировки, проводятся курсы. Число происшествий каждый год растет, в 2000 году было 3346, в 2001-м - 3722 случая.
Пока, к счастью, спасателям чаще приходится выезжать на различные бытовые происшествия, иногда довольно казусные. Но, как выясняется, кроме них в таких ситуациях больше помочь некому. Кто бы еще стал помогать женщине, у которой ветром унесло с балкона одеяло прямо на верхушку высокого дерева? Или даме, потерявшей любимого персидского котенка в подвале дома? Или девочке, надевшей узкое колечко на палец? Или женщине, ногу которой пронзила арматура и надо было ее, арматуру, сначала отпилить?
Спасатели помогают войти в квартиры работникам газовой службы, когда идет утечка газа, а хозяев нет дома, медикам “Скорой помощи”, которые не могут попасть к больному человеку, закрывшемуся в доме и не способному открыть дверь, полицейским - когда в закрытой квартире мертвый человек. Во всех этих случаях особенно необходимы навыки альпиниста. Но нужны также и сообразительность, и талант психолога, и смелость в сочетании с осторожностью.
Недавно они освободили кота, попавшего лапой в сливное отверстие раковины, для чего пришлось ее разбирать. Кот вел себя спокойно в отличие от агрессивного ротвейлера в другой квартире, который сначала угрожал хозяевам, а потом цапнул подоспевшего им на помощь спасателя.
Особую изобретательность пришлось проявить при освобождении попавших в плен вентиляционной шахты голубей. Причем страдали не только птицы, но и хозяева квартиры, в которую они постоянно ворковали и стучались через вентиляционную решетку. Если бы не сообразительность спасателей, пришлось бы в конце концов разрушать часть стены. Но спасатели придумали картонную кормушку, которую спустили и подняли на веревках вместе с измученными птицами.
Все эти, казалось бы, мелочи случаются ежедневно. В день диспетчерская служба получает до семидесяти звонков, из них четверть требует выездов на место. Возможно, со временем некоторые вызовы отнесут к разряду оплачиваемых, что давно уже существует на Западе.
В скором времени у новой службы появится программное обеспечение, позволяющее диспетчеру сразу выяснить, с какого номера или телефона-автомата звонили, адрес звонившего. Еще будет своеобразное штурманское обеспечение: диспетчер на экране будет видеть передвижение транспорта спасателей по городу. Появится у службы свой вертолет, будет пополняться транспортный парк и специализированное оборудование. Продолжится обмен опытом с москвичами: у них такая служба существует уже пять лет.
На специальных курсах водолазов, альпинизма, спортивного ориентирования, саперов и других будут обучаться добровольцы. Желающих проявлять свои способности, помогать людям оказалось очень много среди молодежи, самым активным планируют скидки в оплате средств связи. Волонтеры будут постоянно находиться на связи, оперативно и грамотно сообщать о происшествии диспетчерам, оказывать первую медицинскую помощь. Кроме оперативно-спасательного отряда и единой дежурно-диспетчерской службы, создается кризисный центр, который в случае возникновения чрезвычайной ситуации будет объединять все службы ЧС и гражданской обороны.




Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии