КРИЗИС ПО-ТУРЕЦКИ
Ботагоз Сейдахметова
Вторую неделю Турция переживает серьезный политический
кризис. На этом фоне возобновились споры вокруг возможного
вступления Турции в Европейский Союз и обострился пресловутый
курдский вопрос.
По мнению аналитиков, до конца срока своих полномочий, то
есть до 2004 года, нынешнее турецкое правительство - кабинет
Бюлента Эджевита - не доживет. Более того, во вторник, 16
июля, лидеры правящей коалиции на своей
встрече согласились с предложением вице-премьера Девлета Бахчели
о проведении досрочных парламентских выборов в стране 3 ноября
этого года. При этом высока вероятность того, что внеочередное
заседание парламента Турции, которое, по всей видимости, согласно
инициативе МХП (партии националистического движения) состоится
1 сентября, примет решение о проведении досрочных выборов
в Турции в указанный выше срок. Таким образом, нынешнее правительство,
по сути, стало предвыборным.
Каждый новый политический или экономический кризис вызывает
бурную реакцию у турецкого избирателя, который давно разочарован
в своих политических лидерах. Все чаще раздаются призывы к
выработке новой современной политической культуры, которая
сможет, в конце концов, решить все проблемы страны.
Перемен от Турции требует и мировое сообщество, которое, как
никогда прежде, заинтересовано в том, чтобы она была в состоянии
выполнять свою геополитическую роль в Европе, на Ближнем Востоке,
в Афганистане, а также в разворачивающейся драме вокруг Ирака.
Отставки. Новый политический расклад
Отставка семи министров, среди которых такие важные фигуры,
как заместитель премьер-министра Хусаметтин Озкан, министр
иностранных дел Исмаил Джем, министр национального образования
Метин Бостаджиоглу, министр культуры Истемихан Талай, а также
три государственных министра, серьезным образом повлияла на
расстановку сил в турецком парламенте. Таков нынешний расклад
сил в парламенте Турции:
- МХП - 127 мандатов,
- АНАП - 79 мандатов,
- ДСП - 69 мандатов (двумя неделями ранее было 128),
(партнеры по правящей коалиции располагают в совокупности
лишь 275 мандатами (50%), при этом простое большинство в
парламенте составляет 276 из 550),
- ДЙП - 85 мандатов,
- АКП - 53 мандата,
- СП - 48 мандатов,
- Общественно-демократическая партия (ТДП) - 3 мандата,
- Партия великого единства (ББП) - 1 мандат,
- независимые депутаты - 72 мандата (из 59 - сторонники
пока не оформившегося в политическую партию движения новой
формации Джем-Озкан-Дервиш).
- свободные вакансии - 13 мандатов.
Итого: 550 мандатов.
Необходимо отметить, что все отставные министры, а также
еще 52 депутата парламента вышли из правящей Демократической
левой партии (ДСП). Потеря в общей сложности 59 мандатов (7+52,
так как в Турции, которая по Конституции является парламентской
республикой, министры одновременно являются депутатами парламента)
больно ударила по ДСП во главе с премьер-министром Бюлентом
Эджевитом. Он был вынужден назначить на освободившиеся посты
новые, приближенные к себе консервативные фигуры. А именно:
сторонников жесткой линии, противников уступок ЕС по важным,
с точки зрения национальной безопасности, Турции вопросам.
Новые министры в кабинете:
- Заместитель премьер-министра - министр иностранных дел
Шюкрю Сина Гюрель родился в 1950 г. в г. Измире. Выпускник
факультета политических наук Анкарского университета (по
специальности “международные отношения”), профессор, доктор
политических наук. Свободно владеет английским языком. Работал
в Анкарском университете преподавателем, затем заведующим
отделением международных отношений. Господин Гюрель также
работал в Средневосточном техническом университете (г. Анкара),
Билькентском университете (г. Анкара), Университете 9-го
сентября (г. Измир), Денверском университете (США) и Восточно-Средиземноморском
университете (Северный Кипр). Дважды избирался депутатом
парламента Турецкой Республики от Измира (20 и 21 созывов).
С 1999 года - государственный министр Турции, курирующий
работу с турецкой диаспорой, строительную, инженерную и
консультационную деятельность турецких граждан за рубежом,
а также координацию деятельности Турции по Кипру. Женат,
имеет двоих детей.
- Министр национального образования Невзат Текин, до последнего
времени - депутат от провинции Кыркларэли.
- Министр культуры Суат Чаглаян, депутат от провинции Измир.
- Государственный министр Зеки Сезер (по делам религии
и государственного народного банка “Халк банкасы”), до этого
был заместителем председателя ДСП.
- 5. Государственный министр Тайфун Ичли, ведает государственными
кадровыми вопросами. До назначения был заместителем председателя
ДСП.
- Госминистр по вопросам села и развития регионов - Мехмет
Коджабатмаз, депутат парламента Турции от провинции Денизли.
- Госминистр по вопросам семьи, женщин и социальных дел
- г-жа Мельда Байер, депутат от провинции Анкара.
- Госминистр г-жа Тайибе Гюлек. Курирует работу с турецкой
диаспорой, строительную, инженерную и консультационную деятельность
турецких граждан за рубежом, а также осуществляет координацию
деятельности Турции по Кипру. Она - депутат от провинции
Адана.
Впервые в истории 57-го правительства Турции в состав Кабинета
были назначены женщины.
Новая политическая партия. Новые цели
Раскол в ДСП привел к тому, что в стране образовалось новое
политическое движение - социал-демократическое движение во
главе с Исмаилом Джемом, Хусаметтином Озканом и государственным
министром экономики Кемалем Дервишем (бывшим заместителем
главы Всемирного банка). Лидером новой партии, как ожидается,
будет Исмаил Джем. Главными целями движения будет вступление
Турции в Европейский Союз. Планируется, что до 22 июля движение
будет преобразовано в политическую партию. Идеи нового политического
движения Турции поддерживаются Западом.
Вторую неделю продолжается процесс исхода депутатов из ДСП.
В понедельник, 15 июля, из нее вышли 7 депутатов парламента
Турции, а во вторник, 16 июля - еще 6. Как уже отмечалось,
общее количество покинувших эту партию парламентариев составило
59, в результате чего ДСП по количеству своих депутатских
мандатов (69) опустилась с первого на четвертое место в парламенте,
уступая МХП-127, ДЙП-85 и АНАП-79. При этом партнеры ДСП-МХП-АНАП
отныне располагают лишь 275 мандатами, что означает отсутствие
у нынешнего правительства простого большинства в высшем законодательном
органе. Бюлент Эджевит выразил озабоченность выходом из ДСП
ряда министров и депутатов парламента Турции, которых он считал
близкими себе, и подчеркнул, что в их действиях нет логической
обоснованности. Премьер отметил, что не собирается уходить
в отставку. Бюлент Эджевит также считает, что нынешний политический
кризис - это внутреннее дело Турции.
Рейтинги турецких политических партий
Согласно последнему опросу общественного мнения от 10 июля,
проведенного влиятельным турецким рейтинговым агентством SONAR,
политические партии имеют следующий рейтинг:
- Партия справедливости и развития (АКП, исламисты-реформаторы,
председатель экс-мэр г.Стамбула Реджеп Тайип Эрдоган) -
20,55 процента.
- Республиканская народная партия (ДжХП, левоцентристы,
председатель Дениз Байкал) - 17,37 процента.
- Партия верного пути (ДЙП, правая, бывшая партия Сулеймана
Демиреля, нынешний председатель - Тансу Чиллер) - 10,06
процента.
- Демократическая партия (ДП, партия мэра г. Анкары Мелиха
Гёкчека) - 7,20 процента.
- Партия националистического движения (МХП, турецкая националистическая,
председатель - заместитель премьер-министра Турции Девлет
Бахчели) - 7,10 процента.
- Партия Отечества (АНАП, правая, опирается на крупную
буржуазию, основана Тургутом Озалом, нынешний председатель
- заместитель премьер-министра Турции Месут Йылмаз) - 6,99
процента.
- Народная демократическая партия (ХАДЕП, прокурдская,
председатель Мурат Бозлак) - 6,46 процента.
- Либерально-демократическая партия (председатель - Бесим
Тибук) - 5,93 процента.
- Демократическая левая партия (ДСП, левоцентристская,
председатель - премьер-министр Турции Бюлент Эджевит) -
4,77 процента.
- Партия благополучия (СП, исламисты-традиционалисты, председатель
Реджай Кутан) - 2,22 процента.
- Партия демократической Турции (ДТП, правоцентристы, председатель
- Мехмет Али Баяр) - 1,38 процента.
Следует отметить, что избирательный барьер в Турции составляет
10 процентов, поэтому из этого списка только первые 3 партии
смогли бы пройти в парламент при условии, если бы выборы в
Турции состоялись 10 июля.
Турецкая лира в состоянии ожидания
Проведенные в 2001 году реформы в структуре управления экономическими
процессами в стране в настоящее время позволяют говорить о
наличии устойчивости ее финансовых и других рынков в условиях
политического кризиса, несмотря на то, что ранее любой политический
кризис приводил к серьезным экономическим последствиям.
Хотя ряд рейтинговых агентств (Мудис, Стандарт & Пурс)
снизил кредитный рейтинг Турции, по оценке МВФ и ряда турецких
специалистов, ситуация на финансовых рынках страны оценивается
как стабильная, но находящаяся в состоянии ожидания. Экономические
реформы в стране на данном этапе продолжают осуществляться
в соответствии с ранее намеченным планом. Более того, Центральный
банк Турции контролирует ситуацию на финансовом рынке и не
позволяет использовать нынешнюю ситуацию для осуществления
спекулятивных действий.
Дальнейшее развитие экономической ситуации в стране связывается
с именем государственного министра Кемаля Дервиша, ответственного
за экономические вопросы. Его отставка может негативным образом
отразиться на ситуации на финансовых рынках страны. В отношении
Кемаля Дервиша Бюлент Эджевит подчеркнул, что желает продолжения
его работы в составе правительства, так как это обусловлено
соответствующими договоренностями с МВФ и Всемирным банком.
Однако, по его словам, если МХП будет настаивать на отставке
последнего, то он также готов оставить власть.
Реально ли вступление Турции в ЕС?
Согласно опросу SONAR, вступление Турции в ЕС поддерживают
74,5 процента респондентов. Для того чтобы вступление обрело
реальные черты, Турции необходимо не позже нынешней осени
выполнить обязательства перед ЕС по гармонизации ее национального
законодательства с европейским. В частности, принять законы
о полной отмене смертной казни и разрешении образования и
вещания на языках национальных меньшинств, прежде всего курдском.
При условии выполнения данных обязательств, на Копенгагенском
саммите ЕС в декабре этого года для Турции может быть назначена
конкретная дата начала переговоров о ее вступлении в ЕС. При
этом заместитель премьер-министра Турции Месут Йылмаз, курирующий
связи с ЕС, говорит о том, что при удачном раскладе Турция
может стать полноправным членом ЕС уже в 2007 году.
Курдский вопрос
Пожалуй, это самый болезненный вопрос для Турции. В Турции
насчитывается около 12 миллионов курдов. В соседних Иране
и Ираке проживает мощное курдское меньшинство, что делает
проблему интеграции турецких курдов крайне острой для Турции.
Курды принадлежат к одной из двух (наряду с армянами) сравнительно
крупных этнических групп населения страны. Основная часть
курдов живет в малодоступных горных районах Восточной Анатолии.
Сохранив свои обычаи, язык и национальное самосознание, курды
поднимали восстания в 1925 и 1930-х годах, которые были жестоко
подавлены Турецкой Республикой. Только с 1946 года курдские
провинции наконец получили такой же статус, как и остальные.
При условии принятия законов, которых требует европейское
сообщество, в частности о полной отмене смертной казни, смертный
приговор лидеру курдской сепаратистской террористической организации
ПКК Абдулле Оджалану может быть заменен на пожизненное заключение
в одиночной камере F-типа. Однако против этого выступает ряд
политических сил страны, в первую очередь МХП. Кроме того,
при условии принятия остальных адаптационных законов - о культурных
правах для курдского меньшинства - позитивные сдвиги в решении
курдского вопроса будут очевидны.
Партнерство против Ирака?
А тем временем заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц
провел в Анкаре переговоры с турецкими властями и военными
лидерами. Обсуждалась планируемая военная операция США против
Ирака.
Турция является ключевым союзником США в НАТО. Отсюда, с
турецких военных баз, американским и британским самолетам
будет легко патрулировать закрытую для полетов зону на севере
Ирака. Между тем, по мнению наблюдателей, американцам нужно
приложить немало сил и аргументов для того, чтобы убедить
Турцию в необходимости поддержать военную кампанию в Ираке.
|