19 июля 2002
№ 29 (217)
Разделы
     Главная страница
     События
    Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
      Исследования  

Аксакал отправляет потомков на Марс

Ануар АМИРОВ

С материнской землей у казахов олицетворяется Родина, и традиционно она была общенародной собственностью. Поэтому самые жаркие споры и острые дискуссии вызывает предстоящее обсуждение в парламенте закона о продаже земли в частную собственность. Ведь в народе принято считать, что Родину и Мать не продают. В последнем номере газеты “ТYРКIСТАН” на эту тему выступили несколько авторов, которых объединяло общее беспокойство - кто будет завтра хозяином на казахской земле? Сенатор Думан Абилдинов не случайно напоминает в своей статье высказывание Льва Толстого о том, что в основе частной собственности на землю лежит общественное неравенство. И если кто-то владеет излишками земли, то это порождает эксплуатацию других людей. Опираясь на опыт европейских стран, сенатор приводит примеры наделения землей фермеров в Германии и Норвегии только по их хозяйственным возможностям, но ни гектара больше.

А в нашей стране, по мнению писателя Нуркасыма Казыбека, уже сегодня хватает несправедливости с распределением земель среди сельчан. И почему казахстанцы должны выкупать землю, если по Конституции народ является ее хозяином. Может, этот закон нужен для тех, кто имеет огромные аппетиты? И как быть нашим соотечественникам за рубежом, которых мы зазываем на историческую родину, если у них нет средств даже на переезд и обустройство. Поэтому не стоит спешить с продажей земли в частную собственность, заключает автор. Тем более что и без того достаточно нерешенных проблем. Повальная безработица толкает людей на любые унижения и заработки, превращая их в заложников всевозможных чиновников и работодателей. Тем временем, не без основания считает писатель, власти увлекаются всевозможными праздниками. Но каждый той уподобается дорогостоящему ледовому городку в Астане, который растаял и не оставил следов.

Своеобразный подход к вопросу о земле у ветерана труда Салима Кошкарова, который в своей статье “Земля и народ неделимы” выдвигает национальный принцип владения землей предков, а представителей некоренных этносов лишает этого права. По его мнению, раз Казахстан получил независимость, то язык в государстве должен быть казахским, а землей владеть должны только казахи. При этом, считает он, нельзя забывать о правах на землю в историческом отечестве 5 миллионов казахов, проживающих за рубежом, а также учесть потребности будущих поколений. А представители диаспор, заключает автор, могут претендовать на землю на своих национальных родинах. Но если государство не хочет разжигать эти страсти, то и не надо поднимать сегодня вопрос о владении землей. А не то нашим потомкам придется искать свою долю на Марсе. Может, и прав этот умудренный жизнью аксакал. Стоит ли бередить святые чувства казахов по отношению к материнской земле. Не лучше ли оставить ее в государственной собственности?

Более категоричен в оценке предстоящей продажи земли в частную собственность председатель комиссии при Союзе писателей Казахстана “Земля и Судьба казаха” Сапабек Асипов, выступивший по этому вопросу сразу в двух газетах - “ТЉркiстан” и “ЋАЗАЋ ЌДЕБИЕТI”. Он считает, что основная масса соотечественников может сразу же лишиться земли и превратиться в наемных батраков или подневольных рабов. Приводимые им многочисленные примеры бесправия крестьян и бесчинства чиновников не оставляют сомнения, что так оно и будет, если будет принят закон при таком отношении к простым сельчанам, тем более что законы у нас, как считает автор публикаций, можно растягивать, как резину.

Издревле на казахской земле слово “тамыр” означало родство независимо от крови. В современном понятии это означает интернационализм. Но только преданы ли казахской земле представители других этносов? Рассуждая об этом в газете “ЖАС АЛАШ”, Омирзак Мукай пишет о тенденции размежевания общества по национальному признаку. Ведь вслед за русской партией могут заявить о себе уйгурская, корейская и прочие. О том, как недорого ценится казахстанское отечество, говорит тот факт, что в прошлые годы в г.Кокшетау действовал культурный центр “Истоки”, который за 500 тенге оформлял желающим уехать в Россию документы о предоставлении статуса беженца. Как же все-таки дешево оценивается “патриотизм”. Правда, часть выехавших из Казахстана возвращается обратно.

Между тем деньги и жажда наживы стали определять сегодняшние ценности в обществе. Поэтому процветают корысть, взяточничество и несправедливость. В газете “ЋАЗАЋСТАН ZАМАN” Дамира Уанасова приводит множество случаев, когда молодые люди из-за бедности семей даже не мечтают о высшем образовании, да и многих выпускников вузов вряд ли можно назвать счастливчиками. Без взятки и знакомств невозможно не только устроить карьеру, но даже попасть на простую работу. Более всего взяточничество, считает автор, процветает в налоговых инспекциях, центрах занятости населения, управлениях труда и социальной защиты, финансовых органах и департаментах сельского хозяйства. Приводится в пример мать пятерых детей, которая вынуждена была делиться почти половиной суммы детских пособий с чиновниками, чтобы только получать их своевременно. Вот так бездушие и безнаказанность чиновников не только размывают элементарные понятия справедливости, но и усугубляют бесправие и незащищенность простых граждан. Разве может идти речь о справедливой передаче земли в частную собственность в пронизанном взяточничеством и коррупцией государстве?!

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии