Аксакал отправляет потомков на Марс
Ануар АМИРОВ
С материнской землей у казахов олицетворяется Родина, и
традиционно она была общенародной собственностью. Поэтому
самые жаркие споры и острые дискуссии вызывает предстоящее
обсуждение в парламенте закона о продаже земли в частную собственность.
Ведь в народе принято считать, что Родину и Мать не продают.
В последнем номере газеты “ТYРКIСТАН” на эту тему выступили
несколько авторов, которых объединяло общее беспокойство -
кто будет завтра хозяином на казахской земле? Сенатор Думан
Абилдинов не случайно напоминает в своей статье высказывание
Льва Толстого о том, что в основе частной собственности на
землю лежит общественное неравенство. И если кто-то владеет
излишками земли, то это порождает эксплуатацию других людей.
Опираясь на опыт европейских стран, сенатор приводит примеры
наделения землей фермеров в Германии и Норвегии только по
их хозяйственным возможностям, но ни гектара больше.
А в нашей стране, по мнению писателя Нуркасыма Казыбека,
уже сегодня хватает несправедливости с распределением земель
среди сельчан. И почему казахстанцы должны выкупать землю,
если по Конституции народ является ее хозяином. Может, этот
закон нужен для тех, кто имеет огромные аппетиты? И как быть
нашим соотечественникам за рубежом, которых мы зазываем на
историческую родину, если у них нет средств даже на переезд
и обустройство. Поэтому не стоит спешить с продажей земли
в частную собственность, заключает автор. Тем более что и
без того достаточно нерешенных проблем. Повальная безработица
толкает людей на любые унижения и заработки, превращая их
в заложников всевозможных чиновников и работодателей. Тем
временем, не без основания считает писатель, власти увлекаются
всевозможными праздниками. Но каждый той уподобается дорогостоящему
ледовому городку в Астане, который растаял и не оставил следов.
Своеобразный подход к вопросу о земле у ветерана труда Салима
Кошкарова, который в своей статье “Земля и народ неделимы”
выдвигает национальный принцип владения землей предков, а
представителей некоренных этносов лишает этого права. По его
мнению, раз Казахстан получил независимость, то язык в государстве
должен быть казахским, а землей владеть должны только казахи.
При этом, считает он, нельзя забывать о правах на землю в
историческом отечестве 5 миллионов казахов, проживающих за
рубежом, а также учесть потребности будущих поколений. А представители
диаспор, заключает автор, могут претендовать на землю на своих
национальных родинах. Но если государство не хочет разжигать
эти страсти, то и не надо поднимать сегодня вопрос о владении
землей. А не то нашим потомкам придется искать свою долю на
Марсе. Может, и прав этот умудренный жизнью аксакал. Стоит
ли бередить святые чувства казахов по отношению к материнской
земле. Не лучше ли оставить ее в государственной собственности?
Более категоричен в оценке предстоящей продажи земли в частную
собственность председатель комиссии при Союзе писателей Казахстана
“Земля и Судьба казаха” Сапабек Асипов, выступивший по этому
вопросу сразу в двух газетах - “ТЉркiстан” и “ЋАЗАЋ ЌДЕБИЕТI”.
Он считает, что основная масса соотечественников может сразу
же лишиться земли и превратиться в наемных батраков или подневольных
рабов. Приводимые им многочисленные примеры бесправия крестьян
и бесчинства чиновников не оставляют сомнения, что так оно
и будет, если будет принят закон при таком отношении к простым
сельчанам, тем более что законы у нас, как считает автор публикаций,
можно растягивать, как резину.
Издревле на казахской земле слово “тамыр” означало родство
независимо от крови. В современном понятии это означает интернационализм.
Но только преданы ли казахской земле представители других
этносов? Рассуждая об этом в газете “ЖАС АЛАШ”, Омирзак Мукай
пишет о тенденции размежевания общества по национальному признаку.
Ведь вслед за русской партией могут заявить о себе уйгурская,
корейская и прочие. О том, как недорого ценится казахстанское
отечество, говорит тот факт, что в прошлые годы в г.Кокшетау
действовал культурный центр “Истоки”, который за 500 тенге
оформлял желающим уехать в Россию документы о предоставлении
статуса беженца. Как же все-таки дешево оценивается “патриотизм”.
Правда, часть выехавших из Казахстана возвращается обратно.
Между тем деньги и жажда наживы стали определять сегодняшние
ценности в обществе. Поэтому процветают корысть, взяточничество
и несправедливость. В газете “ЋАЗАЋСТАН ZАМАN” Дамира Уанасова
приводит множество случаев, когда молодые люди из-за бедности
семей даже не мечтают о высшем образовании, да и многих выпускников
вузов вряд ли можно назвать счастливчиками. Без взятки и знакомств
невозможно не только устроить карьеру, но даже попасть на
простую работу. Более всего взяточничество, считает автор,
процветает в налоговых инспекциях, центрах занятости населения,
управлениях труда и социальной защиты, финансовых органах
и департаментах сельского хозяйства. Приводится в пример мать
пятерых детей, которая вынуждена была делиться почти половиной
суммы детских пособий с чиновниками, чтобы только получать
их своевременно. Вот так бездушие и безнаказанность чиновников
не только размывают элементарные понятия справедливости, но
и усугубляют бесправие и незащищенность простых граждан. Разве
может идти речь о справедливой передаче земли в частную собственность
в пронизанном взяточничеством и коррупцией государстве?!
|