Полифония
Мира Мустафина
Хрупкая, деликатная, импульсивная, романтичная... Так
охарактеризовал Камилу Бисенгалиеву после выступления на международном
конкурсе молодых исполнителей 2002 года имени Джанет Бомонд
известный английский музыкальный обозреватель Ховард Смит.
На этом самом престижном фестивале туманного Альбиона Камила
удостоилась двух высоких наград - Гран-при и приза зрительских
симпатий (по классу гобой).
Даже на улице она прислушивается к мелодии города. И при
этом ее не отвлекают голоса прохожих. Наоборот, она ощущает
себя частицей в мире зеленой
листвы, шумных арыков и высокого неба. Ощущать все это - как
дар. Никто и ничто не мешает ей думать. А мысли ее всегда
о музыке.
Говорят, тот, кто мягок внешне - тверд изнутри. И это правда.
Трепетная, как утренний туман, Камила вся служит музыке и
в этом служении есть что-то рыцарское, не девичье, истовое.
Безупречно служить своей музе завещал еще ее дед, который
славился на всю округу как непревзойденный домбрист-акын.
А умение создавать музыкальный образ и стремление оттачивать
изысканные детали будущей композиции - это от дяди - скрипача-легенды
Марата Бисенгалиева.
Всего на денек у меня в руках оказался дневник Камилы, и в
нем я прочитала удивительные строки: “Я стараюсь расшифровать
звуки, вынашиваю, нянчу, болею. Живу в удивительно теплом
бархатном фоне произведения, которое буду исполнять. Музыка
вечна, как никогда. Как сама жизнь и биение сердца”.
- Камила, произносишь фамилию “Бисенгалиев” - и сразу перед
глазами скрипка. А у тебя гобой...
- Это не вдруг и не случайно. Давным-давно в детстве я была
на одном концерте, так лет 15 назад к нам в Алма-Ату приезжал
с гастролями один из великобританских оркестров. Как раз в
нем и работала бывшая жена моего дяди Марата Стина. Она и
открыла мне гобой. Это было какое-то чудо: я ходила вместе
с ней на рабочие репетиции, а потом в редкие минуты отдыха
смотрела, как она поглаживает свой инструмент. У нее всегда
светились глаза, когда она рассказывала о гобое.
И почему к гобою? Вообще-то ко всем духовым инструментам
какое-то второстепенное отношение... Это неповторимый осязаемый
мир, который я люблю.
- Камила, училась ты здесь, а теперь - Англия.
- Да, я окончила с красным дипломом музыкальный колледж имени
Куляш Байсеитовой. Моим педагогом был Танатар Нуралиев. А
потом, в 1998 году, я поехала на первый свой конкурс. Это
был международный музыкальный фестиваль в Илкли. Я удостоилась
там Гран-при. На нем и заметил меня один меценат. Не буду
называть его фамилию из-за коммерческих дел. Так вот, он и
предложил мне продолжить обучение в Лидском музыкальном колледже,
который находится на севере Англии и является самым крупнейшим
и престижным в Британии. Чтобы туда поступить, некоторое время
я брала частные уроки.
“Слушатель и исполнитель едины. Слушатель вместе со мной взаимодействует
и образует общую эмоциональную ауру. Когда меня слушают, во
мне открываются сверхсилы, и наверное в этот момент я способна
на самый невероятный творческий взлет”.
- Признайся, обучение в Англии - дорогое удовольствие.
- Безусловно, год обучения стоит от 6 до 8 тысяч английских
фунтов. Это очень солидная сумма, и если бы не меценатство
и возможность выиграть грант, ни мне, ни моим родителям это
было бы не по карману. Кстати, в Англии выиграть грант на
обучение может любой при одном условии: участвуй в конкурсах,
соревнуйся, покажи себя, отличись и займи призовое место.
И тут же автоматически у тебя появляются скидки, а может быть
даже и круглая сумма на учебу.
- А есть ли существенная разница в подготовке музыкантов?
Как у них к этому делу относятся?
- Трепетно и очень продуманно. Существуют две ступени подготовки
музыкантов: первая - это предварительная, а вторая - высшая.
Так вот, я студентка 2-го курса 2-й ступени. Диплом этого
колледжа будет приравниваться к нашему высшему консерваторскому
образованию.
Далее - жесткая система оценок. Все задания надо выполнять
в срок. Если этого не сделаешь, пусть ты даже на отлично сыграл
концерт, твоя оценка будет на две ступени ниже.
Удивляет отношение “педагог - ученик”. Нет безумного страха,
заискивания. Со своим педагогом я очень просто общаюсь, называю
его по имени. Он мне как старший друг.
И конечно же очень много концертов, в которых принимают участие
студенты - у оркестра нашего колледжа большая популярность,
играть в нем престижно.
И еще. В колледже богатая библиотека, в ней можно найти все.
В Англии я вся погрузилась в музыку, в глубокие таинства интерпретации
и психологизма. Педагог помог мне постичь архитектонику музыкальных
форм, и я обрела уверенность в себе и даже некую исполнительскую
отвагу. Быть может, из-за того, что нет палочной дисциплины.
- После окончания учебы планируешь вернуться домой?
- Да, я об этом думаю и, возможно, здесь буду заниматься преподаванием.
- Камила, наверное, у тебя есть много друзей в колледже?
- Наш курс - самый интересный, потому что интернациональный.
Моя лучшая подруга из Китая, вместе со мной учатся немцы,
итальянцы, французы, но конечно же 70 процентов обучающихся
- англичане. Для музыканта очень важно расширять свой кругозор,
больше общаться и слушать. Так что я поглощаю все, что есть
у меня на пути, имею в виду, конечно, знания.
“Старый Лондон, туман, холодный ветер, круг друзей - и все
это как моя маленькая Вселенная, в которой светит солнце дружбы”.
- Камила, расскажи об отношении англичан к своей культуре.
- Радость и восхищение. Они почитают свою культуру, классику
боготворят. В первый год меня удивляло большое количество
слушателей в концертном зале, среди них много пенсионеров
и студентов - у этой категории населения огромные скидки на
билеты, а ведь на концерт попасть нелегко, потому что билет
стоит очень дорого.
- Например?
- От 10 до 20 английских фунтов - такой была цена билета на
мой последний концерт. Но в мою программу входил и фуршет.
А самый дешевый билет стоит 5-6 фунтов. Это дорого, потому
что сама жизнь в Англии очень дорогая.
- Не планируешь ли выступление здесь?
- Почему бы и нет? Все зависит от времени и обстоятельств.
Признаюсь: сама идея выступления давно витает в воздухе, возможно,
когда-нибудь сбудется.
|