Гоголь... “Ревизоръ”...
Мира Мустафина
Под занавес театрального сезона Академический русский
театр юного зрителя имени Натальи Сац порадовал алматинцев
новым спектаклем “Беспримерная конфузия” по пьесе “Ревизор”
Николая Гоголя (режиссер-постановщик Борис Преображенский)
Новый спектакль ТЮЗа нас удивил и порадовал. Борис Николаевич
ошеломил всех своей безудержной смелостью и неоднозначностью.
Ведь мы не думали и не
надеялись, что после долгой и затяжной кампании под названием
“буфетная война” у Преображенского найдутся силы завершить
“Беспримерную конфузию”. Какие бы течения ни увлекали драматическое
творчество - авангард, ассоциативный театр, эксперимент в
виде андеграунда, в какие бы формы ни отливались сценические
идеалы времени - для театра остается неизменным закон единого
общего переживания, что еще раз доказал нам Борис Николаевич.
Режиссер попытался донести до нас великий гоголевский смех.
События, происходящие на сцене, жизненная правда, доведенная
до абсурда. В “Беспримерной конфузии” мало хрестоматийного
Гоголя. Да и зачем? Ведь главное - увидеть и понять его мир.
Он прост на первый взгляд, но опасен тем, что замкнут в себе.
Это мир людей, наделенных властью над другими и в то же время
избавленных от власти над собой.
В постановке нет сцен лучших, потому что нет худших. Все
они - единое целое одного спектакля, движимое внутренним содержанием
и особым режиссерским решением. Решением довольно-таки интересным.
Например, пребывание в сценической ткани спектакля автора
пьесы - самого Гоголя и Пушкина, подавшего идею “Ревизора”
Николаю Васильевичу. Надо отметить актеров, исполнявших роли
классиков и одновременно играющих Хлестакова и Осипа (Т.Восилов
и Д.Скирта). Внешней форме, которую нам предложил Борис Николаевич,
соответствует и глубокое содержание пьесы Николая Гоголя.
Когда-то Немирович-Данченко сказал: “Если режиссер будет
отклоняться от закона единого общего переживания, то его постановке
угрожает равнодушие”. “Беспримерная конфузия” Бориса Николаевича
впереди этого закона, что и дало ему огромную власть над зрителем.
И достижение этой власти “по-преображенскому” так же разнообразно,
как и разнообразны его приемы режиссерского видения.
Не знаю, что скажут театральные критики, но журналисты, собравшиеся
на генеральную репетицию, заспорили. Предмет нашего спора
был таков: так называемая “сценичность” не относится к области
творчества. Неправда. Пример - художественный руководитель
ТЮЗа, его умный, внимательный расчет по использованию условий
“новой” сцены.
В “Беспримерной конфузии” гармоничная картина характеров
героев и мизансцен. Все диалоги обращены в зал, и это помогает
неразрывной связи зрительских эмоций и эмоций актеров. Вот
оно - гениальное чувство сцены. Вдохновенное чувство театра!
Мне интересно, с каким чувством работал над постановкой Борис
Николаевич. Лично у меня складывается очень сложное чувство
после “Ревизора”. То сочувственная боль, то усмешка над пороком.
В любом случае меня захватила красота и оригинальность “Беспримерной
конфузии”. В который раз повторю, зритель, пришедший на премьеру,
поразился дерзости и смелости, с которыми был прочитан “Ревизор”
Гоголя.
Отмечу музыкальное и художественное оформление (В.Пономарев
и М.Воронова) “Беспримерной конфузии”. Главным элементом декораций
стало стекло в раме, на котором изображена карикатурная чиновничья
нижняя часть - бедра, ноги с надутыми галифе в тугих белоснежных
кальсонах и начищенных сапогах. Очень смело. Этот “портрет”
нависает над Малой сценой как символ - икона, на которую и
молятся персонажи постановки. Смех - великое дело. Чем чаще
мы будем смеяться над своими пороками, больше вероятности,
что жизнь наша станет лучше. Сам Гоголь писал, что ничего
более так не боится человек, как смеха. В музыкальном оформлении
использованы отрывки из произведений Сергея Курехина, Антонио
Форсионе и Астора Пьяццола. “Беспримерная конфузия” длится
более трех часов с одним антрактом в душном подвальчике Малой
сцены. Зрителю выдержать очень трудно. Борису Николаевичу
надо бы пригласить чиновников от культуры и городского акимата,
чтобы они высидели спектакль в таких условиях. Может быть,
тогда будет решен вопрос о статусе Новой сцены, и осуществится
мечта Преображенского о создании муниципального театра...
|