Взгляд Сергея Волкова
СТРАННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМБИОЗ
Надеюсь, что вместе с этим материалом я закончу изучать ту возню, которая до сих пор существует вокруг закона РК “О политических партиях”. Тем читателям, коим посчастливилось не интересоваться политикой, сегодня гораздо легче. Они, в очередной раз увидев на телеэкранах и разворотах газет примелькавшиеся лица профессиональных оппозиционеров, просто переключат канал или перелистнут страницы. Мне же, согласно профессии, приходится кропотливо выслушивать и вчитываться в этот “сон разума”.
И чем больше читаю и смотрю, тем больше во мне обыкновенного человеческого раздражения. Как в детстве, когда наблюдаешь за асами “шарика-малика”. И знаешь, что обманывают, и даже иногда видишь явное жульничество, а сделать ничего не можешь. Потому что и милиционер местный куплен на корню, и помощники у этих асов больше похожи на доморощенных майков тайсонов.
У нынешних виртуозов “демократического и светло-путного шарика-малика” проблем быть схваченными за руку тоже нет. Власти кого могли уже похватали. Рассуждения же оппозиционеров о том, что демократия у нас хиреет на глазах, лишь навевают воспоминания об одной из работ великого Николая Константиновича Рериха, в которой он привел свой диалог с неким видным политическим деятелем. Он спросил: “Что такое демократия?” А деятель, улыбнувшись, ответил: “Это то, что в данное время удобнее”.
Вспомнив этот короткий разговор, становится ясным, что нынешняя демократия в Казахстане удобна почти всем. Власти - потому что она может принимать законы, выгодные и обществу, и ей самой (вернее, наоборот). А кучковатой оппозиции - потому что она на всех углах, заборах и фонарях может кричать о том, что ей затыкают рот и заламывают руки. Не выгодна такая демократия только простым казахстанцам. Тем самым, у которых нет денег не то что детишек в Париж свозить, не то что домик 2,5-этажный в предгорьях Алатау построить, не то что оплатить годовой абонемент за пользование гольф-клубом, - квартиру отремонтировать (если есть, конечно, она) да детей в летний лагерь отправить. Стыдно сказать, у них нет даже средств, чтоб дать приличную взятку...
Вот для этих казахстанцев наша демократия исчисляется в неустанной и бестолковой болтовне власть предержащих их оппонентов. Не дай судьба такому гражданину республики “подсесть” на политико-информационную “иглу”! Вмиг его мозг, и без того перегруженный бытовыми неурядицами, начинает закипать. И есть от чего. Вспомните обоюдные призывы: “Даешь выборность акимов!” - “Будем совершенствовать межбюджетные отношения!”; “Даешь ДВК!” - “Будем совершенствовать партийное законодательство!”; “Свободу г-ну Аблязову!” - “У нас экс-премьера судили, чем экс-министр лучше” и т.д.
После всех этих словесных перестрелок “по поводу” и совершенно без повода обыкновенный казахстанец начинает подозревать, что родина его не Казахстан, а какие-нибудь Колумбия, Гаити и Сенегал одновременно. Только вот в футбол похуже играем. “Ужасы нашего городка” в исполнении румяных алматинских оппозиционеров подкрепляются “профессиональной” работой отдельных журналистов, готовых в поисках новых продуктов жизнедеятельности человека самим их производить. А власти в это время что-то мямлят о международном авторитете и макроэкономических успехах. Есть от чего свихнуться простому гражданину республики!
Не год и не два пишу о том, что идеологическая работа государства не годится ни к черту. Не год и не два власти продолжают вести эту работу на “двойку” с минусом. И это естественно. Трудно говорить о патриотизме, если ты не патриот, да еще и отправляешь учиться своего сына куда подальше, - только бы он в родной армии не служил. Нелегко говорить и о национальной терпимости, когда все сотрудники твоей структуры из твоего же жуза. Но невыносимее всего публично говорить об уважении к нашим гербу, гимну, флагу. Это у наших государственных топ-менеджеров чуть ли не моветон. Гораздо удобней произнести волшебные слова: “Я член команды президента” - и думать, что ты патриот Казахстана. Помнится только, что некоторые члены правительства в день выборов главы государства летали на охоту и вообще отдыхали. Так какие же они после этого “члены” и “патриоты”?
В принципе нескрываемый ироничный цинизм чиновников и безудержная экзальтированность отдельных оппозиционеров - это один из признаков приближения казахстанской демократии к той демократии, которую ныне величают “цивилизованной”. Там тоже одни восторженно говорят о глобальных планах и снисходительно - о конкретных бедах. Другие же готовы бороться со всем империализмом сразу только потому, что в их городке построили закусочную сети McDonald’s. У нас в республике против сетевых заведений по приему пищи протестовать глупо. Их просто нет. Поэтому два десятка горлодериков, бессовестно обозвавших сами себя “демократами”, шустрят между телеканалами и диктофонами, стараясь как можно убедительней удивляться тому факту, что власти к ним не прислушиваются.
Да полноте, господа! Какие же из вас политики? Вы не знаете или не помните, чем и как живет нормальный среднестатистический казахстанец. Вы за время ваших странствий по маршрутам Алматы - Москва, Алматы - Париж, Алматы - Лондон, Алматы - Нью-Йорк, Алматы - Вашингтон так и не удосужились создать жестко структурированную партию с эффективной сетью региональных отделений. Вам было и лень, и некогда работать над увеличением количества своих идейных сторонников. Вы понадеялись на власть денег и просчитались. Потому что деньги в политике - это только инструмент, который прилагается к вере и политической воле. Но у вас ни того, ни другого нет. Значит, и вам трудно говорить о том, во что вы не верите...
И the end ваш будет печален: “кухонные” склоки между собой и слезливые письма лидерам мировых держав.
В итоге после принятия закона “О политических партиях” мы получили странный политический симбиоз: обезопасивших себя чиновников-циников и обиженных на весь свет оппозиционеров, которые не верят в то, что говорят. Но как смогут втиснуться туда еще 3-4 партии, которые наберут более 50 тысяч официально зарегистрированных сторонников, - не очень понятно. И такой вопрос навряд ли позволит мне отойти от этой порядком опостылевшей темы.
Мнение обозревателя не всегда совпадает с мнением редакции
|
|
|
|