Образование нужно стимулировать
Жамбул Акылбаев,
председатель Регионального совета ректоров вузов Центрального
Казахстана, ректор КарГУ имени Е.А.Букетова
Наступивший век характерен новыми явлениями, связанными с
информационной революцией, проникновением научно-технического
прогресса во все сферы жизни общества. В этих условиях все
более возрастает роль классических университетов: научно-образовательных
и культурных центров. И сегодня неоспорим факт, что их роль
на региональном уровне с каждым днем все более возрастает,
поскольку они имеют большое влияние на хозяйственную, политическую
и культурную жизнь регионов.
В Центральном Казахстане более пяти лет успешно функционирует
Региональный совет ректоров вузов. Он координирует деятельность
вузов Карагандинской и Акмолинской областей. От имени этого
совета хотелось бы вынести на обсуждение предложения по развитию
высшего образования.
Новое тысячелетие требует разработки Национальной доктрины
образования - основополагающего государственного документа,
определяющего основные направления политики в области образования
на период до 2030 года. Доктрина должна предусматривать приоритет
образования в государственной политике и основные задачи в
сфере образования, включая систему мер по обеспечению качества
образования, финансирования системы образования и оплаты труда
педагогических работников.
В успешно развивающихся странах мира доля бюджетных расходов
на образование составляет не менее 8 процентов от ВВП. На
мой взгляд, уже назрела необходимость пересмотра объемов финансирования
образования и в нашей стране, причем с опережением роста затрат
по отношению к другим сферам.
Для формирования объективной оценки качества образовательных
услуг и определения рейтинга вузов республики целесообразным
видится создание независимого Агентства по контролю за качеством
обучения, которое в последующем может стать членом международных
ассоциаций по оценке качества обучения и аккредитации вузов.
Сейчас материально-техническая база вузов Казахстана еще
не в полной мере соответствует мировым стандартам. Поэтому
было бы логично вернуться к практике целевого финансирования
госвузов на обновление материально-технической базы, в том
числе через систему выделения грантов крупным вузам, имеющим
высокий кадровый, научный потенциал и программы проведения
фундаментальных и прикладных исследований.
Хотелось обратить внимание и на проблемы, связанные с налогообложением
организаций образования. Ныне, согласно действующему Налоговому
кодексу, в льготном режиме работают только те организации,
образовательная деятельность для которых является исключительной.
Организации образования республики, как и во всем мире, развивают
сферу различных платных услуг, реализуя принцип многоканальности
финансирования. Для более эффективного использования доходов
от этой сферы услуг в целях повышения качества образования
необходимо либо полностью освободить организации образования
от налогообложения в части корпоративного подоходного налога,
либо предоставить льготы для образовательной деятельности,
предусмотрев налогообложение по остальным статьям доходов.
В республике много малообеспеченных семей, но каждый из родителей
вне зависимости от доходов мечтает о достойном образовании
для своего ребенка. Мне кажется, мы можем поддержать их. Для
этого необходимо сформировать новую систему стипендий для
студентов, предусмотрев, кроме академических - за отличную
и хорошую успеваемость, социальные стипендии для студентов
из семей, испытывающих материальные трудности.
Развитие отечественного образования остается в числе приоритетов
государственной политики. В послании президента народу Казахстана
совершенствование системы образования как основы подъема сельского
хозяйства, сопряженных с ним отраслей промышленности и объектов
инфраструктуры обозначено в качестве стратегической задачи.
Но чтобы привлечь молодых специалистов в село нужно разработать
механизм стимулирования выпускников вузов, распределяемых
для работы в сельских школах. Стимулом могут стать многие
вещи, к примеру, льготное погашение долга по государственным
образовательным кредитам вплоть до полного освобождения от
его выплаты.
Сейчас много говорят о регионализации образования, то есть
о становлении образовательных систем, призванных всесторонне
удовлетворять потребности конкретных регионов. Это предусматривает
наделение региональных вузов особым статусом. И это, на мой
взгляд, правильно. Но для решения этой важной задачи не обойтись
без разработки механизма дополнительного финансирования их
деятельности из местных бюджетов.
|