Королек птичка певчая...
Нурай МУКАДЕС
Айгерим - так называемая “покрытая” мусульманская женщина:
она ходит в платке, в летнее время на ее плечи накинут плащ.
Пять раз в день она совершает намаз, читает Коран, держит
оразу. Девушка закончила вуз, вышла замуж за мусульманина,
родила сынишку. Единственное, о чем Айгерим жалеет, что не
смогла стать политиком. Она всегда мечтала бороться за права
сирых и убогих. Ислам ее угомонил, теперь она философски относится
к происходящему вокруг. Не держит ни на кого зла. В ее душе
поселились завидные блаженство и спокойствие. Каждый день
Айгерим выходит в парк на прогулку с ребенком. Она не общается
с другими мамочками, которые ее просто сторонятся.
В Стамбул за верой...
Айгерим в школе слыла самой скандальной ученицей. Отец - активист
национального движения, дочь во всем пыталась походить на
смелого родителя: бунтовала
против несправедливости и гнета учеников. Родителей в школу
уже не вызывали - они всегда были на стороне дочери. В свободное
время Айгерим слушала Beatles. Песни Yesterday и Michelle
согревали душу и помогали выйти из депрессивного состояния,
которому так подвержены молодые.
По окончании школы отец предложил дочери уехать в Стамбул
в одну из религиозных школ. На курсах девушка должна была
научиться чтению священного Корана, правильно совершать намаз
и держать оразу. Вернуться к истокам своего народа, быть первой
“покрытой” мусульманской девушкой в эпоху повального раскрепощения,
когда принято оголяться, а профессия проститутки чуть ли не
самая престижная, - эта идея возбуждала Айгерим, она не могла
отказаться от поездки.
Вспомнились красивые кадры из фильма “Королек - птичка певчая”.
Вместе с Айгерим должны были ехать еще несколько алматинцев,
среди них был двадцатилетний Иман. Парень и девушка сразу
приглянулись друг другу. Дорога была неблизкой: двое суток
ожидания на аэровокзале Москвы, несколько дней пребывания
на турецко-грузинской границе в городе Батуми, затем ночлег
в темной глубинке Турции - городе Хоппа. Там веселая компания
впервые была разделена на две группы: мальчики и девочки,
которые, согласно традициям, не должны были встречаться ни
в одном помещении, ни за одним столом. Девушек на ночь поместили
в доме у сестры местного муллы. Гостьи как будто перенеслись
в прошлое: дом не отапливался, все удобства - на улице, даже
душ. Девчонки принимали ледяной душ из лейки в десятиградусный
мороз.
Так, группа из шести казахстанских юношей и девушек приехала
на учебу в Таш-Джями. Это лучшие в Стамбуле религиозные курсы
в районе Зейтин-Бурну. Религиозные женские школы не афишируют
свою деятельность, существуют под видом курсов кройки и шитья.
Турецкий народ всегда пытается идти в ногу со временем, “покрытых”
женщин здесь презирают, над ними посмеиваются, подшучивают,
они являются чем-то вроде атрибута застоя. Очень редко девушка,
воспитанная в семье религиозных фанатов, бывает образованна:
три класса в начальной школе, несколько лет в закрытом медресе,
учеба в “высшем” религиозном заведении, где готовят будущих
преподавателей религии - “ходжей”.
И, если повезет, по окончанию курсов - служба в медресе.
К пятнадцати годам выпускница-ходжа умеет писать печатными
буквами, прочитает несколько религиозных книг о жизни и деятельности
пророков, пишет по-арабски, читает Коран. Светская жизнь,
путешествия, наука и просмотр нерелигиозных каналов телевидения
- не для турецкой девушки, обо всем, что творится в мире,
мусульманка узнает от прогрессивных подруг или родственников.
Этим правилам подчиняются и ученицы-иностранки из Швеции,
Германии, Америки, которых родители на пару лет посылают в
религиозные школы Турции - Мекку тюркоязычных народов. Так,
в Турцию ежегодно слетаются эмигранты со всего земного шара,
впервые в девяностом году стены школ принимали и казахстанских
учеников.
“Yesterday” - шайтанская песня!
- По приезде нас разместили в уютном четырехэтажном здании
курса, рассчитанном на сто-сто пятьдесят человек. Девчонки
в платках, так похожие друг на друга, смотрели на нас удивленно
- казахи приехали. Нас так и называли “казаклар”, что дословно
с турецкого переводится “пуловера”. Мы были для них чужеземцами,
своенравными, образованными - как-никак десять лет в школе,
пили чудной напиток - чай с молоком.
Начальники курсов - мужчины - сразу же нас переодели в “униформу”:
длинные плащи, плотные темные колготки, шелковые платки и
безразмерные пуловеры. Пристыдили нас и за “срамотную” ночную
одежду - мы спали по-алматински в майке с тонкими бретелями.
Нам выдали длинные по пятки балахоны с глухим воротником.
Кассеты групп “Beatles” на моих глазах сломали: “Это музыка
шайтанская, не смей ее слушать!” - пригрозили мне.
Слово ходжи для воспитанниц должно было быть законом, ходжа
для девочек - богиня! Алматинки были в ужасе, когда турецкие
малышки целовали ноги своей ходже, проявляя свою любовь и
преданность. В голове девушки не укладывалась мысль, почему
верующему человеку нельзя наслаждаться тем, что Всевышний
им ниспослал: общение с умными людьми, независимо от их пола
и социального уровня, хорошая музыка. Разве не от сердца написаны
битловские “Yesterday” и “Michelle”, которые трогают сердца
миллионов и способны перевернуть судьбу человека. Айгерим
могла забыть о любых мирских утехах, но только не отказаться
от любимой музыки...
Тайные романтические встречи...
Весть о том, что в Стамбул приехали казахстанские девушки,
разошлась по всему городу. Люди приезжали посмотреть на Айгерим
и ее подруг, узнать о далеком Казахстане, который был на долгое
время закрыт от мусульманского мира. Страна повального атеизма
захлопнула двери перед бывшими эмигрантами, которые потеряли
связь с родиной.
Молодые казахи-иностранцы из Европы позабыли язык предков,
они умело изъясняются на турецком, английском, “родном” немецком
или шведском. В Стамбуле проживает много бывших соотечественников,
которым во время сталинских репрессий чудом удалось спастись
от преследований и голода. Алматинки привезли с собой несколько
фотографий с видом родного города, открытки, которые дарили
посетительницам. Предки эмигрантов удивлялись: “А где же жайляу,
аулы, о которых часами рассказывали бабушки и дедушки?”
- Я так благодарна турецким казахам, которые за все время
нашего пребывания заботились о нас, каждый выходной день они
приглашали нас к себе домой, мы досыта ели бешбармак, плов,
манты, баурсаки, пили вкуснейший цейлонский чай с молоком,
боже мой, только вдали от родины учишься ценить привычные
вещи!
С появлением друзей, бывших соотечественников, жизнь девушек
изменилась, появилась возможность выходить на улицу без сопровождения
начальников курса, ответственность за них на себя брала приглашающая
в гости сторона.
- Забавнее всего было встречаться с местными свахами, которые
стремились выдать нас замуж за местных казахских парней, они
уговаривали нас остаться, расписывали достоинства женихов,
приносили от них подарки.
Айгерим не преследовала цель остаться в Турции, она украдкой
встречалась с любимым Иманом, с которым предварительно договаривалась
о встрече. Иман звонил, представлялся дальним родственником
девушки, начальники женских курсов верили, и влюбленные, соскучившиеся
друг по другу, долго щебетали.
- Мы рисковали многим, нас могли с позором выгнать из страны.
Романтические встречи продолжались недолго, всего два месяца.
Иман звонил слишком часто, и начальники курсов заподозрили
неладное.
- Однажды они прослушали наш разговор и срочно вызвали меня
к главной ходже. Там я услышала следующее: “Как вам непонятно:
общаться с мужчинами - смертный грех!” Иман перестал мне звонить,
с тех пор мы не встречались, только два раза удалось через
понятливых друзей передать записки.
Прошло двенадцать лет, а Айгерим до сих пор хранит эти записки.
Иман благодарит Всевышнего за то, что он свел их: “Когда мы
вернемся домой, все будет по-другому, мы поженимся и никогда
не расстанемся!”
Начальники курсов по-прежнему не доверяли алматинкам, опасались,
что девушки могут выскочить замуж и остаться в Стамбуле. Они
были заинтересованы в распространении ислама в Казахстане.
Это принципиально и исторически важно. Отныне, куда бы девушки
ни следовали, их сопровождала пятнадцатилетняя учительница
со стальными нервами - Тюркян-ходжа, она не спускала глаз
с алматинок. Отдых стал невыносим.
Так пролетели полтора года учебы, нужно было возвращаться
домой. Айгерим казалось, что на нее возложена особая миссия
- передать полученные знания казахстанским верующим людям.
Домой девушки из Казахстана ехали вместе с ребятами. Иман
сел рядом с Айгерим. Встреча после долгой разлуки была трогательной.
- Знаешь, в платке ты такая красивая!
Влюбленные крепко держали друг друга за руки.
В Алматы всех ждал долгий период адаптации. Одежда, призванная
скрывать мусульманок от посторонних глаз, сделала их центром
внимания. Люди крутили у виска - такие молодые, а одеваются
как старые бабки.
Долгое время по приезду в Алма-Ату Айгерим пыталась устроиться
ходжой на коммерческих курсах, готова была работать без денежного
вознаграждения, но, к сожалению, в ее услугах никто не нуждался.
Каждый учитель прочно держался за свое место.
- Мне удалось присутствовать на уроке одного из ходжей. Я
пришла в ужас: преподаватели читали Коран с акцентом, меняя
смысл слов, неправильно учили совершать намаз!
Все, кроме Айгерим, не вытерпели осуждения окружающих и сняли
платки, переоделись в привычные джинсы и майку. Айгерим этого
делать не стала. Наверное, благодаря поддержке родных и любимого
Имана.
P.S. Имена героев изменены
|