5 июля 2002
№27 (215)
Разделы
     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Люди  

Королек птичка певчая...

Нурай МУКАДЕС

Айгерим - так называемая “покрытая” мусульманская женщина: она ходит в платке, в летнее время на ее плечи накинут плащ. Пять раз в день она совершает намаз, читает Коран, держит оразу. Девушка закончила вуз, вышла замуж за мусульманина, родила сынишку. Единственное, о чем Айгерим жалеет, что не смогла стать политиком. Она всегда мечтала бороться за права сирых и убогих. Ислам ее угомонил, теперь она философски относится к происходящему вокруг. Не держит ни на кого зла. В ее душе поселились завидные блаженство и спокойствие. Каждый день Айгерим выходит в парк на прогулку с ребенком. Она не общается с другими мамочками, которые ее просто сторонятся.

В Стамбул за верой...
Айгерим в школе слыла самой скандальной ученицей. Отец - активист национального движения, дочь во всем пыталась походить на смелого родителя: бунтовала против несправедливости и гнета учеников. Родителей в школу уже не вызывали - они всегда были на стороне дочери. В свободное время Айгерим слушала Beatles. Песни Yesterday и Michelle согревали душу и помогали выйти из депрессивного состояния, которому так подвержены молодые.
По окончании школы отец предложил дочери уехать в Стамбул в одну из религиозных школ. На курсах девушка должна была научиться чтению священного Корана, правильно совершать намаз и держать оразу. Вернуться к истокам своего народа, быть первой “покрытой” мусульманской девушкой в эпоху повального раскрепощения, когда принято оголяться, а профессия проститутки чуть ли не самая престижная, - эта идея возбуждала Айгерим, она не могла отказаться от поездки.

Вспомнились красивые кадры из фильма “Королек - птичка певчая”. Вместе с Айгерим должны были ехать еще несколько алматинцев, среди них был двадцатилетний Иман. Парень и девушка сразу приглянулись друг другу. Дорога была неблизкой: двое суток ожидания на аэровокзале Москвы, несколько дней пребывания на турецко-грузинской границе в городе Батуми, затем ночлег в темной глубинке Турции - городе Хоппа. Там веселая компания впервые была разделена на две группы: мальчики и девочки, которые, согласно традициям, не должны были встречаться ни в одном помещении, ни за одним столом. Девушек на ночь поместили в доме у сестры местного муллы. Гостьи как будто перенеслись в прошлое: дом не отапливался, все удобства - на улице, даже душ. Девчонки принимали ледяной душ из лейки в десятиградусный мороз.

Так, группа из шести казахстанских юношей и девушек приехала на учебу в Таш-Джями. Это лучшие в Стамбуле религиозные курсы в районе Зейтин-Бурну. Религиозные женские школы не афишируют свою деятельность, существуют под видом курсов кройки и шитья.

Турецкий народ всегда пытается идти в ногу со временем, “покрытых” женщин здесь презирают, над ними посмеиваются, подшучивают, они являются чем-то вроде атрибута застоя. Очень редко девушка, воспитанная в семье религиозных фанатов, бывает образованна: три класса в начальной школе, несколько лет в закрытом медресе, учеба в “высшем” религиозном заведении, где готовят будущих преподавателей религии - “ходжей”.

И, если повезет, по окончанию курсов - служба в медресе. К пятнадцати годам выпускница-ходжа умеет писать печатными буквами, прочитает несколько религиозных книг о жизни и деятельности пророков, пишет по-арабски, читает Коран. Светская жизнь, путешествия, наука и просмотр нерелигиозных каналов телевидения - не для турецкой девушки, обо всем, что творится в мире, мусульманка узнает от прогрессивных подруг или родственников.

Этим правилам подчиняются и ученицы-иностранки из Швеции, Германии, Америки, которых родители на пару лет посылают в религиозные школы Турции - Мекку тюркоязычных народов. Так, в Турцию ежегодно слетаются эмигранты со всего земного шара, впервые в девяностом году стены школ принимали и казахстанских учеников.

“Yesterday” - шайтанская песня!
- По приезде нас разместили в уютном четырехэтажном здании курса, рассчитанном на сто-сто пятьдесят человек. Девчонки в платках, так похожие друг на друга, смотрели на нас удивленно - казахи приехали. Нас так и называли “казаклар”, что дословно с турецкого переводится “пуловера”. Мы были для них чужеземцами, своенравными, образованными - как-никак десять лет в школе, пили чудной напиток - чай с молоком.

Начальники курсов - мужчины - сразу же нас переодели в “униформу”: длинные плащи, плотные темные колготки, шелковые платки и безразмерные пуловеры. Пристыдили нас и за “срамотную” ночную одежду - мы спали по-алматински в майке с тонкими бретелями. Нам выдали длинные по пятки балахоны с глухим воротником. Кассеты групп “Beatles” на моих глазах сломали: “Это музыка шайтанская, не смей ее слушать!” - пригрозили мне.

Слово ходжи для воспитанниц должно было быть законом, ходжа для девочек - богиня! Алматинки были в ужасе, когда турецкие малышки целовали ноги своей ходже, проявляя свою любовь и преданность. В голове девушки не укладывалась мысль, почему верующему человеку нельзя наслаждаться тем, что Всевышний им ниспослал: общение с умными людьми, независимо от их пола и социального уровня, хорошая музыка. Разве не от сердца написаны битловские “Yesterday” и “Michelle”, которые трогают сердца миллионов и способны перевернуть судьбу человека. Айгерим могла забыть о любых мирских утехах, но только не отказаться от любимой музыки...

Тайные романтические встречи...
Весть о том, что в Стамбул приехали казахстанские девушки, разошлась по всему городу. Люди приезжали посмотреть на Айгерим и ее подруг, узнать о далеком Казахстане, который был на долгое время закрыт от мусульманского мира. Страна повального атеизма захлопнула двери перед бывшими эмигрантами, которые потеряли связь с родиной.

Молодые казахи-иностранцы из Европы позабыли язык предков, они умело изъясняются на турецком, английском, “родном” немецком или шведском. В Стамбуле проживает много бывших соотечественников, которым во время сталинских репрессий чудом удалось спастись от преследований и голода. Алматинки привезли с собой несколько фотографий с видом родного города, открытки, которые дарили посетительницам. Предки эмигрантов удивлялись: “А где же жайляу, аулы, о которых часами рассказывали бабушки и дедушки?”

- Я так благодарна турецким казахам, которые за все время нашего пребывания заботились о нас, каждый выходной день они приглашали нас к себе домой, мы досыта ели бешбармак, плов, манты, баурсаки, пили вкуснейший цейлонский чай с молоком, боже мой, только вдали от родины учишься ценить привычные вещи!

С появлением друзей, бывших соотечественников, жизнь девушек изменилась, появилась возможность выходить на улицу без сопровождения начальников курса, ответственность за них на себя брала приглашающая в гости сторона.

- Забавнее всего было встречаться с местными свахами, которые стремились выдать нас замуж за местных казахских парней, они уговаривали нас остаться, расписывали достоинства женихов, приносили от них подарки.

Айгерим не преследовала цель остаться в Турции, она украдкой встречалась с любимым Иманом, с которым предварительно договаривалась о встрече. Иман звонил, представлялся дальним родственником девушки, начальники женских курсов верили, и влюбленные, соскучившиеся друг по другу, долго щебетали.

- Мы рисковали многим, нас могли с позором выгнать из страны.

Романтические встречи продолжались недолго, всего два месяца. Иман звонил слишком часто, и начальники курсов заподозрили неладное.

- Однажды они прослушали наш разговор и срочно вызвали меня к главной ходже. Там я услышала следующее: “Как вам непонятно: общаться с мужчинами - смертный грех!” Иман перестал мне звонить, с тех пор мы не встречались, только два раза удалось через понятливых друзей передать записки.

Прошло двенадцать лет, а Айгерим до сих пор хранит эти записки. Иман благодарит Всевышнего за то, что он свел их: “Когда мы вернемся домой, все будет по-другому, мы поженимся и никогда не расстанемся!”

Начальники курсов по-прежнему не доверяли алматинкам, опасались, что девушки могут выскочить замуж и остаться в Стамбуле. Они были заинтересованы в распространении ислама в Казахстане. Это принципиально и исторически важно. Отныне, куда бы девушки ни следовали, их сопровождала пятнадцатилетняя учительница со стальными нервами - Тюркян-ходжа, она не спускала глаз с алматинок. Отдых стал невыносим.

Так пролетели полтора года учебы, нужно было возвращаться домой. Айгерим казалось, что на нее возложена особая миссия - передать полученные знания казахстанским верующим людям.

Домой девушки из Казахстана ехали вместе с ребятами. Иман сел рядом с Айгерим. Встреча после долгой разлуки была трогательной.

- Знаешь, в платке ты такая красивая!

Влюбленные крепко держали друг друга за руки.

В Алматы всех ждал долгий период адаптации. Одежда, призванная скрывать мусульманок от посторонних глаз, сделала их центром внимания. Люди крутили у виска - такие молодые, а одеваются как старые бабки.

Долгое время по приезду в Алма-Ату Айгерим пыталась устроиться ходжой на коммерческих курсах, готова была работать без денежного вознаграждения, но, к сожалению, в ее услугах никто не нуждался. Каждый учитель прочно держался за свое место.

- Мне удалось присутствовать на уроке одного из ходжей. Я пришла в ужас: преподаватели читали Коран с акцентом, меняя смысл слов, неправильно учили совершать намаз!

Все, кроме Айгерим, не вытерпели осуждения окружающих и сняли платки, переоделись в привычные джинсы и майку. Айгерим этого делать не стала. Наверное, благодаря поддержке родных и любимого Имана.

P.S. Имена героев изменены

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии