Где сенсация?
Жанна АЛЬЖАНОВА
Путь театрального критика, впрочем, как и любого творческого
энтузиаста, достаточно тернист. Представители этой малочисленной
когорты театралов обречены сегодня на автономное существование,
добывая кусок хлеба перманентными творческими поисками. Немногим
раньше аккумулировать и продвигать интеллектуальный продукт
критиков пытался Союз театральных деятелей республики. Сие
удовольствие продлилось, к сожалению, недолго. Не всегда приветлив
и Союз писателей.
Поэтому театральный критик нового поколения, коих в стране
считанное количество, - это человек, выполняющий скорее свой
патриотический долг перед театром. Он не состоит в штате и
не получает за свои “вердикты” заработную плату.
Почему их мало? Не потому, что в республике нет дипломированных
специалистов-театроведов. Проблема в том, что не все пишут,
выступают, занимаются вопросами современного театра и драматургии.
Их просто не видно и не слышно.
Аширбек Сыгай, заслуженный деятель искусств, профессор - один
из ярчайших представителей вышеуказанной профессии. Активный
участник всевозможных театральных фестивалей и постоянный
гость спектаклей. К нему прислушиваются режиссеры и актеры,
оценивая тем самым труд талантливого театрального критика
по достоинству.
- Каждый выходящий на сцену артист абсолютно уверен в правильности
своих действий. И это верно в принципе. И вдруг я нахожу в
его игре какие-то явные недостатки, потому что следую своему
призванию. Это - долг, профессиональная обязанность. И не
критика ради критики. И даже не критиканство, задающееся целью
непременно унизить коллектив или определенного творческого
человека.
Театральная критика является сегодня неотъемлемой частью
всего театра. Без нее нельзя представить тенденцию театрального
искусства, его развитие и эволюцию. Между театроведением и
театральной критикой, на мой взгляд, есть очень существенная
разница. Если первому отводится роль заниматься архивными
делами, историей театра, то критика - это повседневный процесс
работы, оперативность, искренность и художественность.
- Творения критика непременно должны быть читабельными?
- Конечно. Зачастую мы хотим сделать театральные мысли научными,
и я против этого. Все это нечитабельно, неинтересно и скучно.
Театральная критика должна быть живой и динамичной, чтобы
задеть читателя за живое. Как полноценное художественное произведение,
в котором гармонично сочетаются лирика, драма и романтика,
но в рамках реальности. Это целая наука, предполагающая постоянный
поиск новизны, исследующая творческий путь актеров, режиссеров,
художников театра. Это жизнь вместе с театром.
- Но штатной единицы в театрах вашему брату, как известно,
не отводится?
- Нет. В основном театральные критики зарабатывают вольным
трудом, основанным на энтузиазме. Критик - не оппонент театра.
Он - тот теоретик, который все обосновывает, анализирует,
делает выводы, дает разъяснения. То есть помогает читателю
понять суть того или иного произведения, будь это проза или
поэзия, спектакль или драматургический материал. Я тоже из
того состава, откуда выходят режиссеры и актеры, окончил театральный
вуз, постоянно посещаю спектакли. Это наше общее дело, моя
профессия обязывает меня замечать те моменты, которые не учел
коллектив.
- Как становятся критиками?
- Думаю, что это от Бога. Необходимо многое увидеть, прочесть,
сопоставить. Смотреть на мир иными глазами, не как простые
смертные. Я не возвышаю роли представителей своей профессии.
Это мое реальное восприятие вещей.
- Ваш “критический” взгляд на деятельность зарубежных театров.
Как известно, вы объездили порядка 15 стран мира?
- Признаюсь, в какую бы страну я ни приезжал, по вечерам
в обязательном порядке шел в местные театры. Мое таинственное
знакомство со страной начиналось именно с театра. Через него
я определял уровень сознания той или иной нации. В Германии,
скажем, преобладает холодный, философский стиль театрального
искусства. Для меня это не всегда подарок, поскольку многие
моменты я воспринимаю тяжеловато. Их комедии намного отличаются
от наших. Казахские комедии, скажем, абсолютно не воспринимаются
в Германии или Франции. Тоже можно сказать и о классике: Фридрих
Шиллер, Вильям Шекспир, Лопе де Вега, - которая везде играется
по-разному. Понятное дело: актерский менталитет, культура,
традиции...Наш народ эмоциональный, доверчивый и открытый.
У них - Европа, крепость какая-то, граница. И восприятие,
естественно, разное. Им не хватает наших эмоций, нам, возможно,
обширного диапазона мыслей...
- Как вы оцениваете состояние современного театра, повальное
отклонение от традиционного академического стиля?
- Все необходимо воспринимать по духу времени. Нельзя ругать
ни режиссера, ни коллектив театра. Лично я всегда стараюсь
понять: что хочет театр? И тогда все постепенно разрешается.
В искусстве нет ничего жесткого и принципиального. Пробовать
необходимо все.
Эксперимент мне нравится, потому что это поиск иных, новых
путей. Мы иногда ругаем некоторых театральных мыслителей.
В театрах сокрушаются: “Вот требуют, чтобы мы по Станиславскому
ставили!” Но ведь сам Станиславский когда-то говорил: “Мои
труды - это основа для ваших дальнейших действий, и это не
догма”. Ради Бога, ставь, как хочешь, хоть вверх ногами, но
чтобы зритель шел на спектакль. Возьмем, к примеру, “Отелло”.
Великое творение Шекспира можно поставить как комедию. Смешно
ради носового платочка сыграть громадную кровавую трагедию
и убивать друг друга. Все это решает талант режиссера. Минус
в том, что многие режиссеры экспериментируют сейчас несвоевременно.
Не всегда находят материал, над которым можно экспериментировать.
Используют Чехова, Ауэзова...Но ведь есть эпоха, стиль автора.
Трагедия “Карагоз” написана в 1926 году. Спустя столько лет
режиссер должен в первую очередь думать, как разъяснить ее
сегодняшнему зрителю. А он экспериментирует. Как хочешь, так
и понимай. Так быть не должно. Можно превратить таким образом
все в хаос. Просто экспериментировать нельзя. Лучше напиши
новую пьесу сам. Зачем так небрежно трогать великих классиков?
- От подобной небрежности и страдает, вероятно, репертуар
казахских театров?
- Казахский театр переживает сейчас тяжелые времена. Произошла
смена поколений, старшие уходят: наши виднейшие драматурги
Калтай Мухамеджанов, Оралхан Бокеев, Тахауи Ахтанов ушли из
жизни. Это большая потеря для театра. На их место приходит
молодежь, но малоопытная. Все-таки через опыт приходит успех.
Смена поколений немного отяжелила наше движение вперед. Приток
молодежи зрителями еще не признан. И это очень долгий процесс.
Где у нас сенсация, ошеломляющие образы? Где фурор, чтобы
зритель ахнул? Хорошие пьесы в настоящее время просто не пишутся.
Нет поддержки гонорарными средствами. А кто будет делать что-то
просто так? Драматургию писать архисложно. За определенный
промежуток времени необходимо создать мобильный характер,
образ. В театре за час с лишним ты должен суметь передать
то, что содержится, скажем, в 30 печатных страницах художественного
произведения. Возможности здесь намного ограничены. Не зря
М.Ауэзов назвал драматургию в свое время консервативным жанром.
- Что вы можете сказать о новых именах?
- Поиск продолжается и нельзя не отметить молодых, подающих
надежды работников театра. Это - А.Оразбеков, режиссер, заслуженный
деятель искусств (Карагандинский театр казахской драмы имени
С.Сейфуллина), К.Касымов, режиссер Жамбылского областного
театра, актеры Е.Билялов, Д.Акмолда, Н.Карабалина, Д.Жусуп,
К.Тилеуова, Б.Кожа, Б.Турыс... Они по-своему воспринимают
наше прошлое и настоящее.
|