Пианино в траве
Мира Мустафина
Мне советовали не писать гневных критических заметок. Но
я не могу этого сделать, потому что спектакль “Пианино в траве”
слишком эффектный в творчестве
Владимира Молчанова, режиссера-постановщика, но “погоды не
делает” в художественном облике театра. Слишком чуждый визуально
и эмоционально, что усложняет восприятие. Испытываешь перед
спектаклем некую растерянность. Конечно, легче всего эту растерянность
забыть, хваля режиссера или крутясь вокруг да около его спектакля,
что, собственно, и сделали мои коллеги из СМИ.
Дежурно одинаковой в рецензиях, промелькнувших во многих печатных
изданиях, выглядит информация, где “режиссер думал об этой
постановке достаточно давно” и что она (то есть постановка)
“созвучна нам, настроению актеров, зрителей, ситуациям, происходящим
в нашей жизни”. И потому спектакль состоялся. Очень хотелось
бы ответить на эту “детскую болезнь левизны” страстью категоричных
сравнений.
Сравнивать “Пианино в траве” В.Молчанова с другими режиссерскими
работами этого сезона глупо. На мой взгляд, все равно, что
сравнивать кофе с молоком. Это разные режиссерские решения,
разные миры. А использовать “Пианино в траве”, чтобы еще раз
высказать свои претензии по поводу репертуара художественному
руководителю театра Рубену Андриасяну, как-то малопривлекательно.
Без сомнения, Рубен Суренович совершил смелый и мудрый поступок,
дав возможность молодым режиссерам высказать свое “я”. Но
вопрос в другом: как им удается реализовать свое видение на
сцене академического театра.
Пьеса Франсуазы Саган не устарела. Она достаточно злободневна.
Но, к сожалению, режиссер был заинтересован прежде всего созданием
пышного театрального зрелища.
Когда-то великий Товстоногов точно выразился по поводу последнего
выпущенного при нем спектакля, который назывался “Гарнир больше
зайца”: “Спору нет - без зрелищности театр пресен. Однако
не стоит забывать, что интеллектуальная и философская сторона
спектакля интересны вдвойне”. Великий театральный классик
был прав. Мизансцены с велосипедным грохотом, шумом на лужайке
и эротическими фантазиями не заменят интеллектуального подтекста
Саган. Стремление Молчанова к экзотической режиссерской манере
не сравнится с психологическим направлением, к которому и
относится изначально сама пьеса.
Допустим, лермонтовцы забыли саму идею драматурга, но возможно
же обогатить холодный западный рационализм горячим русским
душевным реализмом. Господин Молчанов, на мой взгляд, с избыточной
щедростью нафантазировавший решение второстепенных мизансцен,
проявил предельную скромность в последней, кульминационной.
Вот в сцене “отъезда и расставания” необходимо было найти
неожиданный режиссерский ход. Но, увы.
“Пианино в траве” в первом действии утомляет своей обстоятельностью.
Режиссер, конечно, пытается ее разнообразить комическими приемами,
но ощущение монотонности все равно не покидает. Буду откровенной
до конца: когда в первом действии тонна претенциозного “непереваренного”
текста обрушилась в зрительный зал, мной овладела сонливость.
Так, на уровне постановочных приемов условностей хоть отбавляй.
Не хватает легкой отстраненности, придающей пьесе Саган изящество
и глубокий психологизм.
Актеры нарочито смеются, выкрикивают слова или тщательно
выговаривают, раскрашивают каждую реплику, усугубляя обилие
текста, его внесюжетный характер. Подобное искусство психологичным
я бы не рискнула назвать. Давайте вспомним спектакли Питера
Брука - вот где истинный психологизм. А у нас просто наблюдается
выразительная декламация, которую выдают за душевную глубину.
С удовлетворением зритель следит за натуральными эмоциями
Луи (актер Сергей Попов). И тем не менее в голове возникает
фраза, которой хочу поделиться с режиссером Молчановым: интеллектуальная
пьеса предполагает умение думать на площадке. Хорошо, конечно,
уйти в глубину подсознания, овладеть экзистенциальной философией,
но все же для начала нужно овладеть сознанием. Я бы назвала
жанр спектакля “Пианино в траве” интеллектуальными посиделками
по причине того, что зрелище имеет механический оттенок и
характерно старательными исполнителями-роботами.
Безусловно, до сущности психологии театрального искусства
далеко. Для театра всегда неизменным остается закон единого
общего переживания, который и разрушен в этой постановке.
Осознание своего существования на сцене или в жизни - дело
сугубо сокровенное. Стоит ли выносить его на общее обозрение?
А уж если вынесли, то “подай нам драматургию, режиссера, актера”,
- бесконечно шептала моя приятельница во время просмотра постановки.
А ведь она права. Все это, конечно, присутствует. Есть драматург,
режиссеры, актеры, художник-сценограф, композитор, но все
рассчитано на уровень наивного зрителя-дилетанта.
Простите, а что делать тому зрителю, который не хочет попасть
под общую гребенку, тому, который хочет быть “белой вороной”?
И если театр сейчас жалуется на зрителя: мол, не тот, не те
ценители искусства пошли, на мой взгляд, он глубоко ошибается.
В том, что сегодня в основном на постановки театра Лермонтова
приходит зритель-дилетант, виноват в первую очередь сам театр.
|