Тот, кто живет на крыше.
Мира Мустафина
Успех и аншлаг стали основными атрибутами Дней культуры
Казахстана в Соединенных Штатах Америки. Аризона, Калифорния,
Лос-Анджелес и Голливуд рукоплескали ранней весной нашим артистам
и музыкантам. А Гаухар и Айман Удановы стали открытием не
только для американской публики, но и для нас. После признания
Америкой мы обратили внимание на этих девушек и сказали, что
они - новые звезды казахстанской эстрады.
Интервью планировалось еще по возвращении из американского
турне, но в плотном рабочем графике девушек не находилось
и свободного получаса.
Почему на каждого оперного певца есть и дирижер, и режиссер,
и музыкальный руководитель,
и сонмище критиков, наконец? Эстрадный певец чаще предоставлен
самому себе, а в СМИ либо восторги, либо укусы.
Не потому ли не все нас удовлетворяет в таком популярном искусстве,
как эстрадное? Не потому ли мы видим, что порой на этой волне
безразличия всплывают музыкальные группы и певцы, и не помышляющие
об искусстве с программами весьма сомнительного свойства?
А порой не замечаем истинный талант.
Бытует мнение, эстрада так, второй сорт, мол, это снобизм,
но такое отношение к ней - ошибка. Вот так, думая о крыльях,
о высоком чистом искусстве, мы порой забываем и совсем не
заботимся об обуви. Массовая песня как жанр остается незамеченной.
Тоненькая шея, черная струйка косичек за спиной, восторженные
глаза - это Айман Уданова. “Девушка для плаката, - подумала
я. - Пришла на интервью одна, сестра учится в Астане - будущий
налоговый инспектор”.
- Как американская поездка, что там понравилось?
- Съездили хорошо, спасибо городскому акимату, нашему главному
спонсору, и строительной компании, где работает наш отец.
Без их поддержки мы вряд ли бы увидели другой континент. На
американскую молодежь посмотрели, но все же дома лучше. Там
с нашим менталитетом долго не проживешь.
- Почему?
- Мы жили в американской семье, они встретили нас хорошо.
Женщина по имени Сьюзи Уайднер была нашей второй мамой, везде
нас сопровождала, рассказывала о своей стране, даже однажды
на ночь спела нам колыбельную. И все же, несмотря на гостеприимство,
они очень рациональные. А мы больше душевные. Исполняли мы
там две песни: “Река любви” и “Асыл-ана”. Больше понравилась
“Асыл-ана” на казахском языке. Гаухар играла и на домбре.
- Какие вопросы больше интересовали американскую молодежь?
- Интересовались нашей страной, многие о Казахстане слышали
впервые. Я даже подготовила доклад о нашей культуре, о жизни
молодежи здесь. Но больше всех удивило не только нас, но и
других членов делегации, то, что Америка сейчас взяла курс
на здоровый образ жизни. Там идет пропаганда здоровья, спорта,
жизни без курения и алкоголя. Очень много говорят о вреде
наркотиков.
- В вашем репертуаре было всего две песни? Вы что, совсем
не дружите с нашими казахстанскими композиторами?
- Нет, почему же. Как они к нам относятся, лучше спросите
у них, у композиторов. На мой взгляд, песня “Асыл-ана” Кенеса
Дуйсекеева - самая яркая в нашем репертуаре. Она очень мелодичная,
трогательная, душевная.
С Кенесом-ага мы дружим давно. Он однажды заметил нас на концерте,
пригласил к себе, работал с нами, ставил голоса, а потом и
предложил эту песню. Через некоторое время мы по ней и сняли
клип, где вместе с нами снималась Бибигуль Ахметовна Тулегенова.
Кстати, мы в Америке и демонстрировали этот клип. Американской
молодежи он понравился. Я стояла и смотрела на их реакцию.
Не понимая слов, они улыбались и качались в такт музыке. Я
думаю, их просто тронула мелодия.
Решительность Удановых - их главная черта. Об этом мне говорили
многие. И ответственность, добавила бы еще я. Их мама Нелля
Муратовна рассказывает, что американские гастроли - первые
в их жизни: “Вернулись девочки, решительно задвинули чемодан
и сказали: “Все, только теперь понимаем, как многому нам надо
научиться, надо работать над собой”.
Решительность решительностью, но Удановы совсем не озорные,
не лихие, не разухабистые. Скромные, застенчивые.
- Многие думают, что эстрадные звезды ведут какой-то богемный
образ жизни, им все легко достается. Я бы так не сказала,
- рассказывает Айман, - Гаухар учится в Астане, в Академии
финансовой полиции. Я учусь в Алматинской академии искусств.
Моими педагогами являются Нагима Ескалиева и Лаки Кесоглу.
Когда Гаухар приезжает из Астаны, мы вдвоем ходим на уроки
вокала и понимаем, что только труд и хорошее музыкальное образование
помогут нам найти себя. Нам нравится исполнять песни на слова
Елены Косокиной и Евгения Чернявского, в нашем репертуаре
в основном их песни.
- Кто ваш самый большой друг?
- Мама. Когда мы были маленькие, мама водила нас в вокальный
кружок, и когда ей предложили, чтобы мы участвовали в конкурсе
“Ќншi балапан”, она согласилась и даже не подозревала, что
сцена станет частью нашей жизни. Из-за того, чтобы я училась
в Академии искусств, мама переехала из Актюбинска сюда. Теперь
она - наш главный продюсер. Костюмы, сценический образ, поиски
спонсора, съемки клипа - все на ее плечах.
- Ваша мама - музыкант?
- Нет, профессионального музыкального образования у нее нет.
Просто у нас семья творческая. Папа - строитель, но песня
- наш друг. Все семейные праздники мы проводим весело, только
и делаем, что всей семьей поем. Любимая певица моих родителей
- Бибигуль Тулегенова.
- Америка позади, а что же дальше?
- Предстоящий конкурс “Азия дауысы”. Мы подали заявку, и Мурат
Ергалиев дал согласие. Как вам объяснить: вот мы съездили
в Америку, а поездку эту прошибли словно головой потолок.
Нас долго не брали, нужно было искать деньги, спонсоров. А
в Америке мы поняли, что до крыши еще далеко, есть, оказывается,
чердак. На чердаке пыльно и душно, мы там не хотим жить, мы
хотим на крышу. А чтобы туда попасть, нужно работать и работать
и искать свою песню, создавать наш, “удановский”, неповторимый
образ на сцене. Я так образно рассказываю наш путь на сцену.
Мы все делаем сами: и песни ищем, аранжировщику платим, композитора
уговариваем. Жизнь в искусстве - это жизнь без страховки и,
честное слово, не боимся поскользнуться, как известный булгаковский
персонаж. Мы просто хотим найти себя.
|