28 июня 2002
№26 (214)
Разделы
     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

ПЕРЕСТРОЙКА
Времена меняются, и МИД меняется вместе с ними


Аврора Крейсер
Любая компания людей, будь то футбольная команда или правительство, нуждается время от времени в притоке свежей крови. Осознают-то это все, вот только со свежей кровью в стране напряженка

Но поскольку что-то менять все-таки необходимо, то вынуждены довольствоваться паллиативом: в футболе создают супер- и премьер-лиги, в правительстве - по-новому перетасовывают колоду агентств и комитетов да переписывают таблички у парадных министерских подъездов.
Вот и совсем недавно премьер Тасмагамбетов, будучи в Москве, определенно пообещал перемены: правительство, мол, нуждается в структурной перестройке. Что ж, если власть обещает перестройку, значит будет.
В пользу этого же говорит и другое немаловажное обстоятельство. Президент вернулся из отпуска.
Сегодня центральная исполнительная власть, как ни крути, чересчур громоздка: 15 министерств, один министр без портфеля и еще один член правительства - руководитель канцелярии премьера. А кроме того, 9 агентств, 34 комитета, бесчисленные департаменты и управления. Да что там, взять тех же вице-премьеров: 4 штатные единицы - это все-таки слишком. На 16 министерств выходит по 4 штуки на брата.
И бюджет, и здравый смысл требуют, чтобы правительство стало более компактным. Так что реорганизаций и особенно сокращений в ближайшем будущем не избежать. Исходя из этого “НП” и решилось на прогноз. Мы бы выделили три тенденции.
I. Пожалуй, самой значительной из них следует назвать преобразование отдельных агентств в полноправные министерства. Например, трехэтажное Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса вполне созрело, чтобы преобразоваться в самостоятельное министерство. Сегодняшний статус агентства явно недостаточен, чтобы на равных разговаривать с монополистами, большинство из которых имеет мощное лобби и на региональном, и на столичном уровнях.
В итоге мы имеем то, что имеем - тарифы ежеквартально растут, малый бизнес душат проверяющие, а здоровая конкуренция превращается либо в сговор, либо в отстрел.
Сложнее с Агентством по государственным материальным резервам. Здесь возможен оригинальный подход - соединить его с Комитетом по госзакупкам и Госкомимущества, а полученную конструкцию назвать Министерством государственного имущества.
Комитет по делам строительства уже предложили преобразовать в соответствующее министерство (инициатива депутата Тшана - бывшего министра строительства). Неплохо было бы восстановить и Министерство культуры, да эпоха не та. Хотя, по нашим сведениям, и подобный вариант рассматривается.
Зеркальная же судьба может постигнуть Министерство информации и общественного согласия. В то время как 80 процентов средств массовой информации в стране - частные, его функции свелись к регистрации новых и тендерам на частоты. С этим может справиться и комитет в составе, к примеру, Минюста. И “Юридическая газета” станет главным изданием страны (шутка).
II. Еще несколько агентств и комитетов могут утратить независимый статус. Они совершенно безболезненно для экономики могут перейти под крышу тех или иных министерств. Так, например, Агентство по управлению земельными ресурсами логично включить в состав Минсельхоза (откуда оно когда-то и отпочковалось) или в кокшетауское Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Последнее возможно лишь в случае, если планируемый переезд МПРиООСа в Астану не окажется уткой.
Самостоятельное же Агентство по миграции и демографии можно по справедливости поделить между Минтруда (миграция) и Минздравом (демография).
Экзотическое Агентство по защите государственных секретов, на наш взгляд, элементарно дублирует функции КНБ. Если же порыться в запасниках, можно найти еще немало агентств, основная функция которых состоит в предоставлении руководящих мест отставным депутатам и сокращенным ранее функционерам.
III. Наверняка произойдет и существенное перераспределение функций между уже существующими министерствами. Тут все дело в комитетах, которые подобно химерам кочуют годами из одних ведомств в другие. Хотя вообще комитет - сильная штука, а комитет с хорошей родословной - и вовсе потенциальное министерство. По беглым подсчетам, из 34 комитетов половина стала таковыми из бывших министерств образца 1995-1997 годов.
Впрочем, комитет комитету рознь. Некоторые из них имеют сугубо практические функции (таможенные, санэпиднадзора, культуры, аттестационные и т.д.) - их подчиненный статус и автономность очевидны. Поэтому их едва ли коснутся пертурбации. Наверняка пострадают комитеты, все предназначение которых состоит в том, чтобы подчеркнуть аппаратный статус соответствующего министра и самого руководителя комитета (комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в составе Минюста, комитет по атомной энергетике Минэнергетики и др.).
Времена меняются, и МИД меняется вместе с ними. Комитет по инвестициям в составе Министерства иностранных дел - тоже явный реликт. Не является большим секретом то, что создавался он в свое время под определенного человека, и стоило этому человеку уйти на дипломатическую службу, как комитет стал потихоньку хиреть, полномочия его урезаться, и сам он кочевать с места на место, пока не приземлился в МИДе. Сегодня складывается впечатление, что его единственное предназначение - проводить разнообразные инвестиционные конференции и презентации. Так ведь для этих целей у нас и РГП “Казинвест” есть.
В общем, летняя метаморфоза нам представляется нешуточной. Впрочем, казахстанцам не привыкать: структурная перестройка в правительстве происходит с завидным постоянством. Цель вполне ясная - оптимизировать работу правительства, или, по-человечески, сносно управлять страной, - но судя по тому, что каждый год возникает необходимость перекраивать структуру вновь и вновь - цель труднодостижимая.
И это странно: ведь прошли те времена (надеемся, безвозвратно), когда правительство должно было регулировать, планировать, контролировать. Сегодня, когда практически вся промышленность находится в руках частных инвесторов, от правительства требуется лишь, чтобы оно добросовестно выполняло две функции - контролировало распределение бюджетных средств и создавало условия для развития собственного производства, импортозамещения и т.п. (лоббировало отечественного производителя: освобождало от налогов, акцизов и проч., пока производство в данном секторе экономики не встанет на ноги).
А следовательно, и нужно-то стране всего пару министерств и комитетов: первого типа (Минфин, МВД, Минздрав, Минтруда и парочка подобных) и второго - в виде министерств экономики, антимонопольной политики и сельского хозяйства.
Может быть, правительству пора уже скорректировать цель и помогать выстраиваться в стране самодостаточной экономике? А не пытаться экономикой “рулить”. Ведь дело это и вправду непосильное. Даже для самого “оптимизированного” правительства.




Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии