КОНТРАКТ НЕРУШИМЫЙ
На прошлой неделе мажилис парламента республики одобрил проекты законов “Об инвестициях” и “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инвестиций” и передал их на рассмотрение в сенат
Важно отметить, что в новом законе сохранены все оправдавшие себя положения действующего законодательства об инвестициях. В то же время учтен значительный наработанный опыт стимулирования и поддержки инвестиций.
В числе базовых принципов, на которых построен новый закон, следует назвать следующие. Во-первых, это приверженность курсу на стимулирование и государственную поддержку привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики. Во-вторых, обеспечение равных условий для иностранных и отечественных инвесторов. В-третьих, совершенствование системы государственной поддержки инвестиций с целью ее упрощения и обеспечения транспарентности процесса заключения инвестиционных контрактов.
На основе этих принципов при подготовке законопроекта совместно с парламентариями был положительно решен ряд важных вопросов. В частности, это касается предоставления в качестве инвестиционных преференций освобождения от обложения таможенными пошлинами оборудования и земельного налога. Кроме того, были урегулированы вопросы создания равных условий деятельности иностранных и отечественных инвесторов, создана система гарантий стабильности законодательства, а также условий контрактов, заключенных между государственными органами и инвесторами.
Прежде всего речь идет о подписанном в 1993 году соглашении с американской компанией “Шеврон” по освоению месторождения “Тенгиз”. Соответственно, ни о каком пересмотре уже заключенных контрактов с инвесторами (а это - главный вопрос, интересующий все иностранные компании, работающие в Казахстане) речь даже не идет.
Пожалуй, важнейшим принципиально новым моментом является уравнивание в правах и обязанностях отечественных и иностранных инвесторов. Для этого законопроект дает новое определение инвестора. Их равенство предлагается закрепить при предоставлении гарантий от реквизиции и национализации, гарантии при осуществлении проверок государственными органами, при разрешении инвестиционных споров, при использовании доходов, а также возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов и должностных лиц.
Другим существенным шагом является усовершенствование понятия инвестиций. Теперь в данное понятие будут входить все виды имущества, включая предметы лизинга (впервые предметы лизинга были отнесены к инвестициям), а также права на них, вкладываемые инвестором в фиксированные активы казахстанского юридического лица и используемые для получения дохода.
Еще одним моментом является усовершенствование в законопроекте механизма разрешения инвестиционных споров. Отныне к ним будут относиться только те споры, которые вытекают из договорных отношений государства и инвестора. Соответственно, предусматривается разрешение таких споров путем переговоров в судебных органах Республики Казахстан, а также в международных арбитражах. При этом следует отметить, что для передачи спора в международный арбитраж будет требоваться согласие обеих сторон, тогда как действующий Закон об иностранных инвестициях предполагал презюмированное согласие Республики
Казахстан на рассмотрение данных споров в международных арбитражах.
Процедурные моменты предоставления инвестиционных преференций определены в законопроекте более четко. Конкретизирован перечень предоставляемых инвесторами документов; сроки предоставления и рассмотрения заявок, заключения контрактов сокращены более чем в три раза; четко определен порядок получения информации от заинтересованных государственных органов. В настоящее время при существующем и предлагаемом в правительственном варианте порядке предоставления преференций инвестор взамен предоставляемых государством налоговых льгот и преференций обязуется создать новое либо модернизировать действующее предприятие, создать новые рабочие места, выполнить рабочую и инвестиционную программу.
В случае невыполнения инвестором обязательств по заключенному контракту, инвестор возмещает убытки и возвращает всю недоплаченную сумму налогов и других платежей вследствие предоставленных по контракту льгот и преференций, в том числе грантов с применением соответствующих штрафных санкций, предусмотренных налоговым законодательством.
Важно отметить, что предоставление налоговых льгот широкому кругу предпринимателей возможно путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс, устанавливающий общие льготы для всех налогоплательщиков. В этом случае не было бы необходимости нарушать принцип предоставления инвестиционных преференций. В целом можно надеяться на то, что новый закон обеспечит необходимые правовые рамки для успешной деятельности инвесторов в нашей стране и эффективного диалога между компаниями-инвесторами и государством в новых условиях.
По сообщению управления информации и анализа МИД РК
|
|
|
|