Пять лет недоброму закону
Мурат Тулепбаев,
доцент социологии
Закону “О пенсионном обеспечении” - пять лет. За эти годы
пенсионными договорами охвачено всего 4,88 миллиона будущих
пенсионеров, то есть только 70 процентов от трудозанятых людей.
И это несмотря на то, что в стране введено обязательное (принудительное)
участие граждан в пенсионном обеспечении. Вызывает тревогу,
что только 30 процентов из этих 4,88 миллиона вкладчиков накопительных
пенсионных фондов постоянно вносят пенсионные взносы, а 70
процентов делают взносы не постоянно или вообще не делают.
Такие “достижения” реформирования пенсионной системы трудно
назвать успешными.
Сегодня правовая база пенсионной реформы существенно отстает
и даже препятствует формированию реальных предпосылок к ее
продвижению. Так, к примеру, согласно пункту 8 статьи 6 Закона
“О пенсионном обеспечении в РК” почему-то только негосударственные
накопительные пенсионные фонды обязаны передать функцию по
инвестиционному управлению пенсионными активами компаниям
по управлению пенсионными активами (КУПА). Государственный
накопительный пенсионный фонд в отличие от негосударственных
вправе самостоятельно осуществлять инвестиционную деятельность.
Компания по управлению пенсионными активами создается как
надстройка. Получается: фонд собирай деньги и отдай дяде,
но при этом пенсию выплачивать будешь ты, а не компания по
управлению пенсионными активами. При неблагоприятном исходе
дела конкретный вкладчик не будет иметь возможность заявить
на КУПА, так как с ним нет прямого договора.
Мне могут возразить, что нет надобности поднимать вопрос
о роли и значении КУПА, тем более что в течение пяти лет есть
экономические успехи. Но они были бы намного больше, и авторитет
фондов был бы выше, если бы сами фонды инвестировали пенсионные
активы.
Можно весь закон аннулировать только из-за того, что ни одна
статья закона не требует актуарного оценивания способности
негосударственных накопительных пенсионных фондов отвечать
по своим финансовым обязательствам. К примеру, статья 29 “Пенсионные
правила накопительных пенсионных фондов” не требует включения
пенсионных схем. Пенсионная схема - это совокупность условий,
определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и
выплат негосударственных пенсий. Именно они являются “сердцевиной”
негосударственного пенсионного обеспечения, и до тех пор,
пока они не будут претворены в пенсионную практику, реформа
не имеет юридической и экономической завершенности.
Авторы закона допускают методические ошибки при изложении
статей 13 и 14. Во-первых, статья 13 “Исчисление пенсионных
выплат из Центра” должна касаться только пенсионных договоров
с обязательными пенсионными взносами (10 процентов), которые
подлежат императивному правовому регулированию, где определены
такие важные моменты, как создание пенсионного фонда, размер
пенсионных взносов, хранение и учет активов, размер комиссионных
вознаграждений и т.д. Вкладчики же по добровольным пенсионным
договорам обеспечиваются на договорно-правовой основе, то
есть подлежат диспозитивному правовому регулированию. А это
значит, что в каждом конкретном случае на договорно-правовой
основе в соответствии с правилами самого фонда и установленными
им пенсионными схемами оговаривается размер дополнительных
пенсий, начало и продолжение выплаты, комиссионные сборы и
т.д. При этом в отличие от обязательных пенсионных договоров
доход, трудовой стаж, условия труда вкладчиков, которые указаны
в статье 13, во внимание не принимаются.
Во-вторых, если пункты 1 и 2 статьи 14 предлагают правильную
методику исчисления размера пенсионных выплат с учетом всех
доходов, трудового стажа, их соотношения, то грубейшая ошибка
допускается пунктом 3 этой же статьи. В нем указывается: “доход
для исчисления пенсионных выплат из Центра не может превышать
пятнадцатикратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого
законом о республиканском бюджете на соответствующий год”.
Ошибкой является то, что “расчетный показатель” - это не “доход”,
так как при “расчетном показателе” не учитывается доход вкладчика,
трудовой стаж и т.д. Во всем мире ориентировочным эталоном
служит “индекс потребительских цен” или “минимальная прожиточная
величина”.
Одним из важнейших организационных принципов негосударственных
накопительных пенсионных фондов является по договоренности
с вкладчиком самостоятельное установление периода накопления
пенсионного актива, возраста, начала, размера и продолжительности
пенсионных выплат. Однако авторы закона и здесь совершают
ошибку. Так, положением подпункта 1 пункта 3 статьи 22 регламентируется
накопление добровольных пенсионных взносов не менее 10 лет.
На первый взгляд все правильно, но вдумайтесь - ведь этим
положением мы лишаем возможности получения дополнительной
пенсии лиц, пенсионный возраст которых наступает раньше 10
лет.
Недоумение вызывает также установленный правительством возраст
выплаты пенсий (подпункт 1 пункта 3 статьи 22 и подпункт 1
пункта 1 статьи 28), поскольку именно из негосударственного
накопительного пенсионного фонда человек может, заключив добровольный
договор, получать пенсию с любого возраста, то есть с одного
года и старше. Скажем, за 10-летнего ребенка вносили пенсионные
взносы с тем, чтобы с 30 лет он получал пожизненную пенсию,
то есть до исчерпания накопительных средств.
Недоумение вызывает и пункт 4 статьи 25, гласящий: “в случае
смерти получателя его семье либо лицу, осуществившему погребение
получателя, накопительными пенсионными фондами выплачивается
единовременная выплата на погребение в пределах пятнадцатикратного
месячного расчетного показателя, но не более имеющихся на
индивидуальном пенсионном счете средств”. Трудно представить
доброжелательность нашего закона. Как можно выплатить сумму,
эквивалентную 15-кратному расчетному показателю, если, например,
на счете у покойного 500 тысяч тенге или еще больше. Как можно
такую формулировку допустить, тем более эта статья не касается
социального пособия?
|