БОЛЬШОЙ ЛЮБИТЕЛЬ БОЛЬШОГО ТЕННИСА
Аврора Крейсер
Как бы мы к этому ни относились, но слова в политике значат не меньше, чем дела. Чем успешно и пользуются популисты, подменяя высокопарной болтовней реальную работу.
Зейнулла Какимжанов умеет говорить много, красиво и ни о чем. Рискнем даже утверждать, что у министра госдоходов за годы, проведенные в правительстве, выработался специальный стиль поведения: взмутить воду пафосными заявлениями насчет государственных интересов, не важно какими мерами добиться роста статистических показателей, красиво отчитаться “наверх”. И тем самым набрать очередные политические баллы. А там - хоть трава не расти
Такое умение дорогого стоит. Не сказать, конечно, что Зейнулла Какимжанов в этом роде единственный. Первый и самый талантливый - несомненно. Но Казахстан - страна маленькая, и скрыть что-либо здесь трудно даже влиятельным персонам, например, министру государственных доходов. Тем паче если вспомнить, что до прихода на госслужбу он руководил такими “курочками, несущими золотые яйца”, как Межбанковская валютно-финансовая биржа и Народный банк. Где и оттачивал свое мастерство.
Потерянное обычно находишь на самом видном месте. Объект одной из хитроумных схем Какимжанова уже не первый год радует своим великолепием глаза жителей южной столицы. Речь о Центральном теннисном клубе, что расположен по улице Аль-Фараби выше Казахского государственного университета.
Добровольно взяв на себя роль биографов Зейнуллы Халидолловича, мы до сих пор знакомили читателей в основном с тем периодом его деятельности, когда он возглавил Министерство госдоходов. И наверное, были не совсем правы: ведь много интересного им сделано раньше, да и как личность он сформировался в эпоху первобытного капитализма, работая на бирже и в банке. Именно к этому периоду и относится грандиозный, почти “нью-васюковский” проект возведения ЦТК.
Формальное начало этой истории имеет точную дату - 3 сентября 1996 года - и красивый повод. Именно в этот день было подписано решение акима Алматы о выделении земли под строительство теннисного клуба. К слову, участок в 6,8 га отобрали у КазГУ. А мотивировали это тем, что будущий объект - социально значимый для развития города и даже всей республики! Конечно, не терпится узнать, каким своим боком теннисный мячик может способствовать социально-экономическому развитию страны. А вот каким: “Поскольку он будет способствовать развитию тенниса как массового вида спорта, являться базой для проведения международных и республиканских турниров и чемпионатов, базой для тренировки сборных команд РК, школой для развития детского тенниса”.
Ну чем не упомянутые Нью-Васюки! Впрочем, автор пассажа не Какимжанов, это цитата из представления проекта на имя президента страны, к письму этому мы, впрочем, еще вернемся.
Зейнулла Халидоллович присутствует пока в этой истории незримо. Тем не менее весьма ощутимо. Более того, рискнем предположить, что именно Зейнулла Какимжанов был автором многоэтажной схемы. Это следует из логики ее построения, артистичности исполнения и знания некоторых личностных качеств Зейнуллы Халидолловича.
Схема
И тогда мы должны перенестись во времена еще более ранние. Впрочем, реальное начало событий в отличие от формального не имеет точной даты. Поэтому летописи не называют конкретного дня, когда в голову одному предприимчивому молодому человеку пришла блестящая идея. Ясно лишь, что произошло это в период 1994-96 годов, когда этот молодой человек возглавлял Народный банк Казахстана. Звали его, как нетрудно догадаться, Зейнулла Какимжанов.
Картина видится нам ярко, как будто мы были ее непосредственными свидетелями. На дворе - середина 90-х, время суровое, кризисное. Бушует безработица, останавливаются предприятия, галопирует инфляция, зарплаты и пенсии не выдаются месяцами, а то и годами. Но не это беспокоит молодого человека (руководящего, заметим, государственным - Народным - банком, а следовательно, несущего определенную ответственность за происходящее в стране). За стены его светлого комфортного кабинета социальные бури не проникают. Его занимает другое.
Наш герой любит красиво жить. Но для этого нужны деньги, которых, как известно, всегда не хватает. Даже банкирам. Еще Зейнулла Какимжанов очень амбициозен. Он любит власть и себя в ней. Но чтобы подниматься по властной вертикали, требуется, чтоб тебя заметили наверху, нужно выделиться.
И последнее: молодой банкир - большой поклонник большого же тенниса. Но играть в Алматы и вообще в Казахстане попросту негде. Нет приличных кортов (да и откуда они в разрушенной вихрями перестройки стране!). Приходится всякий раз ехать за границу, что неудобно и накладно. Необходим собственный корт, расположенный в непосредственной близости.
Такие были исходные, и в соответствии с ними родилась схема. Говорим об этом с такой уверенностью, потому что тот упомянутый документ о выделении земельного участка под строительство теннисного клуба - формальное начало проекта - в действительности был результатом тщательно спланированной комбинации.
Реакцией на то, что случилось раньше, а именно: когда в высшие кабинеты поступил входящий документ с просьбой поддержать развитие в Казахстане, и в частности, в его тогдашней столице, тенниса. В результате родилось распоряжение премьер-министра: “Министерству экономики и Министерству финансов РК предусмотреть строительство в г.Алматы в 1995-1996 гг. республиканского центра по теннису, настольному теннису и бадминтону, выделив на эти цели 3,5 миллиона тенге”. К осуществлению проекта привлекли акимат Алматы и Народный банк.
Нет нужды объяснять, что после этого проекту был обеспечен “зеленый свет”. Дело завертелось.
Подытожим. Цель схемы была триединая: обеспечить возможность заниматься любимым видом спорта, набрать политические очки осуществлением “социально значимого проекта” и, наконец, наверняка порулить немалыми финансовыми потоками. Все это было достигнуто с лихвой. Вот только настольный теннис и бадминтон на каком-то этапе из проекта выпали. Но тут и непосвященному человеку понятно, что они нужны были для придания проекту масштабности и увеличения его “социальной ориентированности”. А завозить туда ракетки и воланы для бадминтона никто и не собирался.
Кредит
Не знаем, какова судьба обещанных правительством 3,5 миллиона тенге, но, конечно, на самом деле для строительства Центрального теннисного клуба требовалась совершенно иная сумма. И она была потрачена. По крайней мере, списана на строительство. Вполне круглая сумма под десять миллионов долларов. Деньги на “теннисные Нью-Васюки” дал возглавляемый Зейнуллой Какимжановым Народный банк. Желающие могут перевести 10 миллионов в количество средних пенсий по стране, чтобы понять, почему бастовали в те годы старики.
Показателен масштаб цифр. В те голодные годы страна, правительство, поднапрягшись, смогли выделить на развитие трех видов спорта (теннис, настольный теннис и бадминтон) лишь 3,5 миллиона тенге. А глава Народного банка Зейнулла Какимжанов, выстроив хитроумную схему, смог прокачать через нее все 10 миллионов не облагаемых налогами долларов. Знаем, что позже им была разработана не менее красивая схема закладки гольф-полей на территории Ботанического сада, но до поры до времени она лежит у него в столе.
А проект теннисного клуба официально объявили социально значимым. Буквально это звучало (в официальном представлении) вот как: “В связи с готовящимся законопроектом по предоставлению налоговых льгот проектам, имеющим важное социально-экономическое значение, администрация города Алматы имеет намерение ходатайствовать о включении настоящего проекта в число проектов, имеющих приоритетное значение”.
Знающие люди поймут, насколько велико было аппаратное и политическое влияние Зейнуллы Халидолловича уже в те годы, если он смог выбить фактическое освобождение от налогов коммерческому проекту, осуществленному полностью на заемные средства, чистый доход по которому в соответствии с бизнес-планом должен был составить в ближайшие годы около 600 тысяч долларов. В реальности он оказался еще больше. И был полностью освобожден от налога на прибыль.
Да и 10 миллионов долларов на строительство были выданы Народным банком по распоряжению Зейнуллы Какимжанова на суперльготных условиях. Под шесть процентов годовых сроком на пять лет. А благодаря включению проекта в список народнохозяйственных приоритетов заемщик первые пять лет практически освобождался от налогов. В частности, ему предоставлена отсрочка уплаты подоходного налога, налогов на землю и имущество на 5 лет, включая 2002 год, а затем еще на 2 года снижение их ставок на 50 процентов. МГД против подобных льгот, кстати, не возражает и по сей день. Зато трясет мелких предпринимателей, выбивая из них лишний десяток тысяч тенге.
Словом, условия выдачи кредита и его освоения по своей мягкости и сейчас выглядят беспрецедентными. Что уж говорить о том времени, когда он выдавался? Когда, повторимся, денег государства, хранящихся в Народном банке, не хватало на пенсии старикам, и они в отчаянии перекрывали улицы. Впрочем, удивления заслуживает даже не то, на каких условиях выдавался кредит, а что он вообще был выдан.
Проект определен как инвестиционный (отсюда и льготы), и это в высшей степени странно. Ведь осуществляло его специально образованное ТОО “Центральный теннисный клуб”, которое не инвестировало ни тенге своих собственных средств, а исключительно кредит Народного банка! К тому же в соответствии со схемой столь “социально значимое” мероприятие было поручено, например, не акимату, а никому не известному товариществу с ограниченной ответственностью.
И наконец, особенного внимания заслуживает залог, под обеспечение которого выдавался кредит. Уставный капитал этого самого ТОО “ЦТК” составлял всего 460 тысяч тенге. А залогом послужили... контракт на строительство объемом 23 машинописных страницы и проектно-сметная документация, оцененные главой Народного банка Зейнуллой Какимжановым в 3 миллиона долларов! Залогом еще на 2 миллиона долларов выступил земельный участок, принадлежащий государству и по сей день не выкупленный, а значит, де-юре не принадлежащий ТОО “ЦТК”. Подобного мировая практика банковского кредитования еще не видела. Даже в братской Монголии так дела не делают.
Браво, Зейнулла Халидоллович! Вам удалось осуществить фигуру действительно высшего пилотажа: пробить проект во властных структурах, подобрать надежного исполнителя, освободить его от налогов, из пенсионных денег выдать кредит, взяв в залог пачку писчей бумаги, цена которой - 500 тенге, и землю, хозяином которой является государство! Правда, почему-то Уголовный кодекс подобные способы получения и выдачи кредита трактует несколько иначе, а именно - мошенничество. Но об этом - позже. Пока же начинается второй этап - освоение кредита - не менее увлекательный.
Банкиры и банкроты
Возьмем на себя смелость утверждать, что разработанная схема изначально предполагала, что деньги, выделенные на строительство, в банк не вернутся, а будут впоследствии легализованы в ходе амнистии капиталов. Во-первых, дать кредит под залог писчей бумаги с иной целью едва кому-нибудь придет в голову. Тут и толковать нечего.
Но есть еще одно обстоятельство. Подрядчиком ТОО “ЦТК”, непосредственно осуществляющим строительство, являлась немецкая фирма EIC Management. Получив 4,2 миллиона долларов в качестве предоплаты, компания, в соответствии с ранее разработанной схемой, объявила о своем банкротстве, оставив заказчику на память разрытую стройплощадку и уложенные фундаментные блоки.
Кстати, солидная немецкая прописка не должна вводить в заблуждение. Фирма, по некоторым данным, принадлежала бывшему нашему земляку, уехавшему в Германию, и работала она в основном здесь. Помимо строительства теннисного клуба запомнилась в связи с громким скандалом еще по одному проекту - реконструкции Государственного театра оперы и балета в 1999 году.
Действовала фирма по той же схеме, что и в случае с теннисным клубом, видимо, разработанной в том же мозговом центре, - по росчерку пера замминистра культуры Кутового ей было перечислено три миллиона долларов предоплаты, с коими фирма и испарилась. Кутового позже задержали в России, но так и не выдали Казахстану. Видать, влияние министра госдоходов в России, о котором он с гордостью говорил в одном из своих интервью, распространяется и на правоохранительные органы. Впрочем, отныне Кутовому дорога в Казахстан закрыта. В отличие от министра, который и не думает ни от кого скрываться.
О более мелких контрактах немецкой фирмы с казахстанскими чиновниками не упоминаем. И без того понятно, что репутация у нее более чем своеобразная. Нахватав по надежной рекомендации множество выгодных контрактов в Казахстане и получив за них деньги, она объявила себя банкротом и была такова. Можно, конечно, посочувствовать руководству Народного банка во главе с г-ном Какимжановым, нарвавшемуся в мутной водице международного бизнеса на аферистов-соотечественников, если бы подобный поворот событий (банкротство) не оказался кредитору крайне на руку. И если бы не итоги легализации капиталов, проведенной в Казахстане прошлым летом.
“Неожиданное” банкротство означало, что проект строительства ЦТК остался незавершенным. Благодаря умелой режиссуре его стоимость моментально уменьшилась на порядок. Что также было предусмотрено первоначальным планом.
Документы нескромно рассказывают, что руководство Народного банка еще задолго до банкротства строительной компании подстраховало себя возможностью переоценки стоимости объекта в сторону его резкого уменьшения. Так, оценивая обеспечение по проекту ТОО “ЦТК”, эксперты-аналитики Народного банка (в частности, из управления оптимизации проблемных кредитов, оценки и реализации предметов залога) приходят к следующему заключению: “В целом необходимо отметить, что реальная рыночная стоимость оцениваемого объекта будет значительно ниже полученной оценочной стоимости, главным образом в связи с отсутствием спроса на данный объект, то есть реализовать объект по затратной стоимости в данный момент практически невозможно”.
Все вместе убеждает в двух вещах. Первая: кредитор заранее рассчитывал не вернуть кредит, а забрать объект, на строительство которого тот был выдан. И второе: забрать он его хотел по возможно низкой цене.
Страна и большой теннис
Возникает вопрос: зачем, ведь по нашему законодательству банкам нельзя управлять теннисными клубами. Значит, его придется продать в любом случае. Но одно дело - продать по-настоящему, попытавшись выручить максимально возможное количество денег. И совсем другое - продать “своей” фирме (ведь не ради кого попало затевалась вся громоздкая хитроумная схема), и потому по дешевке, в идеале - за бесценок.
Впрочем, на первый взгляд, почти никто в результате этой многоходовой аферы не пострадал. Строители из EIC Management свои деньги получили. Любитель большого тенниса Зейнулла Какимжанов заимел возможность тренироваться на превосходных кортах. Архитектурный облик южной столицы украсился еще одним примечательным объектом. На пышной презентации клуба, проведенной опять-таки на деньги налогоплательщиков, Зейнулла Какимжанов удостоился похвал приглашенных высоких гостей и заработал “политические очки”. Правда, из банковской копилки, предназначенной в те сложные годы на выплату пенсий несчастным старикам, исчезли 10 миллионов долларов, но без этого какие дела в Казахстане делаются?! Да и не обеднеет страна, не так ли, Зейнулла Халидоллович?
Но ведь для беспристрастного взгляда с самого начала вся эта затея выглядела, по меньшей мере, подозрительно. Как вам нравится, что такой дорогой вид спорта как большой теннис, во всем мире считающийся элитным, аристократическим, казахстанские чиновники якобы намерены развивать как “массовый”?
Кстати, тем, кто до сих пор не посетил ЦТК, поведаем, что, как свидетельствует представленный в банк бизнес-план, он включает в себя целый архитектурный комплекс: 4 крытых и 6 открытых кортов с покрытиями разного типа, теннисный стадион, а также все вспомогательные помещения, в число которых входит даже бар, сауна и специализированный магазин.
Не знаем, как бар совмещается со спортивным режимом, но, кажется, пока открытый чемпионат Алматы не вошел в число турниров “Большого шлема”, да и казахстанские теннисисты не снискали славы на мировых кортах. Зато проезжая по улице Аль-Фараби мимо ЦТК, видя, какие “тачки” припаркованы здесь, и наблюдая солидных пузатых дядь вместо предполагаемой талантливой молодежи, ясно понимаешь, что инициаторы строительства клуба достигнутыми “результатами” вполне довольны.
Мы нисколько не принижаем грандиозность комбинации, разработанной Зейнуллой Какимжановым, но ведь получается так, что и высокие слова государственных мужей, и общественные идеалы, и сами политики, и даже государственные институты - не более чем винтики в хитроумных схемах Какимжанова.
А если открытым текстом: любитель большого тенниса в очередной раз попользовался страной.
|
|
|
|