Здесь у меня друзья и любимое дело
Салтанат Исмагулова
Больше всего ее пугало, когда к ней обращались, чтобы
узнать время. Вопрос “Который час?” вызывал дикую панику:
русские числительные давались с трудом. Да и само знание языка
оставляло желать лучшего - в ГДР русский преподавали с таким
же качеством, как и все иностранные языки в советское время.
- Я вернулась в Германию после трех месяцев пребывания в
Алматы, в стабильную
жизнь. То, что ожидало меня на родине, было скучно: рутинная
работа в каком-нибудь министерстве или в частной фирме, где
все известно наперед.
Инес Бергер впервые приехала в Алматы сентябрьским вечером
1996 года. Она была очарована: горы, живописные окрестности.
Одна гуляла по городу, вооружившись путеводителем.
- Меня до сих пор удивляет, как я без сопровождающих, самостоятельно
знакомилась с городом. В Германии так бы с гостем не поступили.
- И все-таки в Алматы вы уже пять лет. Значит, что-то держит?
- Прежде всего - университет. Это мое детище: здесь я начинала
с нуля - поиски партнеров, подбор преподавателей, сотрудников
- у нас работает 40 человек. Мне кажется, сейчас я бы не решилась
на такую авантюру. Хотя это возможно при условии, если меня
увлечет какая-нибудь новая идея, интересный проект.
Инес Бергер считает себя бизнесвумен с полным на то основанием.
Она состоялась как личность в чужой стране, не имея жизненного
опыта, еще меньше деловой практики. То, чему учили в университете
в Магдебурге, на факультете экономики, она передает своим
студентам в Казахстанско-немецком университете.
- Меня каждый раз удивляет фраза, которая по-немецки звучит
нелепо: “Хочу получить образование!” Это все равно, что сказать:
я получила письмо. То есть кто-то, не я сама, написал письмо,
а я его получила. Немцы говорят по-другому: хочу учиться!
- Кроме неправильного употребления глагола, мы, наверное,
вкладываем еще и неверный смысл в само понятие образования?
- Может быть. В нашем университете мы стараемся дать не только
знания, но и научить навыкам их применения. Это очень важно.
Уже даже есть некоторый результат: наших студентов, прошедших
трехмесячную практику в фирмах, ждут после окончания учебного
заведения приглашения крупных работодателей. А вообще моя
мечта: создание маленькой экспериментальной школы, где бы
детям было интересно учиться. Любой предмет может быть увлекательным
- физика, химия, история - главное, преподнести его так, чтобы
он не вызывал зевоту.
Деловые достижения г-жи Бергер можно правомерно отнести и
на счет ее удивительно волевого характера, а также ситуации,
которая сложилась в ГДР в конце 80-х годов - политический
кризис привел к свержению режима Хоннеккера.
- Мы, двадцатилетние, были в бесспорном преимуществе перед
старшим поколением, которое испытало на себе государственный
диктат. У них отобрали право на свою жизненную ситуацию, и
люди ощущали себя беспомощными перед лицом перемен.
Свобода выбора оказалась главным преимуществом молодых немцев
в обновленной Германии.
- Есть перемены в вашей стране, бывшей ГДР? Слышала, Дрезден
и Лейпциг с воссоединением пришли в запустение.
- Это неправда. Лейпциг хорош, как и прежде: недаром великий
Гете называл его маленьким Парижем. Сохранился и знаменитый
бар “Auersbacher Кeller”, описанный в “Фаусте”, где происходила
знаменитая сделка.
- Где вы родились?
- В маленькой деревне в Саксонии неподалеку от Карл-Маркс-Штадта
(новое название Chemnitz). Я всегда мечтала уехать подальше
от этих мест. Саксонцы, в целом гостеприимный и дружелюбный
народ, имеют одну непривлекательную особенность - назойливое
любопытство, непреодолимое желание во все (и вся) совать свой
нос.
- Ну уж здесь вас земляки не достанут! Какой находите Германию,
когда приезжаете в отпуск? Есть ощущение, что вы отстали от
жизни, что-то очень важное произошло на родине без вас?
- Перемен особых я не ощущаю: разве что вышел новый журнал,
газета. Во всем умиротворенная стабильность, которой именно
сейчас так недостает в Алматы. Я устала жить и работать на
вулкане! Многие западные бизнесмены по этой причине покидают
Казахстан. Государство нарушает закон рыночной экономики и
противоречит самому себе: то, пожалуйста, открывайте частные
вузы, а теперь его задача - задушить частную систему образования,
незаконно отобрав у нас лицензии. Мы постоянно слышим эти
угрозы.
- Ваши планы на будущее?
- Я буду бороться до конца! Эти годы для меня не прошли даром:
здесь у меня друзья и коллеги. Дело, которым очень дорожу.
|