Библейский век, библейские сердца!
Гульнара Нугман
Много на свете диковин. В самом сердце страны, ставшей
символом современной цивилизации, живут люди по библейским,
давно забытым законам, отвергая все плоды этой самой цивилизации,
вплоть до электричества! В такое не поверишь, пока не увидишь
собственными глазами. И вот я на ярко-красном “Додже”, словно
на машине времени, по широченной автостраде на скорости 140
км в час вырываюсь из стеклобетонных ущелий Нью-Йорка на встречу
с прошлым, библейским прошлым.
Время истории остановилось в округе Ланкастер штата Пенсильвания.
Это в двух часах
езды на полпути из Нью-Йорка в Вашингтон. После городского
шума слух наслаждается тишиной деревенского пейзажа. Земля
здесь ухожена, и взгляд отдыхает на плавных линиях изумрудных
холмов и теплых тонах заблудившихся в этой зелени домов. Вместо
рокота стальных коней вижу запряженную шестерку крепких, упитанных
лошадей и пахаря, мерно вышагивающего за плугом. Значит, я
у цели - у амишей.
Не хватайтесь за словари, не ройтесь в наших энциклопедиях
- амишей там нет. Наверное, потому, что в отличие от других
религиозных сект они стараются быть незаметными, не привлекать
к себе внимания.
История появления этой секты типична. Ведь каждая из них
возникает как очередная попытка вернуться к чистым истокам
своей религии. Так в начале 16-го века в Германии возникла
секта меннонитов, названная так по имени своего основателя
- Менно Симонса. Но появляется еще более рьяный борец за чистоту
христианской веры и нравов - Якоб Амман, и во второй половине
17-го века в Эльзасе от меннонитов отделилась новая секта,
получившая соответственно название - “амиши”. Со временем
они переселились в Америку, и теперь нам остается только поражаться
тому, с какой естественностью, невозмутимостью продолжают
амиши свой образ жизни, не поддаваясь всем соблазнам окружающего
мира.
Библейский век, библейские сердца! В этих сердцах нет места
зависти, карьеризму, нет соперничества друг с другом. В их
вере нет даже профессиональных
служителей церкви. Кому-то по жребию выпадает роль лидера,
и он выполняет ее безвозмездно. Амиши не имеют молитвенных
зданий. Богослужения проводятся по очереди в частных домах
единоверцев. Основной принцип их жизни: “Если нет, то и не
хочется”. Поэтому у них нет воровства, преступности. Если
в их поселениях и есть охрана, то от нас, варваров.
В то время как в Штатах вооружены все от мала до велика и
дети в школах стреляют по живым мишеням, амиши - нет, вера
запрещает. Они живут с убеждением, что Бог создал человека
для работы на земле и все, что ему нужно, он получит через
труд. Причем не ждут, когда кто-то создаст им рабочие места.
Каждый это место создает себе сам. Никогда не страхуют ни
жизнь, ни хозяйство, рассчитывая только на собственную удачу
и Божью помощь. А вот социальную помощь не признают; получать
пособия от государства считают ниже своего достоинства.
Да, упрямый, скажу я вам, народ - никакой цивилизации на
пороге своем видеть не хотят. Ни тебе радио, ни телевидения.
Даже фотографировать их нельзя (каюсь, несколько снимков я
сделала украдкой, прямо из машины). Из книг признают только
церковные и календари. Дети ходят в школы, организованные
общиной, и образование кончается, как правило, восьмым классом.
Не пьют, не курят. Нет разводов, брошенных детей и стариков.
Одеваются просто и одинаково: мужчины - в соломенных шляпах,
черных брюках, которые почему-то не на ремне, а на лямках,
и бордового цвета рубахах.
Женатый человек обязан отпустить бороду. Женщины в длинных
черных юбках или платьях темного цвета. На голове платки или
белые чепчики. Дети одеты точно так же.
В Ланкастере амишей тысяч пятнадцать. Живут они и в других
штатах, но поменьше. Естественно, что при их трудолюбии живут
они зажиточно. При разговоре с одной из женщин выяснила, что
сама она домохозяйка, а муж держит молочную ферму. “А как
же вы перерабатываете столько молока, если не признаете электричества?”
Оказалось, не перерабатывая, реализуют молоко на местном рынке.
Производимые амишами продукты пользуются огромным спросом
у “поехавших” на почве экологии американцев. Ведь они отказываются
не только от машин и тракторов, но и ядохимикатов и удобрений.
Только навоз. Единственное “химическое” вещество, которым
амиши обрабатывают поля, - их собственный пот.
Ездят они и пашут на лошадях, а убирают косой. При этом урожаи
у амишей ничуть не меньше, чем на соседних механизированных
фермах. У них нет никакого секрета - труд, труд и еще раз
труд от восхода до заката. Ежедневные молитвы и никаких дискотек.
И здесь я не могла не задать вопрос: “Неужели молодежь не
соблазняется легкой городской жизнью и не уходит туда?” Кто-то,
бывает, и уходит, но обычно возвращается назад - не переносит
суеты, бездуховности, аморальности города.
Вообще говоря, мы привыкли на прошлое смотреть и оценивать
свысока. Между тем язвы современной цивилизации дают амишам
веские доказательства правоты их взглядов на жизнь. Но они
не навязывают другим своих убеждений и, в свою очередь, не
хотят, чтобы мы вмешивались в их жизнь. Они как бы в другом,
параллельном с нами мире и не стремятся смешаться с нами.
Как знать, ведь даже параллельные прямые где-то пересекаются.
Может, хватит у нас мудрости, чтобы, взяв от каждого только
хорошее и полезное, слиться в единый мир и вместе устремиться
в будущее.
|