“ЭЙР КАЗАХСТАН” СВЯЗАЛ СТОЛИЦУ С РЕГИОНАМИ
Ольга Медведева,
Талгат Калиев
В скором будущем все регионы республики будут связаны с ее сердцем прочными воздушными нитями. Благодаря компании “Эйр Казахстан” житель любой точки страны сможет оказаться в столице всего за несколько часов
Астана - Талдыкорган
Новое - это хорошо забытое старое. Именно это изречение пришло на ум корреспондентам “НП”, которым посчастливилось вылететь первым рейсом компании “Эйр Казахстан” в центр Алматинской области город Талдыкорган. Действительно, для пассажира, привыкшего летать исключительно по маршруту “Астана - Алматы”, появление местных рейсов напомнило старое доброе время, когда любой провинциал мог в считанные часы попасть в столицу. Время перелета в Талдыкорган составило всего немногим более двух с половиной часов.
Еще вчера местный аэропорт был совершенно безлюден. Лишь ангары для “СУшек” и “МиГов” (аэропорт используется совместно с ВВС Министерства обороны) подавали признаки жизни.
Благодаря национальному перевозчику сегодня там начинает пульсировать жизнь. С ритмом три раза в неделю. Именно с такой частотой теперь курсируют “аннушки” по маршруту Талдыкорган - Астана - Талдыкорган.
Время стоит денег. И порой очень больших. Бизнесмены и чиновники знают, сколько неудобств создавало отсутствие прямых авиарейсов, когда на важные встречи, совещания в министерствах и ведомствах, коммерческие сделки и деловые переговоры в Астану приходилось летать через южную столицу. Смешно, но Талдыкорган, как и Тараз, лежащий на Великом шелковом пути, не имел воздушного моста с центром страны. Эти города до последнего времени оставались наиболее проблемными точками. Чтобы оперативно добраться до столицы, талдыкорганцы ехали на такси в южную столицу и оттуда, чаще поездом, продолжали путь. Таразцам приходилось делать крюк либо до Алматы (500 км), либо до Шымкента (300 км). Такие же проблемы до сих пор стоят перед жителями Кокшетау, Семипалатинска, Усть-Каменогорска, Жезказгана.
Три года назад президент страны дал поручение исправить положение. Ряд авиакомпаний пытались построить свои воздушные мосты, но, к сожалению, они были недолговечны и рушились, как воздушные замки. И лишь национальная авиакомпания “Эйр Казахстан” благодаря качественному менеджменту сумела не только прочно утвердиться на казахстанском рынке, завоевать доверие потребителей, но и претворять в жизнь дорогостоящие (для бюджета самой авиакомпании) социально значимые программы. И главная из них - государственная программа по обеспечению авиационным сообщением областных центров республики со столицей. Осознавая необходимость развития авиаперевозок внутри Казахстана, “Эйр Казахстан” сознательно берет на себя расходы по осуществлению этих рейсов и применяет на них доступные для населения тарифы.
Астана-Петропавловск
Всего 14 тысяч тенге - стоимость сквозного билета Петропавловск - Астана - Алматы. Заметьте, при этом обычным рейсом билет Алматы - Астана стоит примерно 120 долларов, то есть на 4 тысячи тенге дороже.
- Учитывая, что средняя зарплата жителя Петропавловска составляет 16 тысяч 480 тенге, то цены на авиабилеты вполне реальные - 3 тысячи 981 тенге в одном направлении, 7 тысяч 962 тенге туда и обратно, - говорит первая пассажирка рейса Петропавловск - Астана Фарида Тасымова. - Раньше все мои знакомые в столицу добирались поездом. Билет до Астаны в вагоне класса “СВ” стоит 3,5 тысячи тенге. Плюс заплатить за постель, поесть, попить. Вот и набежала кругленькая сумма. В день убытия билет купить просто невозможно. А если повезло - 12 часов “пилить” в дороге. Авиарейсов в Астану не было. Только через Алматы. Последний раз я летала в 1997 году, и этим все сказано.
“Окольцевать” Петропавловск в сеть “Эйр Казахстан” было важно еще и потому, что город находится в 240 километрах от Борового, в 300 км от Омска и 450 км - от Кургана. В городе около 6 тысяч предприятий среднего и малого бизнеса. Оперативная воздушная связь с центром страны даст мощный импульс не только их развитию, но и всему городу, считает мэр Петропавловска Владимир Никандров.
Министерство путей сообщения (МПС) и Министерство транспорта России изменили маршрут составов, проходящих транзитом через Казахстан. Поезда сообщением Москва - Омск, Москва - Владивосток намеренно делают большой крюк по болоту в 200 километров и уходят через Тюмень и Курган, минуя Петропавловск. Из-за этого Северо-Казахстанская область потеряла как минимум 30 процентов грузопотока и каждого третьего пассажира.
Астана - Тараз
Открытие воздушного сообщения - событие для региона знаковое. Соответствующий всем стандартам таразский аэропорт “Аулие-Ата” не принимал здесь самолеты, кроме чартерных, в течение последних полутора лет. Поэтому рев двигателей прибывшего из столицы лайнера “Ан-24” с логотипом национальной компании “Эйр Казахстан” стал для горожан настоящим праздником.
У трапа самолета первых пассажиров рейса встречали традиционными баурсаками, цветами, танцами и музыкой. Значимость авиарейсов подтвердило личное участие в презентации руководства Жамбылской области и города Тараза. По их мнению, данное событие станет новым этапом в развитии региона, экономического роста и повышения благосостояния жителей.
В то же время, как сообщил вице-президент компании “Эйр Казахстан” Жомарт Тохтаров, эти рейсы, являющиеся социально значимыми, пока считаются нерентабельными. Не исключено, что будет решен вопрос дотирования их из государственного и местных бюджетов. Сегодня же эта инициатива отвечает правительственной программе развития внутренних авиарейсов. Это стало возможным благодаря полученной в прошлом году компанией “Эйр Казахстан” прибыли, которую было решено вложить в дальнейшее развитие авиационного сектора республики.
Теперь из Тараза в Астану можно будет долететь за шесть тысяч тенге, а обслуживать пассажиров будет борт “АН-24”. Периодичность рейсов при этом составит два раза в неделю, однако в будущем компания намерена повысить эту цифру до четырех, а областным пассажирам предоставить более комфортабельный самолет.
Что же касается многострадального таразского аэропорта “Аулие-Ата”, то Жомарт Тохтаров не скрывает намерений компаний по изучению местного рынка на предмет открытия международных авиарейсов из этого порта.
Говорит Еркин Калиев, президент национальной авиакомпании “Эйр Казахстан”:
- Основная идея нашей авиакомпании - связать все регионы страны. Это особенно важно, учитывая специфику Казахстана. Во-первых, огромные территории, во-вторых, низкая плотность и низкая платежеспособность населения. Третье - вся страна расселена в основном по периметру. Плюс менталитет кочевника. По сути, в такой стране авиаперевозки являются наиболее приоритетными.
...Хотим создать в стране три хаба - транспортных узла - в Атырау, Астане и Алматы. Выбор Астаны для хаба очень правильный. У этого города есть все преимущества. В 2003 году планируем открыть регулярные международные рейсы Астана - Стамбул - Астана, Астана - Анталья - Астана, добавочный рейс в Германию Астана - Берлин - Астана.
Но в первую очередь будет установлен воздушный мост Астана - Кызылорда, в ближайшее время запланирована связь с Кокшетау, Семипалатинском и Усть-Каменогорском. Пока на новых внутренних рейсах целесообразно использовать турбовинтовой парк самолетов - наши “аннушки” - “АН-24”. Ясно, что при увеличении пассажирского потока будем рассматривать возможность использования на этих линиях самолетов более высокого класса и наибольшей вместимости.
Сейчас аким Северо-Казахстанской области обещает уточнить данные, какой поток пассажиров уходит через Омск и Курган. Если цифры покажут целесообразность, мы откроем авиамаршрут Астана - Петропавловск - Москва.
Таким образом, самолеты национальной компании “Эйр Казахстан” в скором времени будут курсировать из столицы во все областные центры республики, а там, глядишь, и в другие населенные пункты. Словом, жизнь налаживается.
|
|
|
|