КОМУ-ТО ПРАЗДНИК - АРТИСТАМ СЛЕЗЫ
Пышно прошло празднование 5-летия новой столицы Казахстана. Даже дождь не испортил настроения привыкших к карнавальным шествиям и фейерверкам астанинцев. Но если бы знали они, радуясь искусству певцов и танцоров на площадях, какие унижения ожидали мокших под проливным дождем артистов. Гулбиган Омарова пишет в газете “ТYРКIСТАН” о хождениях по мукам артистов театра музыкальной драмы имени Калибека Куанышбаева, которые не могут получить обещанные за выступления на концертах деньги. Ведь актеры получают в месяц всего по 7-8 тысяч тенге, и при этих жалких подачках работникам искусства 5 тысяч за организацию и проведение праздничных шоу казались манной небесной.
Наученные горькими уроками прошлых лет, когда им с великим трудом выдавали за проведение подобных праздничных мероприятий по одной-полторы тысячи тенге, актеры не без основания впали в отчаяние. Так что столица веселится на слезах безжалостно используемых артистов, а руководители культуры от акимата хранят на лицах маски невозмутимого спокойствия. Вот уж где работают действительно артисты.
Но брошенные на самовыживание артисты хотя бы могут радовать людей и скрывать на сцене свое нищенское положение. А как быть в мире равнодушия чиновников детям-инвалидам и их матерям, беды и горе которых режут глаза людей? Как пишется в этом же номере газеты, по количеству инвалидов наша страна выходит на первые места в мире. Конечно же, это последствия экологического неблагополучия, ядерных испытаний и низкого уровня жизни. Не потому ли в последние годы особенно увеличилось рождение детей-инвалидов, что не на шутку встревожило специалистов. Согласно статистическим данным, сегодня в Казахстане насчитывается 423 тысячи детей-инвалидов, из них 47 тысяч инвалидов с самого рождения.
Не надеясь на помощь государства, матери таких детей стараются выжить совместно. Недавно президент общественного фонда “Биби ана”, автор известного романа “Таукымет”, ставшая инвалидом с 17 лет Бибигуль Имангазина внесла два предложения в парламент. Во-первых, принять специальный закон о матерях и детях-инвалидах с предусмотрением специальных квот в высшие учебные заведения для детей матерей-инвалидов или льгот по сниженной оплате обучения. Во-вторых, предусмотреть им льготы по коммунальным услугам. Требования, как видим, вполне приемлемые для далеко не бедного государства, коим все-таки является Казахстан. Только бы больше гуманности нашему обществу и сострадания к участи обездоленных от государственных чиновников.
Серьезный вопрос государственного уровня поднимает в газете “ЖАС АЛАШ” группа общественных деятелей из Аркалыка, озабоченная судьбой молодого поколения. Хотя формально республика получила независимость и сделала крутой поворот от социализма к капитализму, пишут авторы статьи, государство сосредоточилось только на решении экономических задач, а идеология и нравственность остаются на задворках. До сих пор у народа нет четкой национальной идеи, одни только разговоры. Поэтому в общественном сознании образовался вакуум, который заполняет западная мораль насилия, проституция, наркомания. То, что социалистическая экономика проиграла в состязании с западной технологией, считают авторы публикации, еще не говорит о том, что мы должны принимать ее ущербную для народа мораль.
Однако как сохранить нравственные устои молодежи, если всю страну наводнили ночные клубы, казино, порнография, фильмы, культивирующие насилие и секс, эротическая печатная продукция. Красочная реклама на улицах городов пропагандирует табак и спиртные напитки. И, как следствие, падают нравы казахской молодежи и переполнены ею тюрьмы. Ведь подавляющую часть рэкетиров, наркоманов, пьяниц и хулиганов составляют казахские подростки и юноши. В то же время в десятки и сотни раз упали тиражи казахских газет. Но больше всего авторов возмущает то, что эротический почин бульварных изданий с рекламой сексуальных услуг заразил и ряд казахских газет. Это шымкентская газета “Махаббат” и жамбылская “Лаззат”, выходящие в краю, где находится духовная святыня казахов Туркестан. Причем они набирают многотысячные тиражи. Как же может идти речь о традиционном народном воспитании, когда подобными изданиями списываются на нет миллионные средства, выделяемые государством на обучение и воспитание подрастающего поколения. Противостоять нравственному разложению казахской молодежи, заключают авторы статьи, можно только введением специальной морально-этической цензуры, как в развитых странах Европы, а также пропагандой в школах наряду с народным воспитанием духовных ценностей ислама.
Ануар Амиров
|
|
|
|