Опасный фетиш чингисхана
Чингиз АЙТМАТОВ,
Мухтар ШАХАНОВ
Ныне в некоторых государствах берет верх культ силы и
культ тирании, которым противостоят наиболее прогрессивные
слои общества. Сегодня мы предлагаем читателям отрывки из
диалога-размышления двух литературных авторитетов Центральной
Азии на эту очень актуальную тему.
Очередному пробуждению интереса к Чингисхану, несомненно
оказавшему огромное влияние на ход евразийской цивилизации,
в определенной мере способствовало включение Чингисхана Всемирным
информационным центром в число 10 выдающихся людей тысячелетия.
Шаханов: В последние годы в Монголии, Китае, в ряде регионов
Российской Федерации и странах Центральной Азии, особенно
в Казахстане, получил широкое
распространение безрассудный фетишизм личности Чингисхана.
Очередному пробуждению интереса к этой исторической личности,
несомненно оказавшей огромное влияние на ход евразийской цивилизации,
в определенной мере способствовало включение Чингисхана Всемирным
информационным центром в число 10 выдающихся людей тысячелетия.
Были проведены разные исследования, изданы книги, опубликованы
многочисленные статьи и, в основном, только в положительном
плане.
Так, в странах, этно-исторически связанных с Монгольской империей,
чтобы поднять дух нации, свой имидж и престиж в глазах международного
сообщества, начали активно искать общие родственные родоплеменные
корни, муссировать разговоры, что именно их земля была прародиной
могущественного Чингисхана, а они - потомки великой империи.
Вот в такой момент вышел в свет мой поэтический роман “Космоформула
карающей памяти” (тайна, унесенная Чингисханом). Тем не менее
я никак не предполагал, что поддержанный в предисловии вами
и другими известными учеными и историками, он станет предметом
столь большого спора, аналогии которому до сей поры не было
в истории и литературе центральноазиатских стран. К дискуссии
подключилось около 25 казахстанских газет и журналов, не считая
радио и телевидения. Некоторые из оппонентов открыто обвинили
меня в создании отрицательного образа Чингисхана как злого
и кровожадного человека. Другая сторона аргументированно указывает
на несомненную антигуманность его кровавых деяний и дает им
объективную нравственно-историческую оценку. Поклонники Чингисхана
оскорблены тем, что я якобы предал дух “великого предка казахов”,
дабы понравиться Западу. Хотя обвинения эти надуманны, лишены
разумной основы и не стоят серьезного обсуждения, но весь
разговор обрел большую общественную значимость. Ученые и писатели
разделились на две противоположные группы, отразив таким образом
состояние и уровень научной, художественной мысли, мировоззренческие
позиции нашей интеллигенции. Просто смешно и печально оттого,
что полемика разгорелась не по концептуальным проблемам и
идеям произведения, а вокруг Чингисхана и его места в истории,
что вовсе не было для меня самоцелью. В своем романе я хотел
показать, что 97 процентов людей (возможно, и больше, дай
бог мне ошибиться) имеют стадное мышление и склонны к бездумному
подражанию по принципу “как они, так и я”, потому всегда представляют
потенциальную опасность. Только оставшиеся три процента мыслят
и действуют по своему усмотрению. Но опаснее всего именно
те 97 процентов подражателей, которых легко ввести в заблуждение
всеобещающими псевдореальными идеями и направить куда угодно.
Тираны всегда ставку делали именно на них... Я попытался на
примере злого гения Чингисхана рассмотреть, как правители-тираны
властвовали раньше и как теперь управляют толпой подражателей...
По этому поводу можно было прийти к очень интересным философским,
социальным и политическим выводам, которые, полагаю, необходимы
современному обществу.
Айтматов: Да, при всей поверхностности затеянной полемики
ситуация обретает весьма серьезную и нежелательную социально-политическую
окраску.
Недавно Монголия пышно и торжественно отметила 840-летие
основателя единого монгольского государства Чингисхана. Из
печати известно, что главной государственной наградой был
учрежден новый орден - орден Чингисхана, которым за особые
заслуги награждаются не только граждане Монголии. Празднество
было отмечено закладкой в центре Улан-Батора первого камня
в фундамент мемориального комплекса с 20-метровой скульптурой
Чингисхана и изваяниями девяти его военачальников, предварительной
стоимостью 19 миллионов долларов, весьма обременительной для
бюджета любой небольшой страны. В конце концов, дело не в
финансовых тратах, на благое дело можно потратить и больше,
но поражает сам настрой на возвеличивание кровавого покорителя,
повинного в смерти миллионов людей на огромном евразийском
пространстве.
С другой стороны, подобное пристрастное отношение как-то
можно понять, ведь Чингисхан почитается как великий отец монгольской
нации, его имя используется для консолидации монгольского
народа, пробуждения патриотических чувств, и в угоду этому
нет возможности объективно и здраво оценить его личность и
злые деяния. Нужны еще десятки, сотни лет, чтобы общественное
сознание в Монголии изменилось, пройдя через чистилище нравственного
самоосмысления и самопокаяния. Другое дело - страны, которые
пусть в далеком историческом прошлом, но непосредственно и
жестоко пострадали от варварских нашествий полчищ Чингисхана.
Утратив историческую память, сегодня они претендуют на родственное
происхождение с завоевателем, считая его своим прямым предком.
Подобные притязания, оспаривающие приоритет у монголов, имеют
место в Китае, в России (так, академик А.Т. Фоменко доказывает
русско-славянскую принадлежность Чингисхана, а народы Тувы,
Бурятии и другие - только свою), даже в Японии он считается...
японским самураем, который в силу некоторых обстоятельств
был вынужден перебраться с островов в монгольские степи. Не
отстали и в Казахстане, где так много черных следов кровавого
нашествия тирана. Как стал возможным этот абсурд?
Шаханов: Если говорить по данному вопросу применительно к
Казахстану, то здесь необходимо обратить внимание на несколько
моментов. Во-первых, чингизиды, потомки Чингисхана, правили
здесь многие века, и это было основательно закреплено в государственной
системе Казахского ханства. Власть монгольской династии была
освящена происхождением от Чингисхана, и, естественно, потомки
высоко чтили своего предка. Поскольку его почитали верховные
правители, то и подвластное им тюркское население восприняло
культ Чингисхана, хотя их собственные предки в XIII веке стали
жертвами монгольских завоевателей. По данному поводу президент
Казахстана Н.Назарбаев в своей книге “В потоке истории” отмечает:
“Дети чингизидов по праву рождения приобретали титул султана
и права, потомственно принадлежавшие этой социальной группе,
как-то: монопольное право на ханский трон, не несли никаких,
кроме военных, повинностей, были избавлены от телесного наказания
и суда биев. Каждый чингизид, независимо от того, к какой
именно династии потомков Чингисхана он относился, мог претендовать
на ханский титул в любом месте, где в какой-то мере сохранились
традиции монгольской империи. ...Чингизиды как часть истории
народа в течение веков завоевали у простых людей не только
ненависть, но и популярность и поклонение”. В свое время чингизид
по происхождению выдающийся ученый Ч.Валиханов в “Записках
о киргизах” писал с иронией: “К белой кости принадлежат нойоны
и зайсаны (у калмыков) и султаны - потомки Чингис-хана (у
киргизов), (казахи тогда тоже назывались киргизами. - М.Ш.);
по мнению народа, они происходят от солнечного света и, следовательно,
благодаря их абсолютной сверхъестественности, божественному
происхождению пользуются властью и уважением”.
Правда, чингизиды со временем ассимилировались с местным
населением, приняли его веру, традиции, обычаи и особенности
менталитета, забыв свой язык и культуру. Они хотя постепенно
и превратились в этнических казахов, но всегда помнили о своих
чингизидовских корнях и гордились этим.
Во-вторых, Чингисхан после покорения завоеванных земель в
каждом значительном населенном пункте оставлял своих представителей
для сбора податей и решения военно-административных задач,
которых называли “торе”, то есть начальник. Их потомки также
в процессе эволюционной ассимиляции стали этническими казахами,
образовав свое генеалогическое древо, и вместе с прямыми ханскими
потомками также с гордостью хранят память о своих предках.
И в-третьих, в последние годы, в период становления независимости
Казахстана, в республику прибыло огромное количество репатриантов-казахов
из Монголии, в большинстве своем воспитанных в духе идолопоклонничества
Чингисхану. Среди них немало ученых-историков и писателей,
посвятивших свои труды культовому возвышению личности монгольского
властителя.
Конечно, было бы необъективно бросать тень на всех представителей
этих родов, наших соотечественников, многие из них внесли
и продолжают вносить немалый вклад в развитие казахской нации.
Но отдельные личности, группируясь, создают весьма нездоровую
атмосферу в нашем обществе.
Недавно один из известных писателей, главный редактор литературного
журнала “Жулдыз”, секретарь правления Союза писателей Казахстана
Мухтар Магауин опубликовал ошеломляющую статью под названием
“Добрый свет Чингисхана”, в которой называет монгольского
тирана “вечной гордостью” казахов. Он, опускаясь до смешного,
считает, что миссия Чингисхана по отношению к Казахстану и,
в частности, к Отрару была освободительной, а не завоевательной.
Во время ХII съезда писателей Казахстана ко мне подошел один
из критиков, казах, родом из Монголии, и признался, что он
высоко ценил мое творчество, но ему пришлось пересмотреть
свое отношение ко мне из-за Чингисхана. “Неужели вы не понимаете,
- сказал он, - что он наш дальний предок. Вы оскорбляете и
унижаете достоинство собственного народа”. На это я ему ответил:
“Во-первых, то, что Чингисхан - предок казахов, это неверно.
Так, доктор исторических наук Беимбет Ермуханов, ссылаясь
на Рашид ад-Дина, писал, что Чингисхан по отцовской линии
происходит от киятов-борджигинов, означающих зеленоглазые.
Ермуханов полагает, что никакого основания считать их племенами
тюркского и казахского народов нет. Все прочие разговоры вокруг
этого считаются заблуждением. Подобного мнения придерживаются
и другие ученые. (Хотя одному Богу известно, кто был отцом
Чингисхана: Есугей-багатур или меркит Чиледу, невестой которого
была отбитая Есугеем его мать Оэлун.) Во-вторых, даже если
допустить родственность общих корней, дает ли это нам моральное
право простить кровавые завоевания Чингисхана? И если мы позволим
появлению такого прецедента, это может самым катастрофическим
образом отразиться на нашем мировоззрении”.
Айтматов: Мне совершенно непонятна позиция отдельных писателей
и ученых Казахстана, подвергающих сомнению и стремящихся низложить
гуманистические воззрения современной цивилизации в угоду
сомнительным узкокорыстным родоплеменным интересам, не понимая,
что всеобщее покаяние за преступления былых тиранов, подобно
Германии, способно намного быстрее оздоровить общество, очистить
нравственную совесть каждого человека. Поэтому совершенно
абсурдно умышленно надевать на тиранов и злых гениев маску
добродетельности, вводя тем самым в заблуждение общественное
сознание, тогда придется кардинально поменять все существующие
общечеловеческие ценности. И в этой связи тысячу раз прав
Пифагор, который когда-то изрек такую замечательную мысль:
“Строго накажи свое дитя, виновное в убийстве насекомого,
с этого начинается человекоубийство”.
Шаханов: Оппонируя этим лжепатриотам, хочу привести только
один пример из книги “100 великих диктаторов”, выпущенной
московским издательством “Вече”: “Последним из крупных городов
Средней Азии, чье население оказало героическое сопротивление
монгольским войскам, был Мерв. Он был взят в 1221 году. В
течение четырех суток жители должны были оставить свой город.
Монголы выбрали среди них 400 ремесленников и некоторое количество
детей, чтобы сделать из них рабов. Остальные были казнены,
для этого их распределили по всем воинским частям: каждый
воин, принимавший участие в осаде, должен был зарубить мечом
от 300 до 400 человек! В окрестностях города десятки тысяч
крестьян спрятались в глубине пещер, пытаясь спастись от гигантской
бойни, устроенной монголами. Ибн-аль-Асир говорит о 700 000
убитых, в то время как Джувейни, превосходя его в этом страшном
подсчете, сообщает, что некий Из ад-Дин Нассаба в сопровождении
нескольких других провел тринадцать дней и тринадцать ночей,
считая людей, убитых в городе. Учитывая только тех, чьи тела
были в самом деле найдены, и не считая тех, кто был убит в
гротах и пещерах, в деревнях и в пустынных местах, насчитали
более 1,3 миллиона убитых”.
Айтматов: Это всего один из известных устрашающих фактов
о кровавых деяниях тирана, а сколько тому подобных еще история
не донесла до нас. Академик В.Бартольд в сочинении “Туркестан
в эпоху монгольского нашествия” (т. 1) приводит свидетельство
побывавших в Китае, в ставке Чингисхана, послов хорезмского
шаха о том, что “везде были видны следы опустошения; кости
убитых составляли целые горы; почва стала рыхлой от человеческого
жира, гниение трупов вызвало болезни, от которых погибли и
некоторые члены делегации. У ворот Пекина лежала огромная
куча костей; послам рассказали, что при взятии города 60 000
девиц бросились со стен, чтобы не попасть в руки монголов
и не быть подвергнутыми их гнусным и жестоким издевательствам”.
А в твоем родном Отраре, родившем великого философа человечества
Абу-Насыра аль-Фараби, названного вторым Аристотелем мира,
была самая большая библиотека после Александрийской. Будучи
в этом крае, я слышал рассказы аксакалов, что значительная
ее часть была спрятана в тайном подземелье и не попала в руки
варваров.
Шаханов: Да, это были ценнейшие рукописи выдающихся философов,
мыслителей и ученых с древнейших времен и в своем большинстве
в единственном экземпляре, которые наверняка помогли бы обогатить
нашу духовность и культуру. Но, к сожалению, поиски этой библиотеки
пока не дали результатов. Правда, под патронажем премьер-министра
Казахстана И.Тасмагамбетова в Отраре и Астане заложены основы
для воссоздания Отрарской библиотеки. Хотя она сегодня представлена
только символически, но это хорошее начало. Многие издательства
Казахстана в серии “Отрарской библиотеки” начали выпускать
произведения молодых и именитых авторов.
Айтматов: В отрарской истории времен нашествия монголов до
сих пор много белых пятен. Но источники едины в том, что жители
Отрара в течение шести месяцев героически защищали свой город,
а Каирхан показал высокую отвагу, до последнего бесстрашно
сражаясь с врагом. По приказу Чингисхана правитель Отрара
был взят живым, после пленения его привели в Кок-Сарай и подвергли
жестокой казни, залив рот и уши расплавленным серебром. На
мой взгляд, Каирхан имеет полное право быть вписанным в отечественную
историю как национальный герой. Но мне кажется, в этом вопросе
до сих пор проявляется некая нерешительность из-за утвердившегося
в традиционной историографии мнения, что Каирхан уничтожил
торговый караван из 500 верблюдов с 450 купцами, посланный
Чингисханом в дар правителю Хорезма Мухаммед-шаху, и тем самым
дал повод для ужасающе беспощадного вторжения монгольских
полчищ в Среднюю Азию.
Шаханов: Чтобы глубже вникнуть в суть этого факта, очень
важно помнить, что сильнейшей стороной монгольской армии была
хорошо организованная разведка. Чингисхан имел разветвленную
сеть лазутчиков и шпионов, которые весьма оперативно и достоверно
докладывали о состоянии и сосредоточении войск противника.
Недавно в московском издательстве “Прогресс” вышел в свет
объемный труд академика Рустана Рахманалиева “Империя тюрков”.
Эта книга своей аргументированной логикой, объективностью
и выводами, в основе которых лежит вдумчивый анализ первоисточников
и иных документов, должен занять достойное место среди научных
исторических исследований. Р.Рахманалиев, ссылаясь на доклад
военного историка, генерал-лейтенанта, профессора М.И. Иванина,
сделанный в 1842 г. в Генеральном штабе российской армии на
тему: “О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и среднеазиатских
народов при Чингисхане и Тамерлане” (был издан только через
33 года в Санкт-Петербурге для соответствующих органов в количестве
300 экземпляров и хранился в строгой секретности) пишет, что
во вновь обнаруженной дополнительной части этого доклада приводится
совершенно иная трактовка отрарских событий. По мнению М.И.Иванина,
уничтожение каравана было хорошо продуманным провокационным
ходом самого Чингисхана с целью развязывания войны с Мухаммед-шахом
Хорезмским. “Что касается жестоких мер, предпринятых по отношению
к дипломатической миссии Чингисхана, то действительно при
въезде в Отрар через пограничный форпост весь имеющийся товар
“стражниками крепости” был конфискован, а проявивших неповиновение,
в том числе и посла Чингисхана, подвергли уничтожению. Эта
коварная и жестокая расправа с караваном была запланирована
и исполнена военной разведкой Чингисхана. Правитель Отрара
Каирхан не совершал этого преступления. Летописцы характеризуют
Каирхана как яркую, неординарную личность, способную зажечь
собственным патриотизмом народ”.
А ученый Муртаза Булутай, прекрасно владеющий десятью иностранными
языками и проведший значительную часть своих исследований
в крупнейших архивах Европы и Азии, обнаружил в Исламской
энциклопедии, изданной в Турции, новые факты относительно
Каирхана. Энциклопедия отмечает, что неизвестный автор еще
в 1240 году подтвердил, что убийство купцов было совершено
не Каирханом. Известный путешественник Ибн-Батутта, вернувшийся
в Отрар через 100 лет после тех трагических событий, в 3 томе
своих трудов пишет, что подобную версию он слышал из уст местных
жителей. Это подтверждается и ныне живущей в Отраре легендой
о том, что в гибели каравана послов Чингисхана вины Каирхана
нет.
Каждый исследователь имеет право критически относиться к
тем или иным, пусть даже устоявшимся, концепциям и выдвигать
собственные суждения. Главное в том, чтобы новая точка зрения,
основанная на научных изысканиях, была убедительнее прежней,
тем более если мнение ученого не противоречит строго установленным
фактам. К тому же с течением времени выясняется, что при вдумчивой
проверке выводов и аргументов некоторые из уже ставших привычными
вызывают сомнение или попросту устаревают.
Айтматов: Да, это вполне соответствует логике жестокого монгольского
поработителя. Для любого правителя на месте Каирхана было
бы безумием открыто бросить такой вызов тирану-завоевателю
и обречь свой народ на погибель. Наоборот, все факты говорят
о том, что Чингисхан, использовавший в своей военной тактике
шпионов-разведчиков, мог сам коварно и вероломно, руками своих
же людей, истребить посланный караван, чтобы развязать войну
против Хорезма и, обвинив в этом Мухаммед-шаха или его отрарского
наместника Каирхана, оправдать свое нашествие в глазах мусульманского
мира. И эта точка зрения, на мой взгляд, более правдоподобна.
Шаханов: Ко всему вызывает недоумение то, что наши отдельные
борзописцы, несмотря на все зафиксированные историей факты
кровавого покорения Чингисханом Азиатского региона, умудряются
представить его вдохновителем и организатором национально-освободительной
борьбы на земле тюрков. Конечно, история строится на причинно-следственных
связях, но при этом нельзя забывать главную, именно завоевательную
суть чингисхановых походов и делать свои эмоциональные выводы
и догадки на отдельных исторических штрихах.
Айтматов: К великому сожалению, в наше время в разных странах
возрождается культ насилия, зловещие тираны прошлого возводятся
на пьедестал величия, их имена открыто восславляются и превозносятся
до высоты национальных героев, исторической гордости народов,
в их честь воздвигаются памятники и целые музеи. Это крайне
опасная, не менее разрушительная тенденция, причем широко
тиражируемая печатными и электронными СМИ. По телевидению
денно и нощно демонстрируются фильмы о зверских убийствах,
страшных садистских преступлениях человекопотрошителей. Наблюдается
всемерное насаждение грубой силы, пропаганда организаций фашистского
и иного экстремистского толка. Именно такие обстоятельства,
по моему мнению, способствовали возникновению в России движения
фашиствующих молодчиков-скинхедов, а также позволили во Франции
Ле Пену, лидеру ультраправых, победить в первом и выйти во
второй тур президентских выборов. Эти и другие примеры, имеющие
место в разных уголках нашей планеты, серьезно тревожат мировую
общественность. И если сегодня мы не дадим должного отпора,
то человеконенавистническая идеология вполне объективно может
востребовать новых тиранов и злых гениев, способных уничтожить
на земле разумное.
Шаханов: Вся проблема кроется в безрассудстве пропагандистских
акций, которые разрушают дух и разум людей, вводят их в трагическое
заблуждение. Ведь не только у нас в Казахстане имеются рестораны,
кафе, ночные клубы, носящие имя Чингисхана, выпускаются товары
народного потребления с чингисхановской символикой. Кстати,
наш с вами общий друг Фридрих Хитцер был крайне удивлен, купив
в Алматы пачку сигарет со следующим текстом на казахском и
русском языках: “Эти уникальные сигареты высшего качества,
обладающие превосходным вкусом, сделаны из элитных сортов
табака для свободных и гордых людей, живущих в Казахстане,
- потомков Великой империи Чингисхана, простиравшейся от Черного
моря до Тихого океана”. Сигареты выпускаются фирмой, расположенной
в областном центре древней отрарской земли (!), обращенной
когда-то полчищами Чингисхана в пепел и прах. Когда я в газетной
публикации обратил внимание на данный и ему подобные факты,
то отклика со стороны руководителей соответствующих инстанций
так и не последовало. В какой-то степени это один из признаков
духовной деградации нашего общества.
Айтматов: Здесь очень важно, чтобы мы на пороге нового тысячелетия
серьезно задумались касательно добра и зла, осознали необходимость
нравственной оценки места и роли некоторых исторических личностей.
Неспроста нас обоих затронула проблема тирании. В этом плане
мне глубоко импонирует главный философско-художественный лейтмотив
твоего романа - призыв к обузданию культа силы, злой личности,
к нравственному самоочищению народов, которые породили тирана,
пренебрегшего чужой болью; и пока они не поднимутся на должную
высоту нравственного самосознания, не примут покаяния за былые
грехи перед другими, будут опасны.
Шаханов: Я рад за своего друга, первого монгольского космонавта
Гуррагчу, который на встрече с моими земляками в районном
центре Отрара нашел в себе нравственное мужество попросить
у собравшихся прощение за зло, совершенное когда-то его предками
против отрарцев. Хотя как человек он не причастен к той страшной
трагедии, это воистину подлинный поступок нравственного самоочищения.
И пока есть такие люди и будут рождаться их достойные последователи,
остается надежда, что не все еще потеряно.
|