Рыцарь виртуального танца
Мира Мустафина
Алматинцы стали свидетелями небывалого представления.
И устроили сие столпотворение хореограф из далекой Великобритании
Уэйн МакГрегор и его театр современного танца “Рандом”.
Наверное, такой авангардной и изобретательной хореографии,
основанной на использовании
компьютерных технологий, оригинальной музыки и элементов дизайна,
сцена Академического театра оперы и балета имени Абая еще
не знала. Впрочем, приезд к нам столь легендарного коллектива
еще раз подтвердил неплохую репутацию отечественного фестиваля
современного танца “Кызгылт Жал”. Основным спонсором этого
праздника был “ЭксонМобил”.
Выступление “Рандома” было одним из самых ярких в программе
фестиваля. Чтобы ощутить весь объем, значимость, характер
и суть постановки Уэйна, необходимо было увидеть его представление.
Пересказать “Трилогию” (“Вода”, “Воздух”, “Огонь”, “Земля”)
невозможно.
- Уэйн, есть ли видеоверсия вашей “Трилогии”?
- Видеоверсии пока нет и вряд ли в ближайшее время будет.
Основная причина - и она вам покажется банальной - видео не
сможет должным образом передать все то, что происходит на
сцене. Я в этом уверен, потому что было несколько съемок,
организованных ВВС, и результат получился не столь ошеломляющим.
Смысл “Трилогии” подрастерялся. Для моей постановки очень
важны свет и звук, они являются частью хореографической задумки
и несут немаловажную смысловую нагрузку.
- Какой замысел постановки? “Трилогия” состоит из названий
стихий и сразу же настраивает зрителя на какой-то философский
лад...
- Все мои постановки отражают мою жизнь, мое отношение к
ней. Попытался создать реальную иллюзию трех измерений. Слышите
словосочетания: реальность и иллюзия? Так вот, они основаны
на проектировании освещения в физическом языке танца.
Неудовлетворенная и где-то разочарованная ответом МакГрегора,
я и не подозревала, что спустя несколько часов воочию увижу
и почувствую слова хореографа. Действительно, “Трилогия” не
может быть и просто невозможна в видеоверсии.
Постановка Уэйна включает в себя три совершенно непохожих
и поставленных в разное время хореографических произведений
(1997-й, 1998-й и 2000 годы), в основе которых элементы человеческого
бытия - вода, огонь, земля, воздух. Виртуальные фигуры, танцоры,
красный цвет, колыхающиеся нейлоновые штрихи - это все проецируется
на специальный экран цифровым изображением. А сквозь него
- развитие и кульминация танца.
Темный зал театра оперы и балета. Странная тишина, и только
живые виртуальные человечки несут свое искусство, словно в
контакте с другими космическими мирами. Первые 30 минут очень
сложны для восприятия. На сцене творится некий авангардизм,
фееричность и разорванные па. Хочется встать и уйти, потому
что нервирует хаотичность, спонтанность и тяжелая танцевальная
музыка, которая напоминает поездку в электричке. Немного терпения
- и наступает прозрение. Зритель буквально погружается в мир
бесконечно ярких красок, и каждый “рвущийся” элемент, жест,
прыжок, наклон, фигура отработаны и ошеломляют своим автоматизмом.
- Есть ли во время выступления момент импровизации?
- Нет, импровизацию не приемлю. В этой постановке нужна четкая
дисциплина, все отработано, и каждый танцор знает, что он
делает в данную минуту. Это не значит, что я не приемлю творческого
“я”. Я просто делаю вызов классическому языку танца. Весь
хореографический язык постановки меняется с музыкой. Я доказываю
всем, что тело и душа могут существовать вместе и достичь
гармонии.
- А как же вы объясните присутствие компьютерных технологий
на сцене?
- Именно они и дали мне возможность и стимулировали меня на
выдумку. Я добивался футуристического впечатления от хореографии
и дизайна.
Уэйн МакГрегор прав: впечатление такое, что артисты как будто
стремятся разорвать границы танца. Скорость, гипнотическая
артикуляция все чаще и чаще наводят на мысль, что исследование
технологии человеческого тела под силу всем.
Вот в таком полете и мироощущении прошло беспрерывно 70-минутное
выступление британского коллектива.
Замечу, что наш зритель, присутствовавший на представлении
“Рандома”, пребывал в некоем оцепенении. То, что привезли
французы и турецкие коллективы, нам было знакомо. А британцы
удивили. Кто-то молчал, был слышен шепоток консерваторов и
их скепсис и возмущение: “всякие тут понаехали, классику давай”.
- Уэйн, во время вашего выступления я слышала крайнюю реакцию.
Мы-то, в общем, выросли и воспитаны на классической балетной
школе. Вы не боитесь, что мы вас не приемлем?
- Для меня не существует крайней реакции. Любая реакция -
это хорошо: будь то положительная или негативная... Самое
страшное - равнодушие. Вы не думайте, что только у вас такой
скептицизм и негативное отношение к моему творчеству. Это
происходит в любой стране. Если выйдут 10 человек, 20 все
равно останутся. Вот вы же остались на первые 40 минут, и,
значит, увидели последние 30 минут. На мой взгляд, в этих
последних минутах и суть, и кульминация. И поэтому я назвал
ее “классической”.
- Любому ли желающему можно попасть в ваш коллектив?
- Национальность и хореографическая школа для меня не имеют
значения. Я знаю, что бывшие советские теперь уже страны готовят
танцоров по классической балетной школе. Русская хореографическая
школа ценится во всем мире. Этого у вас не отнять. Всего в
моей труппе 18 человек в возрасте от 24 до 32 лет. В Алматы
приехали всего 8 человек. Труппу набрал около 10 лет назад
и с тех пор состав ни разу не менял. Все, что мне нужно от
танцора, - это длинные руки, ноги и хорошая голова.
- Уэйн, ваш проект некоммерческий. О размере гонораров вы
не говорите. На что же живет ваш театр?
- Все, что я делаю, поддерживается художественным советом
и советом культуры Великобритании. Это государственные организации,
выделяющие постоянный бюджет для моего театра для “развития
нового современного искусства танца”, а Британский совет выделяет
денежные субсидии для гастролей за пределами страны. Вы, наверное,
спросите, почему так поставлен вопрос? Дело в том, что мой
театр современного танца “Рандом” постоянно на гастролях,
и наша основная цель - знакомить весь мир с современной хореографической
эстетикой Великобритании. Мы в своем роде пропагандисты и
носители культуры старой консервативной Британии. В этом ли
парадокс - консерваторы ли мы?
|