21 июня 2002
№25 (213)
Разделы
     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ

Андрей Губенко
В Казахстане человек, руководящий нефтяной отраслью, - фигура знаковая. Многое ли могло измениться в той самой отрасли за считанные месяцы, что компанию “КазМунайГаз”, созданную на базе упраздненного “Казахойла”, возглавил Ляззат Киинов? Как продемонстрировали последние события - многое. “КазМунайГаз” последовательно отказался от трех пышных проектов “Казахойла”, на которые делало ставку прежнее руководство. Казахстан решил продать свою долю в Херсонском нефтеперерабатывающем заводе, не занимать деньги на “крутую” реконструкцию Атырауского нефтеперерабатывающего завода, а также не строить газопровод в Астану. Новая экономическая политика в нефтегазовой отрасли? Ревизия инициатив своего предшественника? Скорее новый, более государственный и просто более прагматичный подход к делу
Ничего, кроме одобрения, этот подход вызвать не может. Впрочем, наша газета, например, уже давно, еще в пору их зарождения, высказывала сомнения в оправданности этих проектов. Взять хотя бы историю с ХНПЗ - самое, пожалуй, экзотическое предприятие “Казахойла”, грозно названное началом экономической экспансии Казахстана на Запад.
На самом же деле ничего, кроме политического промоушна и возможности применять какие-то многоэтажные и весьма сомнительные схемы, украинский динозавр (с 1976 года производственные мощности завода практически не реконструировались) не давал.
“Этот проект оказался экономически невыгодным, - заявил Ляззат Киинов на минувшей неделе. - Чтобы проект был эффективным, нужно вложить около 250 миллионов долларов. Если бы мы имели такие средства, то лучше было бы их вложить в реконструкцию Атырауского НПЗ”. Кроме того, пакет, которым владеет Казахстан, “не позволяет влиять на ход развития завода”. И наконец, “КазМунайГаз” вынужден поставлять в Херсон для загрузки завода 1,8 миллиона тонн нефти по низким ценам, из-за чего несет огромные убытки.
Нас всегда удивляло (и мы об этом не раз писали!), какую выгоду для Казахстана может нести проект, оператором которого является российская компания, следовательно, она “рулит” финансовыми потоками, ведет инвестиционную политику, а Казахстану уготована лишь роль поставщика сырья на завод, причем по цене, Казахстану невыгодной? О чьих интересах здесь можно вести речь?
Еще один многострадальный проект - реконструкция АНПЗ. Завод, построенный в первой половине прошлого века, давно нуждался в серьезной модернизации. С тех пор как АНПЗ перешел во владение “Казахойла”, активно велись поиски инвесторов. Наконец в августе 2000 года инвесторов - в лице японцев - нашли. Предварительная бюджетная стоимость проекта составила более 300 миллионов долларов.
Финансирование планировалось осуществлять в основном за счет кредитной линии Японского банка международного сотрудничества - 200 миллионов долларов. Еще 40 миллионов должны были быть профинансированы компанией “Марубени Корпорейшн”, остальные - ННК “Казахойл”. Проект был близок к осуществлению, и даже в республиканский бюджет на 2001 год была включена государственная гарантия правительства Казахстана.
И тем не менее “КазМунайГаз” намерен теперь отказаться от привлечения каких бы то ни было кредитов для реконструкции Атырауского нефтеперерабатывающего завода. “Проект был не совсем корректно просчитан, - заявил президент компании Ляззат Киинов. - Завод не сможет вернуть кредиты”.
Японцев можно понять. Свои деньги (с процентами, разумеется) они получат назад в любом случае - кредит-то планировался под правительственную гарантию. А вот наши “попадают”. Сегодня возводить в довольно малонаселенном пустынном районе, каким является Западный Казахстан, крупный ультрасовременный завод - нерационально.
Местный рынок освоить его продукцию все равно не в силах, рассчитывать на экспорт наивно; зарубежные рынки рады только нашему мазуту. К тому же казахстанский бензин, даже если он будет высочайшего качества, не сертифицирован для продажи в Европе. А это означает, что деньги, вложенные в реконструкцию АНПЗ, не вернулись бы никогда.
Так что отказ “КазМунайГаза” от проекта благоразумен. По уму завод, конечно, вообще надо было бы закрыть. Но это нецелесообразно по ряду соображений неэкономического характера - завод социально важен для города Атырау и всего региона. Отсюда едва ли не единственный выход, к которому и склоняется руководство “КазМунайГаза” - произвести на собственные деньги реконструкцию, незначительную, но достаточную для того, чтобы превратить АНПЗ в компактный и достаточно современный заводик, который смог бы обеспечить ГСМ Западный Казахстан. А больше и не надо.
Вообще прагматичность не следует путать с циничностью. Прагматик никогда не пренебрегает неэкономическими ценностями. Вот и третий проект “Казахойла”, забракованный новым руководством - строительство газопровода в Астану из Западного Казахстана, - не удовлетворителен еще и потому, что не учитывает социальных последствий. Фактически вся угольная промышленность страны, сосредоточенная, как известно, в Северном и Центральном Казахстане, в этом случае сильно пострадает, сотни тысяч шахтеров останутся без работы, а их семьи - без средств к существованию.
Что и говорить - дорогая цена за “дешевое” голубое топливо. Если добавить к тому же, что не самый богатый северный регион вряд ли сможет собрать средства, дабы окупить вложенные инвестиции, решение отказаться на ближайшие годы от газификации Астаны выглядит вполне логичным.
Наверное, такой взвешенный, комплексный подход и требуется в руководстве отрасли, от развития которой в наибольшей степени зависит будущее республики. И прежний “Казахойл”, и нынешний “КазМунайГаз” - обе по определению компании национальные, государственные. Но если “Казахойл” больше был озабочен собственным имиджем (чем еще объяснить выпуск еврооблигаций, как не стремлением к саморекламе; ведь версия, что богатейшая компания страны нуждается в заемных средствах, малоубедительна), то руководство “КазМунайГаза” больше заботится о том, чтобы быть, а не казаться. Национальной компанией - не номинально, а по существу.
И очень хочется надеяться, что “КазМунайГазу” удастся разорвать многолетний порочный круг. Преодолеть болезнь, которой страдают практически все наши нацкомпании, строящие свою политику на сомнительном политиканстве. Когда деньги, оставленные компании по разрешению правительства для обновления ее основных фондов и новых инвестиционных проектов, вкладываются в небоскребы в Астане, дома отдыха в Карловых Варах, шумные тои и феерические презентации, а также неокупаемые проекты. Деньги, заметим, принадлежащие не частной компании, а государству. То есть нам с вами. Когда за фейерверками и красивыми проектами скрываются банальные экономические провалы. А может, что и похуже.


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии