ЗАКОН ДЛЯ ПАРТИЙ
Талгат Калиев
Давно не наблюдавшийся в парламенте накал страстей вызвали на этой неделе два законопроекта, призванные четко очертить правовое поле для политических партий. Дошло до аналогий с костями и собаками
Разнояйцевые близнецы
Оба законопроекта носят название “О политических партиях”, с той лишь разницей, что первый инициирован группой депутатов-отановцев, второй - командой мажилисменов из альянса ДВК-коммунисты. Реальными же авторами второго документа являются члены партии “Ак жол”. Разумеется, отличаются и принципиальные позиции документов.
Практически нет разницы в позициях разработчиков по поводу самого определения термина “политическая партия”, недопустимости создания таковой на религиозной, этнической и расовой основе, а также в вопросе запрета на членство в ней иностранных граждан и финансирования извне. Разногласия возникли по вопросу количества обязательных членов.
В первом варианте предполагается, что для регистрации партии необходимо завлечь в ее ряды не менее 0,7 процента избирателей, с филиалами партии во всех областях и городах Астана и Алматы, численностью не менее 700 человек.
Оппоненты же предлагают снизить обязательный количественный ценз до трех тысяч человек, ограничившись наличием филиалов в двух третях областей республики.
В необходимости принятия именно их варианта закона убеждены обе стороны. Более того, представители всех задействованных в обсуждении партий уверяют, что без труда смогут набрать требуемое количество сторонников, но, тем не менее, противодействие законопроекту ощущается сильное.
Отановцы наверняка уверены в поддержке со стороны местных исполнительных органов, опирающаяся на промышленные круги Гражданская партия, скорее всего, тоже сможет найти последователей в среде работников этих предприятий, для аграрников активизировать массы крестьян тоже труда не составит. Коммунисты и сегодня являются достаточно многочисленной силой, хотя в их рядах четко определился раскол между верным принципам марксизма-ленинизма Валерьяном Земляновым и вступившим в альянс с капиталистами из ДВК Серикболсыном Абдильдиным.
В то же время практически все признают, что сегодня политические партии не то в силу слабой финансовой базы, не то в силу аполитичности масс, а может быть, и ввиду отсутствия подобной цели вообще не ведут активной работы в регионах, ограничиваясь лишь предвыборными кампаниями и публичными выступлениями отдельных лидеров.
Четкая же регламентация количества, по мнению разработчиков, должна привести к активизации работы партий в регионах и их участию в жизни государства.
Шоу в парламенте
Именно так охарактеризовал мажилисмен Шаймерден Оразалинов сорванную коллегами попытку обсуждения законопроекта на пленарном заседании палаты.
Причиной срыва послужил факт раздачи депутатам законопроекта за два дня до заседания, не за десять, как этого требует регламент. Обсуждению не собственно законопроекта, а целесообразности его рассмотрения депутаты посвятили половину пленарного заседания, в итоге отложив документ до следующей среды. Одновременно с этим было решено рассмотреть назавтра второй, акжоловский вариант закона.
Причем накал страстей во время обсуждения порой достигал уровня взаимных оскорблений, что в нашем весьма выдержанном и по-степному дипломатичном парламенте - редкость невиданная.
Между тем именно законопроект о партиях был определен президентом в числе приоритетных, что раньше для депутатов всегда служило весомым для голосования аргументом. Происшедший же инцидент свидетельствует о явном появлении в депутатской среде неких сил, способных организовать блокирование или же, наоборот, принятие требуемого решения. Одновременно с этим можно говорить о явном интересе самих депутатов к этому законопроекту, поскольку на кону стоят политические перспективы любого из присутствовавших на заседании мажилисменов.
Однако вчера общим голосованием было принято решение приступить к рассмотрению первого законопроекта и после недолгих прений начать постатейное обсуждение. В связи с чем сомнений в благополучном принятии этого законопроекта не осталось даже у скептиков.
Астана
|
|
|
|