21 июня 2002
№25 (213)
Разделы
     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
    Мир  

“Политический ислам” в странах Центральной Азии

Гаухар Бекетова

Феномен “исламской угрозы”, особенно после событий 11 сентября в Нью-Йорке, перерос в так называемую исламофобию. Ислам в массовом сознании стал восприниматься как некий левиафан, несущий зло и разрушения. В политике же появился еще один стандарт с “двойным дном”, когда под призыв к борьбе с терроризмом и экстремизмом можно “подогнать” любые военные или радикальные методы и действия.

Возрождение ислама в постсоветских государствах
Процессы, протекающие в Центрально-Азиатском и Северокавказском регионах, продемонстрировали, что ислам стал поводом социально-политической напряженности. Стремления властей решить проблемы, связанные с политизацией ислама, повлекли за собой не только усугубление внутриполитической обстановки в этих странах, но и привели к военным конфликтам, таким как гражданская война в Таджикистане, чеченские войны в России, баткенские события в Кыргызстане.

Тенденция вмешательства религии в политику государств имеет ряд объективных причин.

Во-первых, духовный и идеологический вакуум, образовавшийся после краха СССР.

Во-вторых, установление авторитарных режимов в государствах региона, которое привело к появлению альтернативных политических устройств, таких как “исламский халифат”.

В-третьих, заинтересованность развитых государств, в том числе и государств исламского мира, в получении доступа к природным ресурсам Центрально-Азиатского региона и дестабилизации внутриполитической ситуации с целью установления своего идеологического, политического и экономического влияния.

Это далеко не полный “список” факторов, повлиявших на процесс политизации ислама. Но даже исходя из них можно сделать вывод, что политизация ислама характеризуется по меньшей мере двумя синхронно протекающими процессами: ренессансом ислама как религии и применением религиозной идеологии, всевозможными экстремистскими, террористическими и сепаратистскими движениями и группами в борьбе за власть.

Таджикистан
Наиболее напряженный характер процесс исламского возрождения и политизации получил в Таджикистане, вылившийся в продолжительную гражданскую войну.

Социальной базой для политизированного ислама в Таджикистане стали местные элиты, которые после обретения независимости не вошли во властные структуры. Представители противоборствующих групп искали содействия у исламского духовенства, обладающего влиятельным политическим весом в стране. Более того, у исламистов появились подходящие авторитетные лидеры, которые смогли обеспечить превращение ислама в солидную политическую силу.
Отличительной чертой политического ислама в Таджикистане стало формирование и функционирование политических организаций на религиозной почве, таких как Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), а затем Объединенной таджикской оппозиции (ОТО). Итогом процесса политизации ислама в Таджикистане стало создание правительства национального согласия, в которое вошли лидеры ОТО. Таким образом, Таджикистан стал единственной страной на постсоветском пространстве, в которой религиозные организации легитимно вошли в государственные органы власти.

В настоящий период в стране идет ослабление позиций исламских политических объединений.

“На сегодняшний день уже больше половины представителей ОТО смещены с занимаемых должностей. Правительство не выполнило требования подписанного протокола по политическим вопросам. ОТО была поставлена перед фактом: вести боевые действия и настаивать на вхождении во власть или отказаться от положенной ей квоты ради сохранения мира. Выбор был сделан в пользу мирного процесса”, - комментирует господин Кабири. Данные уступки показали, что даже лидеры оппозиции в данный момент признали, что построение исламского государства в Таджикистане в данной ситуации невозможно, хотя ими не отрицается то, что все эти моменты являются факторами напряженности и дестабилизации.

Узбекистан
В Узбекистане роль ислама в обществе повысилась с начала обретения независимости. В этот период Узбекистан охватила идея “религиозного возрождения” и построения исламского государства. В отличие от других государств Центральной Азии ислам в Узбекистане носил более фундаментальный характер. Это проявлялось в массовых выступлениях общества под эгидой “чистоты ислама” и других религиозных лозунгов. Что дало стимул для возникновения и активизации автономного мусульманского духовенства, многочисленных исламских организаций и движений экстремистского характера (таких как военизированная организация “Адолат”, религиозно-политическая партия “Хизб-ут-Тахрир ал-ислами”).

Однако после известных взрывов в Ташкенте власти, почувствовав угрозу развития религиозного фундаментализма, пошли на свертывание политического поощрения ислама и на введение репрессивных мер по отношению к исламским организациям, а проблема “опасности религиозного экстремизма” для Узбекистана стала одной из основных во внутренней и внешней политике страны.

Кыргызстан
События в Баткене 1999 года развеяли миф о высокой степени общественно-политической стабильности в этом государстве и отсутствии политического ислама экстремистского толка.

“Относительно новое явление для Кыргызстана - религиозные радикалы 90-х годов. В Кыргызстане представлен почти весь спектр исламских организаций Центральной Азии. Немаловажным является также то, что, согласно данным госкомиссии по делам религий, 80% населения Кыргызстана - приверженцы ислама”, - говорит Вячеслав Хамисов, ученый секретарь МИСИ, Кыргызстан.

Особенность Кыргызстана состоит в том, что эта страна находится на стыке как территориальных районов (близость юга Кыргызстана - Ош, Джелал-Абад - с узбекскими городами Ферганой, Наманганом, Кокандом и таджикским Ходжентом), так и идеологических зон политизированного и радикального ислама.

Кроме того, у Кыргызстана существуют противоречия по поводу приграничных территорий с Таджикистаном и Узбекистаном, где проживает большое количество этнических узбеков и таджиков, а это, в свою очередь, повышает уровень сепаратизма и на его основе политического экстремизма.

Таким образом, основным проблемным регионом является именно юг Кыргызстана - Джелал-Абадская и Ошская области. Однако это не говорит о том, что экстремистские тенденции не будут продвигаться на север.

Алматы - Душанбе - Алматы

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии