Откровение пианиста
Досье “НП”
Винченцо Бальцани. Профессор Миланской консерватории имени
Джузеппе Верди,
лауреат международных конкурсов, пианист с мировым именем.
Ученик Альберто Моцатти.
В 14 лет юный Винченцо побеждает на престижном конкурсе La
spezia. В это же время начинает свою исполнительскую карьеру.
16 лет - приз за лучшее исполнение произведений Листа на конкурсе
Марии Каллас в Барселоне. 19 лет - вторая премия на конкурсе
“Поццоли” в Сереньо; первая премия Сitta di Triviso; первая
премия на конкурсе имени Виотти в Верчелли. За время своей
карьеры Бальцани дал более 900 концертов, играя на известных
концертных площадках мира и в престижных театрах, таких как
Ла Скала, Сан Карло, Петруццели, Регио в Турине и “Олимпико”.
Винченцо Бальцани не только всемирно известный пианист, но
и педагог. Преподавательской деятельностью занимается с 1973
года.
Программу?
- Конечно. Для меня очень важно не только то, что я буду играть,
но и то, зачем все это делаю. Мне нужно найти смысл. Еще важно,
о чем буду говорить со слушателями? Какую пищу для вашей души
и своей приготовлю? Удастся ли достойно транслировать великих
авторов? К вам привез произведения итальянских композиторов
- Скарлатти “Три сонаты”, Клементи “Соната №2”, Россини -
три отрывка из “Сожалений старости”. Ну что это я перечисляю,
вы же были на концерте, вы слышали, чувствовали?
- Да. Впечатляет сложность программы.
- Я всегда предпочитаю играть сложную и объемную программу.
Это еще дело молодости, когда я постоянно стремился охватить
все. Вообще-то для крупных и малых неизвестных произведений
нужна особая, я бы сказал, исполнительская отвага. Кстати,
отвага нужна и от слушателя. Обычно в моих концертах много
пауз, чтобы внимание зрителя отдохнуло и через минуту опять
пошло со мной в гору. Это я так образно говорю, а на самом
деле удачный концерт тот, где слушатель и исполнитель “работают”
вместе.
- Есть ли у вас любимые фортепианные авторы?
- Каждые 10 лет я меняю свои вкусы и предпочтения. Сейчас
привлекает немецкая музыка первой половины 19-го века, люблю
Листа. И вообще самый мой первый концерт в 10 лет начался
с этого композитора. Русские композиторы Чайковский, Прокофьев,
Стравинский, Скрябин привлекают меня особой остротой и умелостью
чувствовать природу и сущность фортепиано как инструмента.
Шопен и Рахманинов, их фортепианная фактура - предел совершенства.
К сожалению, казахстанских композиторов еще не знаю, не знаком.
Надеюсь, открытия у меня впереди.
- Где же публика особо внимательная?
- В Японии. Наверное, потому, что японцы сейчас в лучшем положении,
чем вы. У них действительно открыты двери всему западному
искусству. Они очень много ездят по миру, и если взять любой
европейский музей, то самый постоянный посетитель - японец.
Я ехал к вам и не строил никаких планов, думал: придет слушатель
- хорошо, будут аплодировать - отлично.
- Винченцо, откуда такой скептицизм к нам?
- Извините, если обидел. Когда мне предложили к вам приехать,
я сразу же взялся за карту. Любопытен от природы, да и в Азии
я не был, если не считать Корею. На карте нашел Алматы и увидел
коричневую полоску - обозначение гор. Очень даже интересно,
подумал я, тем более горы меня всегда привлекали. Собрал тут
же свой чемодан.
- Господин Бальцани, вы - всемирно известный. Гонорары у вас
высокие, а тут частное приглашение Жанар Сулеймановой и нашей
небогатой филармонии...
- Гонорар у меня небольшой. В этом случае дело не в нем, а
в том, что я сделал шаг к знакомству с вашими музыкальными
традициями. Это важно для любого профессионального пианиста
- расширение кругозора. Когда я впервые услышал Жанар Сулейманову,
я восхитился ее пианистической школой, техникой. Ваша школа
- лучшая в мире русская школа. Но еще важнее кругозор, общение
и обмен. Парадоксальная ситуация: как каждый пианист индивидуален,
так и культура индивидуальна. И несмотря на общение, вам нельзя
терять свое лицо. И еще я восхищен подготовкой музыкантов
в вашей стране. Повторяю, это влияние русской школы.
- Может ли великий пианист Винченцо Бальцани обойтись без
спонсоров у себя в Италии?
- Нет. В Италии всю культуру поддерживают меценаты. Тем более
классическое направление, которое не дает никаких доходов.
Помогать музыкантам у нас престижно. Что бы я делал без спонсоров
- ни один мой конкурс не состоялся бы! Я ведь патронирую три
профессиональных конкурса - скрипачей, вокалистов, пианистов.
Так что я к вам приехал не только себя показать, но и за юными
казахстанскими дарованиями.
|