Из детского сада - в большое будущее
Людмила Тимофеева,
методист детского сада “Березка”
Так случилось, что за последние десять лет детский сад
для многих родителей стал большой роскошью. Это и неудивительно.
Во-первых, количество дошкольных учреждений сократилось в
десятки раз. Во-вторых, в детских садах, что “выжили”, оплата
за посещение для многих просто неподъемна, особенно, если
в семье несколько детей. Если в 1991 году детские сады и ясли
посещали 45 процентов детей, то в 1997 - 11 процентов. В 2001
году из полутора миллионов детей до семи лет дошкольные учреждения
посещают 135 тысяч малышей. Хорошо это или плохо, где ребенку
лучше - в семье или в детском саду?
Я, как педагог с большим опытом, против того, чтобы ребенка
отдавали в детский сад, потому что лучшего воспитания, чем
заботливая мама никто ребенку не даст. При
условии, если она по-настоящему будет заниматься ребенком.
А вот если судить по тому, какое у нас сейчас “больное” общество
и какие занятые, а порой и безответственные родители, то,
конечно, малышу внимания будут больше оказывать в детском
саду, нежели дома.
Конечно, можно нанять малышу няню, это сейчас даже стало модно
и престижно. Но, на мой взгляд, это не выход. К сожалению,
сейчас работают нянями зачастую женщины отнюдь не от великой
любви к детям, а от безвыходности. А как можно доверить ребенка
неизвестно кому? Некоторые дети после общения с подобными
нянями приобретают нервные болезни и комплексы. Нельзя перекладывать
родительский долг на женщину с улицы. В таком случае, лучше
отдать свое чадо в детский сад.
Хотя сегодня далеко не все родители могут позволить себе даже
обычный бюджетный детский сад. У многих семей не хватает денег
на элементарное, не говоря уже об услугах детсада. В некоторых
дошкольных учреждениях стоимость посещения за один месяц достигает
200-250 долларов. Впрочем, можно найти и подешевле - за пять
тысяч тенге в месяц. К примеру, наш детский сад считается
коммерческим и родители платят семнадцать тысяч тенге.
Развитие детей, которые посещают детсады и тех, которые остаются
дома, резко отличается. Ребенок, с которым занимаются педагоги
развивается гармонично. Он знает и грамматику, и счет, умеет
составлять кроссворды, решать их, разгадывает ребусы и все
время пополняет свои знания. С малышами уже в этом возрасте
говорят о профессиях, что позволяет им с раннего детства отдавать
предпочтение определенной специальности.
Каждый детский сад ищет свои пути комплексного, эффективного
развития детей. В домашних условиях эта задача практически
невыполнима. К примеру, в нашем детском саду старшая группа
занимается по прогрессивной методике Зайцева, которая очень
хорошо влияет на умственный рост малышей. Она прежде всего
учит логично и свободно мыслить. В Алматы уже несколько садов
занимаются по этой системе. Методика ненавязчивая, очень занимательная,
поскольку знания даются в виде игры. Дети с удовольствием
приходят на занятия. Игра стимулирует малышей быть первыми
во всем, и каждый ребенок стремится получить больше знаний,
чем другой. Дети учатся конкурировать, быть лидерами. Возможно
ли это дома, когда ребенок играет сам с собой?
Большую роль в развитии ребенка играет общение со взрослыми
и сверстниками. Каждое занятие в детском саду - это большой
объем информации. Самое главное научить детей учиться, чтобы
все приобретенные знания были осознанными, чтобы они могли
анализировать какие-либо ситуации, мыслить. Дети, которые
растут во дворах, зачастую лишены всего этого. Они не коммуникабельны,
отстают в развитии от тех малышей, которые ходят в детский
сад. Все это порождает множество комплексов, которые грозят
тем, что у детей может не быть стабильного, перспективного
будущего.
|