31 мая 2002
№22 (210)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     События  

СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ ТАМОЖНИ

Аврора Крейсер

В борьбу с коррупцией на таможне, столь претенциозно анонсированную министром госдоходов Зейнуллой Какимжановым в конце прошлого года, включается все больше действующих лиц. Вот только представления о том, как должна выглядеть эта “борьба”, у общества и того ансамбля, которым дирижирует министр, мягко говоря, несколько разнятся

Новое действующее лицо, о котором идет речь, - транспортная прокуратура, в частности юго-восточная региональная транспортная прокуратура. Ее вклад в борьбу с коррупцией среди таможенников заключается в том, что она прекратила 6 из 7 уголовных дел, возбужденных Департаментом финансовой полиции на транспорте на таможне “Коргас” в отношении тамошних должностных лиц.
Об этом случае мы, кстати, писали ранее: напомним, речь идет о превышении должностных полномочий таможенниками, пропустившими без досмотра 19 автомашин с грузом из Китая в начале этого года. (Между прочим, в числе разного китайского добра там присутствовал и нелегально ввезенный автомат Калашникова китайского производства.)
Тогда расследование закончилось скандальным избиением таможенниками офицеров ДФП. И вот сейчас решение транспортной прокуратуры как нельзя лучше совпадает с интересами таможенников. Дела прекращены (хотя на момент их возбуждения у той же прокуратуры сомнений не возникало), и даже один из подследственных, арест которого был санкционирован самой прокуратурой, освобожден из-под стражи.
Мы сейчас не можем утверждать и даже подозревать в каких-то связях руководство МГД и транспортной прокуратуры. Повторим лишь ту мысль, которую озвучивали многократно: куратор таможни министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов располагает властью, финансовыми и административными ресурсами, которые далеко выходят за рамки его номинальных полномочий.
Не случайно он смог “уйти” формально совершенно не подвластного ему шефа Департамента финансовой полиции на транспорте полковника Шамшиденова и половину его подчиненных. Не случайно после того, как избиение таможенниками финполицейских на “Коргасе” стали расследовать “смежники” из параллельных силовых структур (в частности, КНБ); в итоге руководству страны была представлена достаточно подкорректированная версия случившегося, в которой не нашлось места самоуправству начальника таможенного поста и его угрозам с применением табельного оружия от имени министра госдоходов.
Впрочем, куда интересней “автомобильного скандала” выглядит “сахарный”. Полновесным скандалом он, правда, не стал - и опять благодаря юго-восточной региональной транспортной прокуратуре, прекратившей уголовное дело. А жаль, потому что таким образом серьезно пострадали интересы государства. Речь идет об уголовном деле, возбужденном по факту экономической контрабанды, совершенной руководителями ОАО “Алматы канты” (бывший Бурундайский сахарный завод).
В декабре 2000 года общество под видом “сахара-сырца” завезло в Казахстан более 250 вагонов “сахара белого”, всего около 15 тысяч тонн. Ввоз на нашу территорию практически готового продукта, а не сырца, неоднократно подтвердила центральная таможенная лаборатория ТК МГД РК, являющаяся государственным экспертным учреждением.
Расчет контрабандистов был в том, что при импорте сырья предоставляются льготы в виде освобождения от таможенных пошлин (20 процентов) и отсрочки от уплаты НДС.
Возбужденные уголовные дела по статье 209 УК РК (экономическая контрабанда) расследовались финансовыми полицейскими более трех месяцев и близились к завершению, когда события “вдруг” приняли “неожиданный” поворот. В апреле 2001 года юго-восточная региональная транспортная прокуратура отменила постановление о возбуждении уголовных дел “ в связи с отсутствием в деянии состава преступления”. И это после трехмесячного расследования, после постановки преступления на учет, после неоднократных изучений с дачей письменных показаний, когда имелись все предусмотренные законом возможности для возмещения причиненного государству ущерба!
А ущерб, надо полагать, был изрядный. По данным офицеров финансовой полиции, за годы своего существования, в период 1996-2000 годов, “Алматы канты” (контрольный пакет принадлежит английской фирме, зарегистрированной в Голландии) недоплатило в бюджет порядка 700 миллионов долларов в виде таможенных пошлин. Впрочем, мы не располагаем точной цифрой, но в любом случае сумма утаенных денег огромна, и, разумеется, этот многолетний подвох был бы невозможен без покровительства самых высоких чинов таможни.
Итак, что мы видим? Зейнулла Какимжанов “борется” с коррупцией в таможне, но когда финансовая полиция возбуждает уголовное дело, оно благополучно прекращается. Когда же кто-то, как бывший шеф ДФП на транспорте полковник Шамшиденов, возмущается подобным беспределом, ему просто затыкают рот.
К слову, увольнение его из рядов финансовой полиции было небезупречным и с формальной стороны: давление посредством телефонного права на судью, которая должна была рассматривать иск Шамшиденова; нарушение закона при увольнении (отсутствие регистрации заключения аттестационной комиссии).
Но дело, конечно, не в формальностях. Офицеры финансовой полиции, рассказавшие нам об этих случаях, не скрываются. То же самое в письменном виде они изложили в обращении на имя генерального прокурора. Мы же со своей стороны хотим добавить, что удивления заслуживает пассивность правоохранительных органов. Ведь согласно закону (Уголовно-процессуальному кодексу) любой сигнал о правонарушении должен быть ими тщательно изучен.
А здесь, к тому же, такой подходящий случай.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии