31 мая 2002
№22 (210)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ ИСХОД

Ольга МАЛАХОВА

В июне в Москве встретятся руководители оборонно-спортивных обществ стран СНГ. Бывшее ДОСААФ, как ни странно, почти во всех государствах сохранилось. Хотя, конечно, уже не в том виде, как в годы, когда эта общественная организация поставляла армии почти готовых к службе солдат и помогала тысячам юношей и девушек осваивать мирные профессии. У нас в Казахстане ДОСААФ уже несколько лет не существует

Вернее, исчезла знакомая многим аббревиатура. В начале девяностых годов в результате судебной тяжбы между ДОСААФ и Министерством обороны все имущество Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту разделили между двумя претендентами. Между тем во многих других странах оборонные ведомства на такую дележку не пошли, оставив все, как было.
Развод по-казахстански развалил мощную организованную систему, которая занималась и патриотической работой (без которой, как сейчас уже стало понятно, нельзя прожить не только при социализме, но и в рынке), и подготовкой молодых людей к службе в армии. Вместо нее появилось общество “Отан” (не путать с одноименной партией).
Когда-то в Алматинском аэроклубе учились казахстанские космонавты Талгат Мусабаев и Дмитрий Кондратьев, проходящий сейчас подготовку в Звездном городке. Выпускники-десантники казахстанских клубов участвовали в первой афганской войне, и многие уверены, что именно благодаря достаточно сильной подготовке остались живы.
Понятно, что “пришли иные времена”. В Астане на месте аэроклуба построили дипломатический городок. Занятия моделированием, парашютным и планерным спортом стали дорогим удовольствием. Час полета на спортивном самолете стоит от пятидесяти до ста долларов. Но немало среди молодых и не очень молодых людей желающих летать. И все больше появляется людей, готовых платить за возможность подняться в небо. Достаточно вспомнить и шумные скандалы с аварией вертолета, на борту которого были охотники высокого ранга, и восторги по поводу авиа-шоу под Алматы, и акции “Прыжок в ХХI век” в Астане.
Однако все это происходит не “благодаря”, а скорее вопреки тем условиям, в которых оказались современные Икары. Военные обеспокоены тем, что представители малой и сверхлегкой авиации летают, по их выражению, как саранча. То есть беспорядочно, без специально выделенных зон и согласований с соответствующими авиаведомствами. В России недавно создали так называемые зоны неконтролируемого воздушного пространства для полетов малой авиации. Там действуют федеральные правила, в соответствии с которыми разрешены полеты авиации общего назначения в специально выделенных районах.
У нас малую авиацию положили набок, государство никак не поддерживает эту отрасль (кроме разве в борьбе с саранчой), а запрет наложен. Смельчаки и фанаты, впрочем, вполне профессиональные, находятся на полулегальном положении, хотя совершают даже такие перелеты, как из Алматы в Канаду.
А принятие подзаконных актов в законы, касающиеся гражданской авиации, все задерживается. Государственного регулирования их деятельности нет, и все это может привести к тому, что существование даже уцелевших четырех авиаклубов, продолжающих готовить парашютистов и летчиков, окажется под вопросом.
По словам председателя общества “Отан” Ермека Жапарова, общественные организации предложили свою концепцию развития авиационных видов спорта и сверхлегкой авиации на 2001-2005 годы. Там предлагается решить вопросы сертификации и регистрации воздушных судов легкой и малой авиации, определить различия в стандартах судов “большой” авиации и малой и легкой. Но пока никаких шагов по утверждению программы ее развития власти не предпринимали.




Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии