Охота на мамонта-2
Ася Нуриева
“Молодые генералы могли реализовать себя полностью...
в ранце каждого солдата лежит жезл маршала Франции”.
Этот постулат Наполеона, так любимый Аланом Георгиевичем Медоевым,
близок и Рустаму Хальфину - архитектору, живописцу, актуалисту.
О нем мы продолжаем свое повествование.
Отношение к живописи
- Оно не поменялось. Нет. Нисколько. Живопись я люблю. Но
у каждого свой путь.
Мое настоящее увлечение живописью началось в 1985 году. Я
только что приехал из Ленинграда, где занимался под руководством
Геннадия Зубкова по системе Стерлигова. У Стерлигова было
много учеников, среди которых такие, как вышеупомянутый Геннадий
Зубков, Александр Батурин, Александр Носов, Алексей Гостинцев,
Александр Кожин, Елена Гриценко, классный художник, на мой
взгляд, Михаил Церуш и его жена Лариса Астрейн, Валентина
Соловьева и многие другие.
Вернувшись в Алма-Ату, я начал проводить занятия прямо у
себя дома. Это же нормально. Ходили и Боря Якуб, и Саша Ророкин,
и Аблай Карпыков, и Назипа Еженова. Была определенная программа,
выработанная Стерлиговым с 1926 года в ГИНХУКе. Методика была
отработана. Три способа формообразования: деление, формовычетание,
форма делает форму.
До сих пор есть работы, которые я взял у ребят из Ленинграда
и которые нигде не выставлял. Можно целую выставку организовать.
Но сейчас, на мой взгляд, питерцы буксуют, хотя планка, ими
установленная, очень высока.
Хальфин взял увесистый каталог “Пространство Стерлигова”
и неторопливо пролистал страницы: “Здесь и ученики, и ученики
учеников... Но мне кажется, скучновато. Мне бы пороху не хватило
так продолжать!”
О Лиде Блиновой
- Лиду любили все. Знакомство с ней произошло в студии Дворца
пионеров. Мы поступали вместе на архитектурный факультет.
Нам было где-то по 13-14 лет. Она кинула в меня банкой, но
не попала. С этого момента и началась наша любовь.
Она рисовала лучше меня. Лида ведь начинала как скульптор
по дереву. Она ходила заниматься в мастерскую к Иткинду и
делала классную скульптуру. Лучше, чем Иткинд, на мой вкус.
Она была разносторонне одаренным человеком. Работала с Павлом
Яковлевичем Зальцманом над декорациями к “Затюканному апостолу”,
с Сергеем Бодровым. В его фильме “Непрофессионалы” она была
художником по костюмам. Делала кукольные детские спектакли.
Работала с пластиком, делая всевозможную ювелирку. Сохранился
из них цикл, который мы назвали геологическим. Она была очень
скромным человеком и никогда свои работы не подписывала...
Лида была волшебной, гениальной женщиной. Судьбе было угодно
так рано забрать ее.
О планах
- Планов у меня громадье. Мне на мою жизнь хватит. Вот Юля
Тихонова, моя ученица и соавтор двух фильмов, приедет из Москвы,
будем снимать второй видеофильм. Но нужны деньги. В сравнении
с кинематографом они не такие уж большие, но это оплата за
монтаж, за звук, работу оператора, актеров.
Хочу сделать выставку. Но картины разбросаны. Большая часть
находится в Москве в мастерской у Валерия Петровича Кострина.
Другая часть в Питере.
Но сейчас это не самое главное. Главное, чтобы восстановилось
здоровье. Необходимо осмыслить художественный процесс. Алма-Ата
сейчас нормально идет. Я рад. Главное не допустить размежевания,
которое наметилась в наших рядах. Нас ведь не так много. Напоследок
вновь могу процитировать Алана Георгиевича Медоева: “У палеонтологов
есть понятие - “большая загонная охота” на крупного зверя,
например, на мамонта. В ней участвуют все люди племени”, -
понятно, что в данном случае под мамонтом мы имеем в виду
большое Искусство.
Я думаю, что все будет нормально, хотя душа иногда болит,
ну а что делать?! Я думаю, прорвемся!
|