Неформальный “Гамлет”
Дина Махметова
В театре “АРТиШОК” снова премьера. На этот раз “Персонажи
в поисках автора” - вольные импровизации, вдохновленные Пиранделло.
Название, как говорится, многообещающее, отсылающее к небезызвестному
автору. Однако если вы ожидаете увидеть пьесу Пиранделло,
вы глубоко ошибаетесь.
Вообще весь спектакль соткан из неожиданностей, и отсутствие
привычного содержания под знакомой вывеской - далеко не первая
из них.
Собственно, от Пиранделло воспринята только сама идея появления
перед зрителями “живых” персонажей. На этом по части сюжета
сходство заканчивается. Далее вступает в свои права не знающая
границ игровая стихия, и оказывается, что драматические ситуации
шекспировского “Гамлета” - всего лишь повод для смелой импровизации.
Впрочем, о том, что играют именно “Гамлета”, догадываешься
тоже не сразу. Хитроумные “артишоки” начинают свой разговор
со зрителем издалека. Преподносят себя весьма серьезно, так,
что подвоха никак не ждешь. В самом деле, трудно заподозрить,
что под маской “молодого человека в расцвете сил”, как себя
рекомендует герой Алексея Кашина, скрывается многострадальный
принц датский. А просьба Елены Тайматовой не удивляться тому,
что она говорит то от лица мужчины, то от лица женщины, ибо
по очереди играет брата и сестру, тоже поначалу не вызывает
ассоциаций с парой Лаэрт - Офелия. Только потом, по мере того,
как происходящее на сцене обрастает подробностями, проникаешься
радостью узнавания...
Фиксированного текста нет. Есть только, как в итальянской
комедии дель арте, приблизительная схема сценария. Поэтому
одно представление всегда не похоже на другое. Актеры то и
дело обращаются к зрителям с каким-нибудь вопросом, вовлекая
их таким образом в действие. Темы для импровизаций задает
собравшаяся в зале публика, она же предлагает и воображаемый
изобразительный ряд, и ритм движений, и манеру игры. Спектакль
рождается на наших глазах, собирается из ярких лоскутков,
сшивается на живую нитку, вызывая ощущение свежести, новизны.
В жесткие рамки сюжета шекспировской трагедии “артишоки”
умудрились вместить ТАКОЕ... Тут вам и милые беззаботные детки,
шуршащие фантиками (надо понимать, счастливые Гамлет и Офелия
времен ранней дошкольной молодости), и харизматичная женщина-вамп
(героиня Вероники Насальской) с уроками не то аэробики, не
то аутотренинга, и жаркий поединок на рапирах в стиле голливудских
боевиков. Притом, что фантиков этих и шпаг на самом деле нет.
Их нужно увидеть внутренним взором. И это, оказывается, совсем
нетрудно. Нужно только настроиться на соответствующую волну
и позволить актерам манипулировать своими эмоциями.
На наших глазах происходит ряд превращений. Забавный и симпатичный
парнишка, с каким-то своеобразным комизмом поведавший нам
горестную историю о том, как в юности он яростно боролся с
прыщами (герой Елены Набоковой), оказывается злодеем номер
один, тем самым коварным “дядей Клавдием”. Офелия выказывает
любовь к актерскому ремеслу и много рассуждает о пользе для
удачной карьеры длинных и стройных ножек, тогда как Гамлет,
пиная мяч, ворчит по поводу волокиты с оформлением визы во
французском посольстве... Все персонажи Шекспира изменились
до неузнаваемости. Все стереотипы их восприятия разрушены.
На сцене царит дух свободного творчества. Стихия игры в игре
и театра в театре.
Актерские приемы порой совершенно неожиданны. Наиболее эффектна
“раскадровка” в сцене рассказа про убийство отца Гамлета,
когда все персонажи замирают в выразительных позах и, как
в анимации, кадрик за кадриком воспроизводят по нарастающей
ту или иную эмоцию. На их лицах, утрированных до гротеска,
обнажаются их тайные страсти, сменяются маски ужаса, смерти,
злорадства и торжества...
В этом непредсказуемом, незастрахованном от любых случайностей
представлении покоряет самоотдача актеров, вкладывающих в
действие все свои силы, всю свою энергию. В финальной сцене
поединка Лаэрта и Гамлета температура спектакля поднимается
до высшей точки. Четверо страдающих, ненавидящих, погруженных
в смятение, находящихся в постоянном движении персонажей заполняют
собой все пространство небольшой сцены. Зажигательное и динамичное
зрелище никого не оставляет равнодушным. Сидя в своеобразном
амфитеатре, в двух шагах от сцены, чувствуешь странное воодушевление,
ощущаешь особую, трепетную, внутреннюю связь с актерами.
Конечно, спектакль, основанный на импровизации, - затея достаточно
рискованная. Не все идет гладко. Случаются и паузы, и сбои.
Готовность актеров обыграть любую предлагаемую ситуацию делает
их очень зависимыми от зрителей. Ведь никогда не знаешь, какая
диковинная фантазия может прийти в голову незнакомому человеку,
сидящему в зале.
В этих условиях очень важно, чтобы микроклимат в зале был
дружелюбный, чтобы открытость актеров, не прячущихся за наработанными
на репетициях заготовками, встречала уважение со стороны зрителей.
Только при таком душевном отношении друг к другу возможна
радость общения и совместного творчества.
|