31 мая 2002
№22 (210)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Неформальный “Гамлет”

Дина Махметова

В театре “АРТиШОК” снова премьера. На этот раз “Персонажи в поисках автора” - вольные импровизации, вдохновленные Пиранделло.

Название, как говорится, многообещающее, отсылающее к небезызвестному автору. Однако если вы ожидаете увидеть пьесу Пиранделло, вы глубоко ошибаетесь. Вообще весь спектакль соткан из неожиданностей, и отсутствие привычного содержания под знакомой вывеской - далеко не первая из них.
Собственно, от Пиранделло воспринята только сама идея появления перед зрителями “живых” персонажей. На этом по части сюжета сходство заканчивается. Далее вступает в свои права не знающая границ игровая стихия, и оказывается, что драматические ситуации шекспировского “Гамлета” - всего лишь повод для смелой импровизации.
Впрочем, о том, что играют именно “Гамлета”, догадываешься тоже не сразу. Хитроумные “артишоки” начинают свой разговор со зрителем издалека. Преподносят себя весьма серьезно, так, что подвоха никак не ждешь. В самом деле, трудно заподозрить, что под маской “молодого человека в расцвете сил”, как себя рекомендует герой Алексея Кашина, скрывается многострадальный принц датский. А просьба Елены Тайматовой не удивляться тому, что она говорит то от лица мужчины, то от лица женщины, ибо по очереди играет брата и сестру, тоже поначалу не вызывает ассоциаций с парой Лаэрт - Офелия. Только потом, по мере того, как происходящее на сцене обрастает подробностями, проникаешься радостью узнавания...

Фиксированного текста нет. Есть только, как в итальянской комедии дель арте, приблизительная схема сценария. Поэтому одно представление всегда не похоже на другое. Актеры то и дело обращаются к зрителям с каким-нибудь вопросом, вовлекая их таким образом в действие. Темы для импровизаций задает собравшаяся в зале публика, она же предлагает и воображаемый изобразительный ряд, и ритм движений, и манеру игры. Спектакль рождается на наших глазах, собирается из ярких лоскутков, сшивается на живую нитку, вызывая ощущение свежести, новизны.

В жесткие рамки сюжета шекспировской трагедии “артишоки” умудрились вместить ТАКОЕ... Тут вам и милые беззаботные детки, шуршащие фантиками (надо понимать, счастливые Гамлет и Офелия времен ранней дошкольной молодости), и харизматичная женщина-вамп (героиня Вероники Насальской) с уроками не то аэробики, не то аутотренинга, и жаркий поединок на рапирах в стиле голливудских боевиков. Притом, что фантиков этих и шпаг на самом деле нет. Их нужно увидеть внутренним взором. И это, оказывается, совсем нетрудно. Нужно только настроиться на соответствующую волну и позволить актерам манипулировать своими эмоциями.

На наших глазах происходит ряд превращений. Забавный и симпатичный парнишка, с каким-то своеобразным комизмом поведавший нам горестную историю о том, как в юности он яростно боролся с прыщами (герой Елены Набоковой), оказывается злодеем номер один, тем самым коварным “дядей Клавдием”. Офелия выказывает любовь к актерскому ремеслу и много рассуждает о пользе для удачной карьеры длинных и стройных ножек, тогда как Гамлет, пиная мяч, ворчит по поводу волокиты с оформлением визы во французском посольстве... Все персонажи Шекспира изменились до неузнаваемости. Все стереотипы их восприятия разрушены. На сцене царит дух свободного творчества. Стихия игры в игре и театра в театре.

Актерские приемы порой совершенно неожиданны. Наиболее эффектна “раскадровка” в сцене рассказа про убийство отца Гамлета, когда все персонажи замирают в выразительных позах и, как в анимации, кадрик за кадриком воспроизводят по нарастающей ту или иную эмоцию. На их лицах, утрированных до гротеска, обнажаются их тайные страсти, сменяются маски ужаса, смерти, злорадства и торжества...

В этом непредсказуемом, незастрахованном от любых случайностей представлении покоряет самоотдача актеров, вкладывающих в действие все свои силы, всю свою энергию. В финальной сцене поединка Лаэрта и Гамлета температура спектакля поднимается до высшей точки. Четверо страдающих, ненавидящих, погруженных в смятение, находящихся в постоянном движении персонажей заполняют собой все пространство небольшой сцены. Зажигательное и динамичное зрелище никого не оставляет равнодушным. Сидя в своеобразном амфитеатре, в двух шагах от сцены, чувствуешь странное воодушевление, ощущаешь особую, трепетную, внутреннюю связь с актерами.

Конечно, спектакль, основанный на импровизации, - затея достаточно рискованная. Не все идет гладко. Случаются и паузы, и сбои. Готовность актеров обыграть любую предлагаемую ситуацию делает их очень зависимыми от зрителей. Ведь никогда не знаешь, какая диковинная фантазия может прийти в голову незнакомому человеку, сидящему в зале.

В этих условиях очень важно, чтобы микроклимат в зале был дружелюбный, чтобы открытость актеров, не прячущихся за наработанными на репетициях заготовками, встречала уважение со стороны зрителей. Только при таком душевном отношении друг к другу возможна радость общения и совместного творчества.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии