24 мая 2002
№21 (208)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Мнения  

КАЗАХСТАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОЦЕНКИ ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД


Дина Игсатова вице-президент Фонда поддержки профессионального образованияБуквально через неделю школьные ранцы будут заброшены в дальний угол на целых три месяца, на носу конец учебного года. Хотя у многих впереди еще экзамены и подведение успехов учебного года. А с какими оценками закончила этот учебный год страна в целом и Министерство образования и науки в частности? Об этом мы должны узнать именно сегодня, поскольку на этот день запланированы парламентские слушания на обозначенную тему, то бишь “Состояние и перспективы образования в Республике Казахстан”. Ну а пока свои оценки родному образованию и у наших соседей в Узбекистане ставят наши респонденты. Причем оценки абсолютно полярные...

Мировые стандарты. А что это такое?
Султанбек Султанбеков, журналист педагогических изданий
Чтобы составить представление о состоянии образования и о том, как изучаются его проблемы Министерством образования и науки, я хотел бы привести интересные, на мой взгляд, факты, опубликованные в республиканской печати. Они очень красноречиво говорят о том, кто управляет образованием.
В системе РГП “Казахстан темир жолы” 135 учреждений образования. Начальник отдела учебных заведений Г.Карсыбекова на пленарном заседании в докладе приводит такие данные: в школах с казахским языком обучения качество образования колеблется от 17,1 процента до 98 процентов... Замечу, что подобная практика оценки качества образования осуждена как вредная еще в советское время!
Заведующий отделом образования “Егемен Казахстан” Сулеймен Мамет сообщает: “Учительница-новатор из Усть-Каменогорска К.Битибаева провела открытые уроки для учителей казахского языка и литературы, приехавших со всех областей республики. Здесь выступила депутат сената парламента РК бывший замминистра образования и науки Ш.Беркимбаева (ныне она - министр образования) и сказала: “Если бы в Казахстане было 10 учителей, как К.Битибаева, блестела бы казахская педагогика!”
Но в Казахстане сейчас 300 тысяч учителей и среди них тысячи опытных педагогов!
Интервью с министром образования и науки Шамшой Беркимбаевой:
- Все знают, что вы опытный, уважаемый педагог. Какую педагогическую проблему вы выделили бы особо?
На вопрос она отвечает статистическими данными: сколько учителей с высшим образованием, сколько из них бросили школу, в скольких школах не преподаются иностранные языки и т.д.
Министерство образования республики долгое время дистанцировалось от проблем школ, а теперь взялось за реформирование образования. Но разве могут быть совместимы реформы и неуправляемость в образовании? Руководители министерства не раз говорили о мировых стандартах в образовании, хотя сами никогда толком и не знали, что это такое?
Президент страны Н.Назарбаев на съезде работников образования и науки сказал: “В нашей стране 109 докторов педагогических наук. Хотя они ни один год не работали в школе, запросто и удачно защищают степени докторов наук!”
В газете “Егемен Казахстан” (25.07.2001 г.) директор департамента общего, среднего и начального профессионального образования Министерства образования Р.Жумабекова с полной уверенностью бодро сообщает: “После прохождения эксперимента в Казахстане будем переходить к 12-летнему образованию”. Как просто! На деле далеко не так. Мы смотрим на Россию, где уже сделаны шаги к двенадцатилетке. Но там, во-первых, избегают такого громкого надоевшего слова “реформа” и называют этот процесс модернизацией. Ее главные проблемы обсуждаются на самых разных уровнях, и там пришли к единодушному мнению, что образование - это глобальный фактор становления экономики.
Мы спорим, сколько лет нужно учить? Но чтобы ответить на этот вопрос, нам надо сначала определиться - чему учить? Как показывает практическая жизнь, одной из главных причин пробуксовки реформ является то, что соответствующие госорганы не знают проблем образования. Они периодически собирают цифры, интересуются организационной стороной, их информация отрывочна и бессистемна. Седенькие чиновники годами не проявляют творческого подхода, трудятся по инерции.
Хочется вспомнить высказывание профессора, доктора педнаук В.Нумарина, опубликованное в газете “Труд” в прошлом году. Он рекомендует Закон “Об образовании” отменить, поскольку он выдержан в духе уравниловки и принудиловки и слова “государственный стандарт” повторяются сотни раз! Не допускать к руководству образованием чиновников, которые не любят детей, не знают детской психологии и не владеют научными знаниями в области педагогики. Он подчеркивает, что мы печемся о подрастающем поколении на словах, а реальные средства уходят на сочинительство “доктрин”, “концепций”, маниловских проектов вроде двенадцатилетки, “единого государственного тестирования” и “развивающего обучения”.
У нас до сих пор существует порочная практика проведения реформ образования. Ее “спускают” сверху, не потрудившись спросить, что думают о ней учителя, родители, учащиеся. Нововведения не обсуждаются общественностью. Вопросы реформирования нельзя решать голосованием в парламенте. Прежде нужно серьезно обосновать ту или иную новацию, разъяснить, почему именно такой вариант является оптимальным.
Известный педагог Шалва Амонашвили говорил, что реформу в школе нужно начинать с учителей, с изменения их взглядов на весь педагогический процесс и отношения к ученикам. Чтобы дети ходили в школу не как в учреждение, где могут морально наказать за невыученный урок, а подбодрят, внушат уверенность в свои силы.
На мой взгляд, сегодня нужно смело и без оглядки заменить нынешних руководителей Минобразования и некоторых местных органов образования, поскольку они не знают педагогических, психологических и социальных проблем, обрушившихся на школы и сделавших их неуправляемыми.

Мы завидуем узбекским коллегам
Дина Игсатова, вице-президент Фонда поддержки профессионального образования
Различные встречи, обмен информацией, просто личные контакты позволили нам ознакомиться с реформами в образовании Узбекистана. Им удалось сохранить достояние, оставшееся со времен Союза. Не развалив, не закрыв практически ни одного учебного заведения, уже который год строят новые. Модель реформирования образования Узбекистана получила высокую оценку ЮНЕСКО и считается одной из лучших.
По договоренности с министерством образования Узбекистана группа из казахстанских учебных заведений профобразования смогла увидеть эти результаты. Мы искренне позавидовали коллегам.
В Узбекистане давно пришли к выводу, что существующая система образования не отвечает требованиям, предъявляемым к подготовке кадров в развитых странах.
К числу наиболее существенных недостатков подготовки кадров отнесли слабую материально-техническую, информационную базу учебного процесса, нехватку высококвалифицированных педагогов; необеспеченность качественной учебно-методической, научной литературой и дидактическими материалами...
Все знакомо, только пути решения проблем у нас и у них - разные. В Казахстане вряд ли есть план действий и практически отсутствует государственная политика развития профобразования.
Соседи уже перешли на 12-летнюю систему обучения. В этом году Узбекистан получит первых выпускников. Общее среднее образование (9 лет) является обязательным. Затем предусмотрено также обязательное среднеспециальное, профессиональное (три года), которое является самостоятельным видом обучения в системе непрерывного образования. Обучающаяся молодежь распределяется так: 10 процентов - в академические лицеи, 90 процентов - в профессиональные колледжи.
Профколледжи по оснащенности, подбору педагогов, организации процесса обучения являются учреждениями нового типа, предоставляющими возможность овладеть одной или несколькими современными профессиями и приобрести углубленные знания. Одним словом, молодые люди помимо документа о среднем образовании в обязательном порядке получают профессию.
В Узбекистане строятся новые колледжи и лицеи (!), реконструируются действующие. Они прекрасно оснащены. До начала реформ в Узбекистане функционировало 442 начальные школы, лицеи, 260 техникумов. За период 2005-2009 годов планируется реконструировать и построить новые, доведя их количество до 1800. Только к началу этого года 340 профессиональных колледжей и около 50 академических лицеев были построены, реконструированы и оснащены.
Учебные заведения строятся по проектам, разработанным отраслевыми проектными институтами. В основе каждого - профиль учебного заведения. К примеру, колледж со строительной, жилищно-коммунальной специализацией располагает мастерскими с новейшим техническим оборудованием. Найти аналогичные учебные заведения в Казахстане невозможно, их просто нет. В каждом заведении несколько информационных классов с необходимым количеством компьютеров. В казахстанские учебные заведения профобразования пришли комплекты компьютерных классов в “усеченном” виде. Куда девалась добрая половина компьютеров, не знает никто. Правда, это не помешало рапортовать о полной информатизации. Одна и та же программа - транш АБР, а результаты?..
Каждый кабинет оснащен видео- и аудиотехникой, которые позволяют использовать дидактические материалы, специально разработанные министерством образования. О таких материалах грезит каждый педагог Казахстана. К примеру, директору, чтобы проследить, как идет урок, достаточно нажать кнопку, и монитор все покажет. Плюс новая мебель, оснащенные кабинеты физики, химии, биологии и т.д. И это в каждом из более чем 400 учебных заведений.
Специфика профобучения нуждается в специально подготовленных кадрах. Для этого там создан инженерно-педагогический институт. В крупнейших вузах открыты специальные факультеты. Для прохождения за рубежом стажировок постановлением правительства создан специальный фонд. Только по совместному с Южной Кореей проекту около 300 преподавателей прошли месячную стажировку в Сеуле. Немало и тех, кто повысил квалификацию в Германии, Турции, США. В Казахстане есть руководители учебных заведений, которые об этом и не мечтают, что уж говорить о рядовом учителе.
В Узбекистане два министерства, определяющие политику в сфере образования. Министерство народного образования занимается общим средним образованием, другое ведает средним, специальным и высшим профобразованием. Каждое из них располагает территориальным органом управления образования, и замакима исполнительной власти любого уровня является его руководителем. Говорят, что любое совещание начинается с вопроса о состоянии образования. Это правило ввел президент страны. Мы же не можем добиться, к примеру, чтобы акимат Астаны прекратил разбазаривание зданий, столовых, общежитий, принадлежащих учебным заведениям профобразования. Они отдаются под частные питейные заведения, а власть просит подождать, когда на левом берегу что-нибудь построят. За такое отношение в Узбекистане замакима не только бы “ушли с должности”, его бы близко не подпустили к госслужбе.
В Узбекистане создана независимая от органов управления образования госслужба аккредитации, аттестации учебных заведений и инженерно-педагогических кадров. Подчиняется она президенту страны. Это в Казахстане образование само себя проверяет. А если успешно пройти аттестацию - спокойная жизнь на пять лет обеспечена.
Да, у наших соседей нет многого из того, что уже давно есть и успешно развивается в нашей стране. Люди живут очень тяжело, много нищих. Многие буквально за гроши работают в Казахстане. Взрослые ограничивают себя во всем ради детей, ради будущего страны. Но в начале каждой учебной недели на школьной линейке поднимается государственный флаг страны, а каждую субботу в конце учебного дня его спускают. Все дети при этом поют гимн страны. Надо видеть их лица... У этой страны есть будущее.
Кто не идет дорогой знания - идет тропой невежества.


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии