24 мая 2002
№21 (208)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

ОХОТА НА МАМОНТА

Ася Нуриева

Когда я впервые услышала имя этого художника и увидела работы его группы, то открыла для себя сразу несколько понятий в лице этого человека. Что такое художник в истинном значении этого слова и что такое элитарность и интеллектуальность в искусстве

Дом Рустама и Лиды Блиновой - своеобразный островок в Алматы, куда стекалась творческая интеллигенция. Там же Рустам собрал группу, с которой он проводил занятия. Они рисовали, но не в том, привычном для понимания обывателя смысле, где предметный мир ясен и доступен в своем представлении.
Нет, тут звучали другие слова, такие, как деление, касание, формовычитание, прибавочный элемент, больше напоминавшие о точных науках.
Рустам Хальфин - одна из ключевых фигур в нашем художественном пространстве. Архитектор по образованию, живописец и актуалист. С 1996 года автор таких проектов, как “Шкура художника”, “Ленивый проект”, “Глиняный проект”, “Любовные скачки” и многих других. У нас давно зрело желание встретиться с ним и поговорить о его творчестве, о жизни и об искусстве.

Учителя
На своем пути я встретил несколько людей, которые сильно на меня повлияли. Это Алан Георгиевич Медоев и Владимир Васильевич Стерлигов. И если Стерлигова я видел только два раза в жизни, то с Медоевым общался четыре года. В 1976-м повстречались, а в 1980-м его уже не стало.
“Я плакал, а что сделаешь? Его смерть была так внезапна”, - сказал Рустам, расположившись напротив нас на истертом от времени диванчике, в маленькой, заставленной картинами и книгами комнате, дух которой был пропитан спокойным одиночеством и особой аскезой Художника.
Алан Георгиевич был геологом, филологом, философом. Он обладал тончайшим вкусом в искусстве и был негласным главой казахской интеллигенции. В этот круг входили тогда молодые Мурат Ауэзов, Булат Каракулов, Тимур Сулейменов, Марат Сембин, Аскар Сулейменов, Сатимжан Санбаев, Салихетдин Айтбаев и др. Он давал простор для мыслей и чаяний. А.Г.Медоев очень много сделал для становления казахской культуры. У него была блестящая коллекция первобытных орудий. Лучшая коллекция в Союзе. Его очень многие любили и уважали.

Евразийская утопия
Это был большой проект, который до конца реализовать не удалось. Но я не жалею. Жизнь вносит свои коррективы, и это нормально. Часть проекта мы уже начинали реализовывать. Это был “Ленивый проект” и “Шкура художника”. Последняя могла иметь разные версии. Также и с “Линией красоты”, которую я задумывал совсем иным образом. Юля Сорокина сделала его по-своему.
Если Стерлигов брал за основу своего творчества чашно-купольную систему, основанную на христианстве, то мне хотелось бы взять за основу культуру кочевников и создать нечто свое. И я уже знаю, что можно взять за ее основу.
Но я хотел бы подчеркнуть, что меня волнует не противопоставление, а соприкосновение этих традиций и взаимное дополнение друг друга. Если Стерлигов брал сакральный, подчеркиваю, купол, то у нас юрта, обычный дом кочевника. А понятию чаши в его “чаше-купольной системе” у нас соответствует пиала.
У меня сейчас все мысли только о кочевниках. “Ленивый проект” - это вторая после “Шкуры художника” попытка приблизить решение проблемы центра искусства. Он обращен к традиционному образу жизни номадов Великой степи. Этот способ восприятия отличает не только кочевника, но и жителя Востока от обитателя урбанизированной среды, где пол в интерьере вообще утратил всякое родство с основой-землей, а вместе с этим и способность неторопливо созерцать мир во всем его многообразии.

Венецианское биеннале
Я не жалею, что поехал туда. На меня произвели большое впечатление огромные залы видеопроекций. Мощный видео-арт. Сама по себе аура затемненного бокса, где ты находишься один на один с произведением.
Вот что пишет по этому поводу Виктор Мизиано: “Многое взявшие от визуальной агрессии кинематографа произведения эти обладают неведомой ранее современному искусству суггестивной силой: восприятие масштабных кинопроекций в ограниченном и затемненном пространстве - это в самом деле мощное эмоциональное испытание (чего не ведали ни редимэйд, ни объект, ни даже традиционная инсталляция), интимность контакта с произведением, ведь в затемненный бокс получают доступ 4-5 человек. То, что казалось абсолютно отринутым из режима существования современной образности - катарсис, созерцание - вновь возвращаются в видеобоксы. Вот почему с этими работами мы возвращаем и фигуру Автора, риторике доверительного высказывания”.
Я же задумал видеосюжет с лошадьми. Конь для кочевника - главное достояние. Процесс, как тюрки хоронят вождей-полководцев, чтобы не было духа войны, чтобы не множить зло на земле.

ГЛИНЯНЫЙ ПРОЕКТ
- “Это одна из лучших моих работ, - Рустам поднялся с дивана и стал показывать нам фотографии, состоявшие из отдельных частей тела “глиняного человека”. Фигура расчлененного героя - метафора разобщенности людей в сегодняшнем мире и, в частности, нашего художественного сообщества. Она призывает к консолидации, к осмыслению ситуации и выработке стратегии, которая могла бы достойно представить Казахстан международному культурному сообществу.
Мы с Жорой (Георгий Трякин-Бухаров. - Авт.), конечно, это сделали, но не сумели сохранить. Это была такая боль, которая и спровоцировала мою болезнь. Я ведь сам ломал, нанимал рабочих и свое произведение превратил в мусор буквально за один день!
Вообще ужасно. И все эти слова, что “надо было отнестись по-философски”, - это всего лишь слова. Когда полгода строил, а потом ломал... Я вообще по знаку зодиака Весы, стараюсь все решения принимать взвешенно, но в этом случае не получилось. Хозяева помещения, где находился мой объект, начали повышать арендную плату. Грант закончился. Искусство никаких денег не давало. И я, не выдержав, написал в газету. Это было последней каплей, и они - хозяева - на меня жутко обиделись. Но я не дипломат. Я не умею подлизываться, подхалимничать. И эта моя жесткость... Ситуация нас загнала в угол. Первый инсульт был после того, как я сломал фигуру.

Прощай, Америка!
Я должен был ехать в Нью-Йорк, где на тех самых братьях-близнецах, на 92 этаже, с мая по октябрь должна была проходить презентация проекта с художниками из разных стран. Идея этого проекта заключалась в разных взглядах на мир. И вот случилось такое! Там погиб один художник из нашей группы. Стечение обстоятельств - моя поездка не состоялась из-за второго инсульта. Тогда я понял, что Америка закрыта для меня.


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии