Алгебра гармонии
Матч “Манчестер Юнайтед” и “Арсенала”, не состоявшийся
в срок из-за их кубковой занятости, был отложен аж на май
из самых лучших побуждений. Распределение медалей чемпионата
Англии, думалось тогда, на финише обретет градус и статус
кубкового финала. Однако вместо момента истины, кульминации,
содержательной квинтэссенции всего сезона встреча на “Олд
Траффорд” вышла сражением двух усталых, порядком измотанных
графиком и травмами (Бэкхем, Батт, Гэрри Нэвилл - Пирес, Анри,
Бергкамп) соперников.
Затчем боевым и классным, но без флера эпохальности и приставки
“супер”. Зато этот перенос наделил чемпионство “Арсенала”,
оформленное на поле прежнего чемпиона,
весомостью и высшей логикой. И потом, к 8 мая у лондонцев
появилась подходящая тара, в которую теперь так удобно опустить
золотые медали - добытый тремя днями ранее Кубок Англии.
“Арсенал” - самый явный, самый бесспорный триумфатор в европейских
топ-лигах нынешнего сезона, и дело даже не в солидном очковом
отрыве. Успех “Арсенала” безоговорочен, какую категорию ни
возьми - характер, класс, визуальные впечатления, или вот,
предположим, статистика. “Арсенал” забивал во всех 37 матчах
турнира и при этом пропустил лишь в одном из 7 последних.
Победу выковал блестящим 12-победным спуртом, не допустив
на решающем отрезке ни единой осечки. Не проиграл ни одного
выездного матча, обновив покрывшийся исторической патиной
рекорд 1888 года. “Арсенал” проследовал к победе через кошмарную
череду травм, не потеряв при этом ни благородной осанки, ни
игрового обаяния. Когда без пяти игроков основы и еще пяти,
должных их заменить, “Арсенал” блистал в феврале, многие называли
его единственной в мире командой двух составов. В чем конечно
же содержалось явное преувеличение. Боевой состав у “Арсенала”
один. Та травматическая напасть выжала из “канониров” все
ресурсы - и сразу за ней, несмотря на восстановление ряда
игроков, последовал единственный спад: поражения от “Депортиво”
и “Ювентуса”, лигочемпионская смерть в “группе смерти”. В
остальном сезон в исполнении “Арсенала” столь целостен и доказателен,
что неизбежно сообщает повествованию восторженность и элегичность,
превращает итоговую рецензию в смесь апологии с панегириком.
Что ж, пусть так. Заслужили.
Арсен Венгер, ставший после “майских праздников” канониров
одним из самых титулованных тренеров последней пятилетки (два
золотых дубля - чемпионство плюс кубок, три “серебра” премьер-лиги,
финал кубка УЕФА), еще наслушается похвал за то, что собрал
под своим началом столько единоверцев, футболистов схожего
игрового и ментального строя. Безграничная фантазия Бергкампа,
ртутная подвижность Вильтора, утонченность Анри, ажурность
Пиреса, скоростные финты Юнгберга, ненасытность Виейра, мягкая
пластика Лорена. Все - хороши, слов нет. Но важнее персоналий
нечто иное - неуловимая общность их игры. “Арсенал” способен
быть “Арсеналом” без кого угодно - без Анри, без Пиреса, без
Бергкампа, и даже без всех троих вместе взятых. Впрочем, вы
сами это видели в среду на “Олд Траффорд”.
Нет другой такой команды, графическое выражение схемы которой
выглядело бы столь явной условностью. Созидательная игра “Арсенала”
неизмеримо богаче любой тактической схемы. Крайние хавбеки
Пирес и Юнгберг стали самой результативной полузащитной связкой
Европы, проведя за сезон 29 мячей (хоть он и был для них скомкан
травмами). Номинальные форварды Бергкамп, Анри и Вильтор стали
самым пасующим атакующим трио Старого Света, коллективно вступив
в реестр лучших ассистентов премьер-лиги. Собственно, употребленные
здесь понятия “форварды” и “хавбеки” - такая же дань традиции,
как оные схемы. В летучих атакующих вылазках “Арсенала” понятие
амплуа размывалось до почти полного исчезновения; оставались
лишь маневренность, шарм, изобретательность и телепатическое
взаимопонимание. Канониры брали бастионы соперников не давлением,
а взрывной силой. Изощренностью мысли и техники, способностью
мыслить на предельной скорости. Частенько казалось, будь на
головах публики с первых рядов “Хайберри” шляпы, их срывало
бы ураганом атаки. Обезоруживающий темп развертывания наступательных
акций, контратакующий аллюр (от слова allez!) были главными
сущностными чертами команды в этом сезоне. Пожалуй, этот стиль
уже можно именовать “Арсеналом”.
Видимая легкость, выразительный стиль, отпечаток тонкого
вкуса и внутренняя свобода. “Арсенал” стал в нынешнем евросезоне
тем, чего ждали от “Реала” и “Манчестер Юнайтед”, - командой,
утвердившей свое величие как в игре, так и в результате, сумевшей
поверить свою гармонию алгеброй. Вот Пирес издевательским
жонглированием обыгрывает оборону и вратаря “Астон Виллы”
Шмейхеля; вот Бергкамп выдумывает и претворяет в жизнь невыносимо
красивый гол в ворота “Ньюкасла”. Все эти и другие фиоритуры
- не позерство, не романтическая оторванность от реальности,
не избыточность. Это - способ достижения результата. Так -
жонглируя и изобретая неведомые финты - канониры забивают
голы. Игровая эстетика “Арсенала” в нынешнем сезоне не выглядела
предметом декора, а встала в один ряд с эффективностью и целесообразностью.
Если добро должно быть с кулаками, то даже самая креативная
команда - с могучими плечами, острыми локтями и крепкими лбами.
Они у “Арсенала” тоже были, составив неотъемлемую часть его
успеха. Анри и его партнеры по атаке оставили свой инфантилизм
где-то в дыму прошлогодних крушений, а гранитная храбрость
Парлора, Кемпбелла, Киоуна etc. подвела под созидательное
творчество “Арсенала” фундамент вполне солидной обороны. При
этом даже игроки, испокон веку проходящие в “Арсенале” по
статусу разрушителей, не могли не поддаться положительным
инспирациям творческой свободы. Клубный ветеран Рэй Парлор,
грубейший игрок сезона в Англии (3 удаления, 10 предупреждений),
своими манерами похожий на злую пограничную овчарку (оная
граница - центральный круг), сотворил изумительный гол в ворота
“Челси” в финальном матче кубка страны. Его летучая походка
в этом эпизоде выглядела взятой напрокат у Юнгберга, финты
- у Пиреса, приметливость - у Бергкампа, а прекрасный обводящий
удар в девятку - у Анри. Поиграет с ними вместе еще пару лет
- и не такое выделывать станет.
|