17 мая 2002
№ 20 (208)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Мнения
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Спорт  

Алгебра гармонии

Матч “Манчестер Юнайтед” и “Арсенала”, не состоявшийся в срок из-за их кубковой занятости, был отложен аж на май из самых лучших побуждений. Распределение медалей чемпионата Англии, думалось тогда, на финише обретет градус и статус кубкового финала. Однако вместо момента истины, кульминации, содержательной квинтэссенции всего сезона встреча на “Олд Траффорд” вышла сражением двух усталых, порядком измотанных графиком и травмами (Бэкхем, Батт, Гэрри Нэвилл - Пирес, Анри, Бергкамп) соперников.

Затчем боевым и классным, но без флера эпохальности и приставки “супер”. Зато этот перенос наделил чемпионство “Арсенала”, оформленное на поле прежнего чемпиона, весомостью и высшей логикой. И потом, к 8 мая у лондонцев появилась подходящая тара, в которую теперь так удобно опустить золотые медали - добытый тремя днями ранее Кубок Англии.
“Арсенал” - самый явный, самый бесспорный триумфатор в европейских топ-лигах нынешнего сезона, и дело даже не в солидном очковом отрыве. Успех “Арсенала” безоговорочен, какую категорию ни возьми - характер, класс, визуальные впечатления, или вот, предположим, статистика. “Арсенал” забивал во всех 37 матчах турнира и при этом пропустил лишь в одном из 7 последних. Победу выковал блестящим 12-победным спуртом, не допустив на решающем отрезке ни единой осечки. Не проиграл ни одного выездного матча, обновив покрывшийся исторической патиной рекорд 1888 года. “Арсенал” проследовал к победе через кошмарную череду травм, не потеряв при этом ни благородной осанки, ни игрового обаяния. Когда без пяти игроков основы и еще пяти, должных их заменить, “Арсенал” блистал в феврале, многие называли его единственной в мире командой двух составов. В чем конечно же содержалось явное преувеличение. Боевой состав у “Арсенала” один. Та травматическая напасть выжала из “канониров” все ресурсы - и сразу за ней, несмотря на восстановление ряда игроков, последовал единственный спад: поражения от “Депортиво” и “Ювентуса”, лигочемпионская смерть в “группе смерти”. В остальном сезон в исполнении “Арсенала” столь целостен и доказателен, что неизбежно сообщает повествованию восторженность и элегичность, превращает итоговую рецензию в смесь апологии с панегириком. Что ж, пусть так. Заслужили.

Арсен Венгер, ставший после “майских праздников” канониров одним из самых титулованных тренеров последней пятилетки (два золотых дубля - чемпионство плюс кубок, три “серебра” премьер-лиги, финал кубка УЕФА), еще наслушается похвал за то, что собрал под своим началом столько единоверцев, футболистов схожего игрового и ментального строя. Безграничная фантазия Бергкампа, ртутная подвижность Вильтора, утонченность Анри, ажурность Пиреса, скоростные финты Юнгберга, ненасытность Виейра, мягкая пластика Лорена. Все - хороши, слов нет. Но важнее персоналий нечто иное - неуловимая общность их игры. “Арсенал” способен быть “Арсеналом” без кого угодно - без Анри, без Пиреса, без Бергкампа, и даже без всех троих вместе взятых. Впрочем, вы сами это видели в среду на “Олд Траффорд”.

Нет другой такой команды, графическое выражение схемы которой выглядело бы столь явной условностью. Созидательная игра “Арсенала” неизмеримо богаче любой тактической схемы. Крайние хавбеки Пирес и Юнгберг стали самой результативной полузащитной связкой Европы, проведя за сезон 29 мячей (хоть он и был для них скомкан травмами). Номинальные форварды Бергкамп, Анри и Вильтор стали самым пасующим атакующим трио Старого Света, коллективно вступив в реестр лучших ассистентов премьер-лиги. Собственно, употребленные здесь понятия “форварды” и “хавбеки” - такая же дань традиции, как оные схемы. В летучих атакующих вылазках “Арсенала” понятие амплуа размывалось до почти полного исчезновения; оставались лишь маневренность, шарм, изобретательность и телепатическое взаимопонимание. Канониры брали бастионы соперников не давлением, а взрывной силой. Изощренностью мысли и техники, способностью мыслить на предельной скорости. Частенько казалось, будь на головах публики с первых рядов “Хайберри” шляпы, их срывало бы ураганом атаки. Обезоруживающий темп развертывания наступательных акций, контратакующий аллюр (от слова allez!) были главными сущностными чертами команды в этом сезоне. Пожалуй, этот стиль уже можно именовать “Арсеналом”.

Видимая легкость, выразительный стиль, отпечаток тонкого вкуса и внутренняя свобода. “Арсенал” стал в нынешнем евросезоне тем, чего ждали от “Реала” и “Манчестер Юнайтед”, - командой, утвердившей свое величие как в игре, так и в результате, сумевшей поверить свою гармонию алгеброй. Вот Пирес издевательским жонглированием обыгрывает оборону и вратаря “Астон Виллы” Шмейхеля; вот Бергкамп выдумывает и претворяет в жизнь невыносимо красивый гол в ворота “Ньюкасла”. Все эти и другие фиоритуры - не позерство, не романтическая оторванность от реальности, не избыточность. Это - способ достижения результата. Так - жонглируя и изобретая неведомые финты - канониры забивают голы. Игровая эстетика “Арсенала” в нынешнем сезоне не выглядела предметом декора, а встала в один ряд с эффективностью и целесообразностью.

Если добро должно быть с кулаками, то даже самая креативная команда - с могучими плечами, острыми локтями и крепкими лбами. Они у “Арсенала” тоже были, составив неотъемлемую часть его успеха. Анри и его партнеры по атаке оставили свой инфантилизм где-то в дыму прошлогодних крушений, а гранитная храбрость Парлора, Кемпбелла, Киоуна etc. подвела под созидательное творчество “Арсенала” фундамент вполне солидной обороны. При этом даже игроки, испокон веку проходящие в “Арсенале” по статусу разрушителей, не могли не поддаться положительным инспирациям творческой свободы. Клубный ветеран Рэй Парлор, грубейший игрок сезона в Англии (3 удаления, 10 предупреждений), своими манерами похожий на злую пограничную овчарку (оная граница - центральный круг), сотворил изумительный гол в ворота “Челси” в финальном матче кубка страны. Его летучая походка в этом эпизоде выглядела взятой напрокат у Юнгберга, финты - у Пиреса, приметливость - у Бергкампа, а прекрасный обводящий удар в девятку - у Анри. Поиграет с ними вместе еще пару лет - и не такое выделывать станет.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии