У байконура съехала крыша
Ольга МАЛАХОВА
Трагедия на Байконуре, случившаяся 12 мая, дорого обошлась
двум странам. Погибли семеро казахстанских граждан. СП “Аэлита”
потеряло почти двести миллионов долларов, ущерб России не
называется, но понятно, что монтажно-испытательного корпуса,
или так называемой 112-й площадки, больше нет, вместо него
придется строить новый.
Казахстанский
ученый Марат Шимырбаев, версию которого о причинах падений
“Протона” в 1999 году признали верной и россияне, сейчас выдвигает
свои предположения о причинах аварии на Байконуре. Хотя казахстанцев
к работе правительственной комиссии по расследованию обстоятельств
трагедии не привлекали, профессор Шимырбаев запрашивает различные
данные, чтобы сделать сложные аэродинамические расчеты и обосновать
свои научные версии.
В советские времена огромный монтажно-испытательный комплекс
(площадью двести на триста метров, высотой восемьдесят метров)
считался очень надежным. И вдруг во время работы людей на
кровле почти половина верхнего покрытия обрушилась, завалив
насмерть людей. Ракетоноситель “Энергия” и корабль “Буран”,
расположенный на нем, провалились в подземные этажи метров
на десять.
Восьмидесятиметровая высота не оставила шансов на то, чтобы
кто-нибудь из восьми человек, погребенных под завалами, остался
в живых. Среди погибших ремонтников братья Аяповы - Габит,
Нурлан и Жайык, Асылбек Мендибаев, Канат Асан, Жетес Жолдабаев,
Сердали Есен. Все они двадцатилетнего-тридцатилетнего возраста.
По нашим данным, казахстанской прокуратуре отказано в расследовании
дела, хотя погибли наши граждане.
Сначала специалистами министерства по чрезвычайным ситуациям
России была выдвинута версия о том, что в комплексе произошел
взрыв топливных баков ракетоносителя “Энергия”. Носитель специально
заполняется сжатым воздухом, чтобы ракета не деформировалась
под собственным весом. Работы ремонтников на крыше, предположили
чеэсники, могли привести к тому, что на ракету упал мусор
или штукатурка, а поскольку стенка бака всего пять миллиметров,
ее могло пробить, отчего и произошел взрыв.
Позже Илья Клебанов, министр промышленности и науки России,
председатель правительственной комиссии, опроверг версию взрыва
как научно необоснованную. С этим согласен и профессор Марат
Шимырбаев, участвовавший в расследовании причин аварий “Протонов”.
Сейчас он работает над расчетами, которые должны подтвердить
его предположения. Как сказал он “НП”, причиной аварии на
МИКе вряд ли является ветхость здания или взрыв баков ракетоносителя.
Возможно, произошло следующее.
Два года назад компания “Билайн” установила на кровле корпуса
башню-антенну мобильной связи высотой в шестьдесят метров.
Степные ветра в течение двух лет раскачивали ее, и, несмотря
на свою легкость и ажурность, она раскачивала и монтажно-испытательный
корпус. (Опоры во время аварии тоже, как известно, не выдержали.)
Кроме того, некоторое переоборудование производили в самом
помещении французы. Часть корпуса занимает российско-французское
СП Starsem, имеющее эксклюзивные права на использование ракетоносителя
“Союз”. МИК, построенный в 1967 году, хоть и по-прежнему оставался
надежным, но мог не выдержать реконструкции или установок
дополнительных сооружений, даже таких легких, как башня для
мобильной связи. Работа правительственной комиссии еще продолжается,
и версия нашего ученого тоже будет рассматриваться.
Разбитые “Буран” и “Энергия” принадлежат Казахстану. Этот
проект был закрыт в 1994 году, и Россия передала нашей республике
все оставшееся там имущество. Контроль над ним осуществляло
российско-казахстанское предприятие “Аэлита”. В нем нас заверили,
что имущество передано в аренду под ответственность российской
стороне, она и отвечает за безопасность.
“Аэлита” в результате аварии потеряла четырнадцать стартовых
ускорителей “11К-25” стоимостью почти двести миллионов долларов.
Видимо, после установления степени ущерба Казахстан предъявит
России претензии.
Российские СМИ по этому поводу иронизируют: придется платить
за покореженное имущество стране, которая не собиралась воспользоваться
им в ближайшую тысячу лет. Какая-то доля истины в этом, конечно,
есть, и все же в последние годы и наша республика пытается
стать космической державой. Есть национальная программа, аэрокосмическое
агентство и, главное, есть ученые, идеи которых, увы, находят
большую поддержку не дома, а в других странах.
Изобретатель Владимир Глушко и ученый Марат Шимырбаев выехали
в эти дни в Красноярск для испытаний изобретенной ими электромагнитной
вакуумной движительной установки для космических полетов.
Есть и другие, не побоимся сказать, гениальные проекты, для
реализации которых пока не хватает только средств.
Впрочем, не только у нас. Россия тоже не может позволить
себе развивать отрасль так, как могла бы. Единственная, находящаяся
в рабочем состоянии стартовая площадка “Протона”, откуда совершаются
в том числе и коммерческие старты, была рассчитана на десять
лет, а эксплуатируется уже сорок. Космические туристы, выкладывающие
за полеты огромные деньги, об этом вряд ли догадываются...
|