Аулы страны: незащищенные и аполитичные.
Абзал Нукенов,
политолог
Президент Казахстана Н. Назарбаев недавно озвучил свое очередное
послание народу, где приоритетным направлением государственной
политики обозначил развитие
аулов. Этот вопрос назрел давно. Аулы нашей страны являются
центром концентрации всех проблем переходного периода: самые
отсталые в сфере образования, в сфере экономического развития
- самые низкие показатели, в сфере социальной политики и здравоохранения
- самые незащищенные, в политическом плане - самые аполитичные.
До сих пор предпринимались определенные шаги со стороны власти
по развитию села, но они не давали эффективных результатов.
Можно предположить, что одной из причин такой ситуации является
то, что руководители регионов зачастую не являются выходцами
из аулов и не могут знать их проблемы, как говорится, изнутри.
Думается, что теперь, когда конкретные пути решения проблем
села озвучиваются с самых высоких трибун, произойдут реальные
позитивные изменения. Это направление послания, скорее всего,
обусловлено рядом внешних и внутренних факторов, которые следует
рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, как качественно
новый подход к решению проблем регионов и, в частности, вопросов
социальной напряженности, что вдвойне актуально в связи с
последними событиями, развернувшимися вокруг Центрально-Азиатского
региона. Во-вторых, как адекватную реакцию на формирование
реальных фермерских хозяйств, которые хотят уверенности в
обладании землей. В третьих, как реакцию на быстроразвивающиеся
политические процессы, а именно активизацию оппозиции, которые
могут “сыграть” на нищете аулов. И последнее - это вполне
понятное продолжение реформ в стране.
Не останавливаясь на отдельных моментах послания, хотелось
бы акцентировать внимание на проблеме образования. Особую
ставку на образование делали все высокоразвитые государства.
Все мы свидетели быстрого развития стран, именуемых “азиатскими
тиграми”, приоритетом которых обозначалось улучшение системы
образования.
За 10 лет переходного периода страна успела потерять множество
профессиональных кадров. Этот процесс сопровождался трудностями
в обеспечении новыми кадрами, а также упадком уровня образования
в средних и средне-специализированных школах, разгулом коррупции
в высших учебных заведениях. Особо пострадали именно сельские
школы. СМИ рассказывали об отдельных фактах, когда учитель
математики преподавал и историю, и казахский язык, что конечно
же отрицательно сказывалось на качестве образования.
Основным аргументом нежелания учителей высокой квалификации
ехать в отдаленные сельские школы являются отсутствие каких-либо
перспектив и низкая заработная плата. В послании президента
прозвучала идея о повышении зарплаты учителям средней школы
на 30 процентов, что, естественно, отразится на уровне благосостояния
и послужит дополнительным стимулом. Однако здесь требуется
комплексный подход. Нужно уделить особое внимание подготовке
специалистов - выходцев из аулов. В этом случае вероятность
того, что они после обучения вернутся в родное село, будет
высока.
Наверное, стоит задуматься и над системой “направления”,
существовавшей в советское время, когда учебное заведение,
предприятие или администрация села отправляли молодого человека
учиться по конкретной, необходимой для них специальности.
По окончании вуза или колледжа выпускник был обязан вернуться
и отработать определенный срок, к примеру, 3 года. Таким образом,
может решиться вопрос компетентности преподавателя, получения
стажа и опыта работы, что тоже актуально для молодого специалиста.
Послание президента обнадеживает многострадальное население
аулов. Думается, реальное улучшение регионов нашей страны
требует комплексной государственной программы развития сельской
местности республики, которая охватывала бы политическую,
экономическую, социальную, культурную и другие сферы.
|