Аул - моя малая родина...
Адиль Джунусов,
директор Института социально-политических исследований КазГЮУ
Хочешь увековечить имя - реформируй село.
За период независимости в отличие от других стран постсоветского
пространства Казахстан все же преодолел то состояние штопорного
кризиса, в котором находился
после развала Союза. Интенсивное развитие добывающей сферы
обеспечило стране относительный экономический рост. Но вместе
с тем мы видим, что потребительские величины в отличие от
социально-экономических параметров структурируются крайне
медленно. В казахстанской экономике этот процесс наиболее
ярко проявляется в сельскохозяйственной отрасли. Вот почему
наряду с повышением общих доходов населения идет обратный
процесс обнищания, люмпенизации и маргинализации сельского
населения. Причиной тому, на мой взгляд, обвальная приватизация
сельского хозяйства, проведенная без хорошо продуманных и
взвешенных принципов.
В результате все ожидаемые плоды оказались лишь иллюзиями.
Деградация сельского населения нашла свое отражение в массовой
и стихийной миграции сельской молодежи в город.
Говоря по-горбачевски, процесс в селе не только пошел, но
и давно перешел все границы. Но это не значит, что модернизировать
село, приспосабливать сельское хозяйство к рыночным условиям
- бесполезная трата времени. Село можно и нужно реформировать.
Дело в том, что ответственность на себя за начатый в свое
время курс на модернизацию села не только никто не взял, не
было даже достойной кандидатуры.
Хотя известно, что личность, которая успешно проведет реформу
в сельскохозяйственном производстве, увековечит свое имя в
истории. Такова историческая практика. Взять, к примеру, Столыпина
и Дэн Сяопина. Первый - понимая, что крестьянство всегда было
“горючим материалом”, на несколько лет оттянул начало социальной
революции, отдав земельные наделы-отруба крестьянам. Результат
не заставил долго себя ждать - за четыре года голодная Россия
превратилась в крупнейшего экспортера зерна (но, правда, для
казахской степи эта реформа стала иррациональным эффектом,
ибо наших соплеменников выгоняли с плодородных земель). Другой
- великий китайский новатор - не только остановил политические
бунты и недовольства в сельских регионах, но и накормил 1/5
часть населения планеты. Они сумели найти такие механизмы
преобразования сельской экономики, которые заинтересовали
прежде всего самих сельчан.
К слову сказать, те же большевики, прежде чем прийти к власти,
завлекали народ обещаниями, используя популистские лозунги
типа “Земля - крестьянам”. Однако за период советского режима
они так и не выполнили своего обещания. В этом отрезке истории
исключением является, пожалуй, один человек - генерал Деникин,
который реализовал это на деле, раздав земли крестьянам. Не
будем забывать, что при этом у него была своя мотивация -
рекрутирование людей в ряды белой армии.
Но вернемся к реалиям современного казахстанского сельского
хозяйства. Закономерно, что стержневым элементом в этой сфере
является земля. В общественном сознании в вопросах о земле
мы еще тянем груз общинно-родового наследия. Вот почему многие
наши соотечественники не приемлют превращения земли в товар.
Над всеми нами довлеет “историческая память”, традиционный
подход к этому вопросу.
С другой стороны, у сегодняшних сельских тружеников чаще
наблюдается эмоциональное разочарование в реформах. В нашем
случае оно многократно усилилось из-за ошибок в проведении
приватизации на селе. Эти явления вкупе с коррумпированностью
сельских чиновников породили неприкрытую ненависть к “реформаторам”.
Такое состояние души у психологов называется фрустрирование,
то есть состояние дезорганизации сознания и поведения под
воздействием внутренних и внешних факторов.
А посему при реализации задач, обозначенных в послании главы
государства, необходимо учитывать менталитет сельского жителя,
который очень часто мыслит крайне архаично.
Сегодня уже ясно, что качественный продукт надо добывать
на родных пастбищах и полях, а не искать их в “нож
|