17 мая 2002
№ 20 (208)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Мнения
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Люди  

Ганс-Эрик Фит - романтический меланхолик

Салтанат Исмагулова

Услышав эту фразу, я облегченно вздохнула. Мои пытливые расспросы, несмотря на нордическую сдержанность кинорежиссера, все-таки увенчались успехом (как он не похож на своих говорливых, не в меру, коллег).
Мы разговаривали о фильме “Мед и молоко из Рот Фронта” после премьеры в республиканском Доме кино, где собрались известные документалисты Германии, Казахстана и Кыргызстана.

- Когда мы впервые приехали в эту деревню неподалеку от Бишкека, мне показалось, что я в родной Фрисляндии 60-х годов. Жители поселка - потомки немецких сектантов-меннонитов, покинувших родные земли более 300 лет назад (из-за преследований по религиозным убеждениям они двинулись сначала в Восточную Пруссию, затем в Польшу и осели в России). Они говорят на нижненемецком диалекте (который понятен только фрисляндцам), готовят ливерную колбасу по рецептам своих прапрадедов. Это, пожалуй, и все от их немецких корней. Образ родины, которую они никогда прежде не видели, существовал только в их головах.

Адольф Коп - герой фильма “Мед и молоко из Рот Фронта”, - как и многие его сельчане, вернулся на историческую родину с началом перестройки. Здесь его дом, дети, внуки, которые считают себя стопроцентными немцами. Но каждое лето он наведывается в Рот Фронт к своему брату: помогает в хозяйстве, ухаживает за лошадьми. Только здесь, в родном селе, ему удается отвести душу, покататься в седле по горным склонам, подышать родным воздухом. Он рассказывает о своей жизни (как бы поделенной пополам) очень скупо, уклончиво отводя от камеры взгляд (баптистам запрещено смотреть телевизор, ходить в кино). Но в его маловыразительной речи столько невысказанной печали и грусти, что щемит сердце. Как и от простодушного откровения нашей землячки Иды, считающей своей единственной родиной Казахстан, Акмолинскую область, где она родилась и выросла (она показывает перед камерой фотографии своей молодости: вот она, студентка немецкого факультета Иняза, перед зданием института на Дзержинского, на улицах нашего города...

Адольфу Копу предстоит выступить перед 500 зрителями на премьере фильма в берлинском кинотеатре. Он будет говорить и от своего имени, и от имени брата Рудольфа, скончавшегося незадолго до этого в Кыргызстане (ему и посвящен этот фильм). И от лица оставшихся на родине, в Ротфронте, земляков.

- Как вы пришли в кино?

- Возможно, на это повлияли детские зрительские впечатления. В нашей деревне, насчитывающей несколько сотен дворов, кинотеатра не было. Ездили в соседний городок, чтобы посмотреть “Пепел и алмаз” Анджея Вайды и “Процесс” Орсона Уэллса (по Кафке). Но о кино я серьезно не думал и позже, перепробовав множество профессий (лаборант-алхимик, водитель грузовика, рабочий лесного хозяйства, Санта Клаус на рождественских утренниках). Мне было 32 года - я учился политологии, социологии, философии в Свободном берлинском университете (до этого прослушал курс в Королевском университете Белфаста). Службе в армии предпочел работу социального работника и надолго, на 7 лет, уехал в Англию, а затем в Северную Ирландию. Тогда это была горячая точка: в центре сообщества собирались представители противоборствующих сторон - католики и протестанты (нашей задачей было примирить их). В жизненные планы профессия политолога не входила - это бы означало принадлежность к определенной партии, а мне не хотелось терять свободу в выражении собственных взглядов. В этот момент произошла встреча, которая определила выбор будущей профессии.

Случайно повстречавшийся берлинский бродяга Карл Армс и станет ключевой фигурой, круто и бесповоротно изменившей жизнь Ганса-Эрика Фита. Он напомнит ему скончавшегося от алкоголизма отца. Бесприютное детство - из-за разногласий между родителями, - проведенное в доме стариков, родителей матери. Здесь он с братом получит тепло и ласку и любовь к жизни (“это было самое эмоциональное время”).

Фит заменит Карлу Армсу и отца, и мать, и сиделку (пригодился опыт социального работника), поможет устроиться с жильем, поместит в больницу. Фильм - это исповедь, монолог бомжа о самом себе. “Ему хотелось быть услышанным. И это произошло в фильме”. Спустя несколько дней после окончания съемок Карл Армс скончался в клинике.

- Я не воспринимаю мистику такого рода, как в “Гарри Поттере”.Но она, без сомнения, присутствует в моей жизни. В день, когда я поступил в Немецкую академию кино и телевидения, скончался кинорежиссер Франсуа Трюффо (к мистическим проявлениям Фит относит и встречу на берлинских улицах с Карлом Армсом, и его смерть после окончания фильма, и первое публичное выступление баптиста Адольфа Копа перед многочисленной аудиторией на премьерном показе фильма).

- Кто вы по натуре?

- Романтический меланхолик. Это сочетание придает мне энергию и творческие силы. Я делаю кино для массового зрителя (конечно, это не уровень Фассбиндера), стараясь вложить юмор, может быть даже иронию (хотя правомерно ли говорить о немецком юморе? Его у нас просто нет).

Педантизм и неуклонную страсть к порядку - характерные особенности своих соотечественников Фит объясняет очень просто: “Это страх перед настоящей жизнью”.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии