Ганс-Эрик Фит - романтический меланхолик
Салтанат Исмагулова
Услышав эту фразу, я облегченно вздохнула. Мои пытливые
расспросы, несмотря на нордическую сдержанность кинорежиссера,
все-таки увенчались успехом (как он не похож на своих говорливых,
не в меру, коллег).
Мы разговаривали о фильме “Мед и молоко из Рот Фронта” после
премьеры в республиканском Доме кино, где собрались известные
документалисты Германии, Казахстана и Кыргызстана.
- Когда мы впервые приехали в эту деревню неподалеку от Бишкека,
мне показалось, что я в родной Фрисляндии 60-х годов. Жители
поселка - потомки немецких сектантов-меннонитов, покинувших
родные земли более 300 лет назад (из-за преследований по религиозным
убеждениям они двинулись сначала в Восточную Пруссию, затем
в Польшу и осели в России). Они говорят на нижненемецком диалекте
(который понятен только фрисляндцам), готовят ливерную колбасу
по рецептам своих прапрадедов. Это, пожалуй, и все от их немецких
корней. Образ родины, которую они никогда прежде не видели,
существовал только в их головах.
Адольф Коп - герой фильма “Мед и молоко из Рот Фронта”, -
как и многие его сельчане, вернулся на историческую родину
с началом перестройки. Здесь его дом, дети, внуки, которые
считают себя стопроцентными немцами. Но каждое лето он наведывается
в Рот Фронт к своему брату: помогает в хозяйстве, ухаживает
за лошадьми. Только здесь, в родном селе, ему удается отвести
душу, покататься в седле по горным склонам, подышать родным
воздухом. Он рассказывает о своей жизни (как бы поделенной
пополам) очень скупо, уклончиво отводя от камеры взгляд (баптистам
запрещено смотреть телевизор, ходить в кино). Но в его маловыразительной
речи столько невысказанной печали и грусти, что щемит сердце.
Как и от простодушного откровения нашей землячки Иды, считающей
своей единственной родиной Казахстан, Акмолинскую область,
где она родилась и выросла (она показывает перед камерой фотографии
своей молодости: вот она, студентка немецкого факультета Иняза,
перед зданием института на Дзержинского, на улицах нашего
города...
Адольфу Копу предстоит выступить перед 500 зрителями на премьере
фильма в берлинском кинотеатре. Он будет говорить и от своего
имени, и от имени брата Рудольфа, скончавшегося незадолго
до этого в Кыргызстане (ему и посвящен этот фильм). И от лица
оставшихся на родине, в Ротфронте, земляков.
- Как вы пришли в кино?
- Возможно, на это повлияли детские зрительские впечатления.
В нашей деревне, насчитывающей несколько сотен дворов, кинотеатра
не было. Ездили в соседний городок, чтобы посмотреть “Пепел
и алмаз” Анджея Вайды и “Процесс” Орсона Уэллса (по Кафке).
Но о кино я серьезно не думал и позже, перепробовав множество
профессий (лаборант-алхимик, водитель грузовика, рабочий лесного
хозяйства, Санта Клаус на рождественских утренниках). Мне
было 32 года - я учился политологии, социологии, философии
в Свободном берлинском университете (до этого прослушал курс
в Королевском университете Белфаста). Службе в армии предпочел
работу социального работника и надолго, на 7 лет, уехал в
Англию, а затем в Северную Ирландию. Тогда это была горячая
точка: в центре сообщества собирались представители противоборствующих
сторон - католики и протестанты (нашей задачей было примирить
их). В жизненные планы профессия политолога не входила - это
бы означало принадлежность к определенной партии, а мне не
хотелось терять свободу в выражении собственных взглядов.
В этот момент произошла встреча, которая определила выбор
будущей профессии.
Случайно повстречавшийся берлинский бродяга Карл Армс и станет
ключевой фигурой, круто и бесповоротно изменившей жизнь Ганса-Эрика
Фита. Он напомнит ему скончавшегося от алкоголизма отца. Бесприютное
детство - из-за разногласий между родителями, - проведенное
в доме стариков, родителей матери. Здесь он с братом получит
тепло и ласку и любовь к жизни (“это было самое эмоциональное
время”).
Фит заменит Карлу Армсу и отца, и мать, и сиделку (пригодился
опыт социального работника), поможет устроиться с жильем,
поместит в больницу. Фильм - это исповедь, монолог бомжа о
самом себе. “Ему хотелось быть услышанным. И это произошло
в фильме”. Спустя несколько дней после окончания съемок Карл
Армс скончался в клинике.
- Я не воспринимаю мистику такого рода, как в “Гарри Поттере”.Но
она, без сомнения, присутствует в моей жизни. В день, когда
я поступил в Немецкую академию кино и телевидения, скончался
кинорежиссер Франсуа Трюффо (к мистическим проявлениям Фит
относит и встречу на берлинских улицах с Карлом Армсом, и
его смерть после окончания фильма, и первое публичное выступление
баптиста Адольфа Копа перед многочисленной аудиторией на премьерном
показе фильма).
- Кто вы по натуре?
- Романтический меланхолик. Это сочетание придает мне энергию
и творческие силы. Я делаю кино для массового зрителя (конечно,
это не уровень Фассбиндера), стараясь вложить юмор, может
быть даже иронию (хотя правомерно ли говорить о немецком юморе?
Его у нас просто нет).
Педантизм и неуклонную страсть к порядку - характерные особенности
своих соотечественников Фит объясняет очень просто: “Это страх
перед настоящей жизнью”.
|