17 мая 2002
№ 20 (208)
Разделы
     Главная страница
     События
     Право
     Мнения
     Исследования
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Театральные истории

Жанна САГАДИ

Место в поднебесной
Порядка 70 лет назад в один из чудесных осенних вечеров на углу улиц Фурманова и Горького изумительные инструментальные напевы взбудоражили спокойствие жителей столицы
Удивительные мелодии рождались карнаем, дутаром, нагрой и сурнаем - проникновенными уйгурскими инструментами, которые трубили во всю вселенную, радуясь новорожденному - первому в многовековой истории уйгуров профессиональному театру.
Немало воды утекло с тех пор. До сих пор не сходит со сцены Уйгурского музыкального драматического театра спектакль “Анархан”, премьерой которого, собственно, он и открылся.
Некоторые из самых первых постановок на фольклорные сюжеты: “Герип-Санам” И.Саттарова и В.Дьякова, “Тахир и Зухра” С.Абдуллы, “Насреддин Апанди” Ю.Мухлисова, “Фархад и Ширин” Н.Хикмета - являются достойным ретроукрашением репертуара и в настоящее время.

В конце мая Уйгурский театр планирует торжественно и необычно отметить свое новоселье. На крыше родного здания. А она огромная и вместит много любителей искусства и экстрима. Возможно, там же будет и угощение. Непонятно лишь то, каким образом гости будут доставляться на поднебесное место торжества?

После многочисленных переездов, проблем с площадями, от чего артисты театра долгое время не имели возможности работать в “родных стенах”, а выступали на арендованных сценических площадках, наконец долгожданное чудо свершилось. Реконструкция здания театра завершается. Это будет довольно респектабельное здание с тонированными стеклами, которое вместит не только коллектив театра, но и клуб уйгурских меценатов, художественную галерею “Мын ой”, звукозаписывающие студии популярных эстрадных групп “Яшлык” и “Дервиши”, ассоциацию уйгурских промышленников и предпринимателей, фонд культурной помощи “Бостан”.

Кстати, о последнем. Совсем недавно благодаря поддержке фонда “Бостан” труппа театра в количестве семи человек (К.Абдуллаева - руководитель группы, президент фонда “Бостан”, Р.Махпирова, Р.Хамраева, У.Супиева, Ж.Амитова, Р.Бахтыбаева, Т.Аблизова) побывала в Венгрии, где приняла участие в традиционном фестивале кино и сценического искусства Media Wave. Артисты Уйгурского музыкального драматического театра, выступившие с программой “Старинные обряды уйгурского народа, передаваемые музыкой, песнями и танцами”, были удостоены диплома первой степени.

Фестиваль, собравший представителей почти всех стран мира, удался на славу. Заметим, его особенностью было то, что в нем могли принять участие малые народности, не имеющие государственности. Еще одно призовое место досталось 82-летнему южноафриканскому музыканту, который виртуозно играл на своем национальном смычковом инструменте в сопровождении венгерского оркестра.

Особенно были отмечены публикой уйгурские артисты, кстати, единственные участники из Казахстана: “Мукамчилар” - мелодия IV-V веков, артисты изображают древний наскальный рисунок, который постепенно оживляется, “Ажам” - песня, ставшая классикой музыкальных произведений уйгурского народа, композиция “Хлеб”, мукам (крупное вокально-инструментальное произведение) “Озхал”, который исполняется на древних музыкальных инструментах тамбур и дутар, композиция “Люлька - Бошук” - обрядовое мероприятие уйгуров, посвященное ребенку и его родителям, “Той - свадебная” - подготовка невесты к свадьбе, уйгурские частушки “Лапар”...

Куклы
Комитет культуры Министерства культуры, информации и общественного согласия выступил организатором Первого республиканского фестиваля кукольных театров, который состоялся в Алматы с 13 по 16 мая.

На фестиваль съехались Шымкентский, Костанайский, Петропавловский, Актауский, театр из Актобе и Республиканский государственный театр кукол, располагающийся в Алматы. В здании последнего и проходили добрые детские постановки: “Мир пушкинских сказок”, “Приключения Светлячка”, “Ак кус туралы аныз”, “Аистенок и Пугало”, впервые представленный Республиканским театром кукол в новой постановке главного режиссера, заслуженного артиста Казахской ССР П.Потороки в 1977 году.

Фестиваль длился три дня. В каждый конкурсный день демонстрировалось по два-три спектакля, и в завершение каждой детской постановки жюри фестиваля выносило ту или иную работу на обсуждение.

Артистами Республиканского государственного театра кукол, лауреата международных фестивалей и конкурсов кукольного искусства, имеющего богатейший репертуар - порядка 38 спектаклей на русском и казахском языках и международную шоу-программу “Мелодии друзей”, была представлена постановка режиссера С.Шукирова “Акку-Жибек” (автор Д.Исабеков).

По мнению одного из членов жюри - директора Казахского государственного академического театра драмы имени М.Ауэзова Еркина Жуасбека, подобные фестивали не проводились в Казахстане с 1992 года, и то, что шесть кукольных театров за десять лет все-таки сумели встретиться, - это уже плюс.

Конечно, по сравнению с мировым кукольным искусством театры страны отстают намного, отсутствуют национальная режиссура театров кукол, профессиональная техника кукловождения (скудные движения, походки кукол, что не позволяет передать того или иного сюжетного эффекта), мастера-ремесленники, создающие современных кукол. Согласитесь, все куклы сейчас стилизованы под старые народные сказки. Но время идет, и необходимо отходить от консервативных штампов, создавая новые модернизированные образы для детских спектаклей.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии